|
|
Статья: Резерв на гарантийный ремонт ("Московский бухгалтер", 2004, N 11)
"Московский бухгалтер", N 11, 2004
РЕЗЕРВ НА ГАРАНТИЙНЫЙ РЕМОНТ
В столице огромное количество магазинов и фирм, которые при продаже товара обязуются починить его в случае поломки. В течение года покупатели обращаются с таким требованием очень неравномерно. Соответственно и для налога на прибыль расходы на ремонт включаются в течение года неодинаково. Для решения этой проблемы в налоговом учете разрешено создавать резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. Как правило, договор на выполнение гарантийного ремонта заключать необязательно. Ведь право на такой ремонт вытекает из приобретения товара ненадлежащего качества. Если у покупателя нет кассового или товарного чека либо иного документа, который подтверждает приобретение товара, все равно отказать в ремонте продавец не сможет (п.5 ст.18 Закона N 2300-1). Недостатки, обнаруженные в товаре, продавец должен устранить незамедлительно, если иной срок не определен соглашением сторон в письменной форме (п.1 ст.20 Закона N 2300-1). Если требование о проведении гарантийного ремонта предъявлено в отношении товаров длительного пользования, продавец обязан в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар. Причем продавец должен обеспечить доставку за свой счет. В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Этот период начинается со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи товара после ремонта. Об этом гласит п.3 ст.20 Закона N 2300-1.
Примечание. Ответственность продавца за продажу покупателю товара ненадлежащего качества определена ст.ст.469 - 477 Гражданского кодекса и Законом от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей". Причем не имеет значения, предусмотрено ли условие об ответственности в договоре купли-продажи или нет. Если покупатель обнаружил недостатки в товаре, на который установлен гарантийный срок, то он вправе предъявить претензии по качеству товара в течение гарантийного срока. Об этом гласит п.3 ст.477 Гражданского кодекса.
А если такой срок не установлен, то покупатель все равно может предъявить требования, связанные с недостатками товара. Правда, при условии, что недостатки были обнаружены в разумный срок (в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю). Недостатки, обнаруженные в товаре, продавец должен устранить незамедлительно, если иной срок не определен соглашением сторон в письменной форме (п.1 ст.20 Закона N 2300-1).
Как создать резерв
Порядок формирования резерва для целей налогообложения прибыли регулируется ст.267 Налогового кодекса. Организации самостоятельно принимают решение о создании резерва. Это решение должно быть закреплено в учетной политике. Естественно, право создавать резерв имеют только те налогоплательщики, которые ведут учет доходов и расходов методом начисления. Резерв формируется непосредственно при продаже товаров, подлежащих гарантийному обслуживанию. В момент реализации определенный процент стоимости товара относят на увеличение суммы резерва. Эта сумма увеличивает налоговые расходы организации. Рассчитывать величину резерва можно в конце месяца или квартала, по итоговым данным о продажах. Если фирма решит прекратить реализацию товаров с гарантийным сроком, то созданный ранее резерв продержится до тех пор, пока не истечет гарантийный срок всех проданных товаров (п.6 ст.267 НК). После этого сумму неиспользованного резерва включают в доходы. Период, на который создается резерв, организация также определяет самостоятельно. Ограничен лишь предельный размер отчислений в резерв.
Сколько начислять
Фирмы, которые реализуют товары с гарантией свыше трех лет, предельный размер отчислений в этот резерв определяют так. Сначала надо разделить расходы на гарантийный ремонт за последние три года на выручку по этим товарам за этот же период (проще говоря, найти долю расходов в общей выручке). Дальше эту долю надо умножить на выручку от продажи гарантийных товаров за текущий отчетный период (см. пример 1). Если организация продает товары с условием гарантийного ремонта менее трех лет, то для расчета резерва нужно взять этот период. Далее надо действовать так же, как и в первом случае. А вот у организаций, которые раньше вообще с гарантией товар не продавали, резерв определяется "на глаз". То есть надо заранее спланировать предполагаемый расход на ремонт и потом скорректировать эту сумму на фактически произведенные расходы (п.4 ст.267 НК). Кодекс указывает, что при корректировке следует исходить "из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров за истекший период". Что же это означает, что сумму спланированного резерва надо корректировать на долю произведенных затрат в общей выручке? Но тогда на расходы пойдет сумма, которая гораздо меньше, чем произведенные траты. Значит, эту долю надо умножить на выручку от реализации. Допустим, мы запланировали откладывать в резерв по 10 000 руб. за каждую проданную единицу товара. В итоге, продав за год 20 единиц, мы отложили в резерв 200 000 руб.. Расходы же на гарантийный ремонт составили 12 000 руб.. Стоимость проданных товаров составила 400 000 руб. По Кодексу, мы должны определить долю фактических расходов и из нее "исходить". Она составит 3% (12 000 руб. / 400 000 руб. х 100%). Далее этот коэффициент умножаем опять-таки на выручку и получаем фактический расход на ремонт - 12 000 руб. (400 000 руб. х 3%). Почему в Кодексе сразу не прописано, что из резерва в расходы попадут фактические траты, а остальное надо просто включить в доход, остается непонятным. Для инспекторов же нужно составить план расходов на ремонт и приложить его к учетной политике. Если по итогам года величина созданного резерва оказалась больше фактически произведенных расходов, то разницу можно перенести на следующий год (п.5 ст.267 НК). Если же сложилась обратная ситуация (сумма резерва оказалась меньше суммы расходов на гарантийный ремонт), то разница по итогам года включается в налоговом учете в состав прочих расходов (п.5 ст.267 НК).
Пример 1. ЗАО "Союз" продает телевизоры в течение четырех лет. По договорам купли-продажи общество обязуется производить их гарантийный ремонт. Учетной политикой организации для целей налогообложения предусмотрено создание резерва на гарантийный ремонт и обслуживание на 2005 г. Расходы организации на гарантийный ремонт за 2002 - 2004 гг. составили 100 000 руб., а выручка от реализации за тот же период - 20 000 000 руб. (без учета НДС). Тогда "коэффициент резервных отчислений" на 2004 г. равен 0,5% (100 000 руб. / 20 000 000 руб. х 100%). Стоимость одного телевизора - 6000 руб. (без учета НДС). То есть, продав один телевизор, ЗАО "Союз" может отчислить в резерв 30 руб. (6000 руб. х 0,5%). Приведенный расчет общество указало в учетной политике для целей налогообложения на 2005 г.
Пример 2. ЗАО "Союз" реализует мотоциклы в течение двух лет. По договорам купли-продажи оно обязуется производить их гарантийный ремонт. Учетной политикой организации для целей налогообложения предусмотрено создание резерва на гарантийный ремонт и обслуживание на 2005 г. Расходы общества на гарантийный ремонт за 2003 - 2004 гг. составили 300 000 руб., а выручка от реализации за тот же период - 10 000 000 руб. (без учета НДС). Предельный размер отчислений при реализации одного мотоцикла равен 3% (300 000 руб./ 10 000 000 руб. х 100%). Стоимость мотоцикла 60 000 руб. (без учета НДС). Таким образом, продав один мотоцикл, ЗАО "Союз" может отчислить в резерв 1800 руб. (60 000 руб. х 3%).
А.Михайловский Подписано в печать 23.10.2004
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |