![]() |
| ![]() |
|
Статья: Время свериться с бюджетом ("Практическая бухгалтерия", 2004, N 11)
"Практическая бухгалтерия", N 11, 2004
ВРЕМЯ СВЕРИТЬСЯ С БЮДЖЕТОМ
Этим летом работники ФНС обновили порядок проведения сверки: с 1 ноября сама процедура будет проходить по-новому, а ее результаты оформляться на новых бланках.
Сбой программы или ошибка бухгалтера может привести к тому, что у фирмы образуется переплата по налогам. Чтобы вернуть или зачесть излишне перечисленные в бюджет суммы, просто написать заявление о зачете мало. Придется еще пройти в своей налоговой инспекции процедуру, называемую сверкой. Итак, с ноября этого года сверка с бюджетом будет проходить по новым правилам. Утвердил их Приказ МНС России от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468. Осталось совсем немного времени, чтобы подготовиться к грядущим изменениям.
"Необязательная" обязанность
В новом порядке проведения сверки говорится, что проводить выверку расчетов с бюджетом нужно при переходе организации на учет в другую налоговую инспекцию, при ликвидации и по инициативе самого коммерсанта (п.3 Приказа МНС России от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468). "Крупнейшие" же налогоплательщики обязаны сверяться с контролерами ежеквартально.
Как видите, требования проходить сверку специально для возврата или зачета налога новый порядок не содержит. Нет такой обязанности и в Налоговом кодексе. Однако избежать выверки расчетов с бюджетом удастся вряд ли. Дело в том, что для зачета излишне перечисленного налога инспекторы должны убедиться, что переплата действительно есть (п.3 ст.78 НК РФ). Это говорят и судьи (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 марта 2004 г. по делу N А40-44165/03-111-492). Так что, хотя сверка и не носит обязательного характера, провести ее при зачете или возврате налога придется. Что же касается проведения обязательной ежегодной сверки, то новым порядком она не предусмотрена. Но это не означает, что о ней можно забыть. Если раньше такая инициатива исходила от налоговиков, то теперь позаботиться о ней вы должны сами. Ведь сверка расчетов с бюджетом есть не что иное, как инвентаризация обязательств. А ее проведения перед составлением годового баланса пока никто не отменял. Если же вы просто решили проверить свои расчеты по налогам, скажем, при смене главбуха, то сделать это можно в течение года в любое удобное время. Свериться можно как по всем налоговым платежам, так и по одному из них. Для добровольной выверки достаточно написать заявление в инспекцию. Составить его можно в произвольной форме. Однако контролеры требуют, чтобы на бланке содержалась следующая информация: наименование фирмы, ИНН, КПП, виды налогов и период, за который вы хотите провести выверку. Заявление о проведении сверки может выглядеть, например, так:
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Руководителю| | ИМНС N 45 ЦАО г. Москвы| | Терехову С.В.| | от генерального директора| | ЗАО "Актив" Иванова Е.А.| | (ИНН 7745502768, КПП 774501001)| | | | Заявление | | | | Прошу провести сверку расчетов ЗАО "Актив" с бюджетом за| |девять месяцев 2004 г.: | |— по НДС; | |— по налогу на прибыль; | |— по единому социальному налогу. | | | |Генеральный директор | |ЗАО "Актив" Иванов /Иванов Е.А./| L————————————————————————————————————————————————————————————————— Перечисленные вами налоги инспекторы учитывают в карточках лицевых счетов. Их контролеры заводят на каждого коммерсанта сразу после регистрации в инспекции. Так вот, именно с информацией, содержащейся в этих карточках, инспекторы и будут сверять данные фирмы.
Недолгий путь к победе
Напомним, что пока еще инспекторы руководствуются Приказом МНС России от 5 августа 2002 г. N БГ-3-10/411. А этот документ четких сроков проведения сверки не предусматривает. Поэтому контролеры на местах частенько затягивали ее на месяцы. Новый же порядок не только ограничил проведение сверки по срокам, но и установил для нее конкретные этапы. Так, составить акт сверки налоговики должны в течение пяти рабочих дней. Что же касается всей процедуры выверки расчетов, то, если расхождений между данными инспекции и фирмы нет, займет она не больше десяти рабочих дней. Но, как правило, расхождения все же есть. Поэтому, чтобы выяснить их причину, фирме придется представить контролерам документы, подтверждающие правильность расчета налогов. Конкретный их перечень законодательством не предусмотрен. Так что скорее всего в инспекцию нужно будет отнести налоговые декларации, копии платежных поручений и выписки банка по расчетному счету. Сторона, допустившая в расчетах ошибку, обязана ее исправить. Если налог неправильно рассчитала инспекция, то на внесение изменений в лицевую карточку фирмы ей отводится три рабочих дня. После того как все расхождения устранены, должен быть сформирован новый акт сверки с учетом всех внесенных изменений. Очевидно, что, если сведения инспекции и фирмы не совпадают, процесс выверки несколько затягивается. Поэтому для такого случая предусмотрен более продолжительный срок - 15 рабочих дней (п.3.1.2 Приказа МНС России от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468).
Оформляем результаты
По результатам пройденной сверки инспектор должен составить акт. Теперь оформляться он будет на новых бланках, формы которых утвердил Приказ МНС России от 31 августа 2004 г. N САЭ-3-27/483. Так, сначала контролеры на основании своих сведений заполнят два экземпляра краткого бланка акта (форма N 23-а). Один из них в течение трех дней они должны передать фирме. Если компания с данными инспекции согласна, то краткой формы акта достаточно. В противном случае фирма представляет контролерам копии "первички" для повторного расчета налогов. По результатам новой сверки составляется полный бланк акта (форма N 23), в котором фиксируются причины выявленных первоначально разногласий. И все. Сверка пройдена. Помимо сверки вам может понадобиться и просто справка о том, что задолженности перед бюджетом у вас нет. Например, ее потребует банк, если вы решите взять кредит. Чтобы получить такую справку, напишите в инспекцию по месту своей регистрации заявление. Не забудьте указать в нем, для чего она вам потребовалась и куда вы будете ее представлять. Выдать справку вам должны в течение десяти рабочих дней с момента получения заявления. Отметим, что для этого документа Приказом МНС России от 31 августа 2004 г. N САЭ-3-27/483 тоже утверждена своя форма (N 39-1), причем сразу в двух приложениях к нему. Какую справку получит фирма, зависит от того, какое у нее сальдо по расчетам с бюджетом: положительное (согласно Приложению 3) или отрицательное (согласно Приложению 4). Если же ни переплаты, ни недоимки у вас нет (то есть сальдо нулевое), то справку инспектор должен заполнить по бланку, приведенному в Приложении 3 Приказа. Заметьте, деньги, списанные на уплату налогов с вашего счета, но пока не зачисленные в бюджет, в справке не отражаются.
С.Бездорожева Эксперт ПБ Подписано в печать 25.10.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |