|
|
Статья: Порядок лицензирования деятельности по производству табачных изделий ("Налоговое планирование", 2004, N 4)
"Налоговое планирование", N 4, 2004
ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Согласно ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) производство табачных изделий входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Положение о лицензировании деятельности по производству табачных изделий (далее - Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2002 N 548. Положением установлено, что лицензирование деятельности по производству табачных изделий осуществляется МНС России (далее - лицензирующий орган). Пунктом 3 Положения определены лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по производству табачных изделий. К ним относятся: - соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области производства табачной продукции, государственных стандартов и технических условий по производству табачных изделий; - наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений и технологического оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности; - наличие цеха первичной переработки табачного сырья в составе единого технологического цикла производства табачных изделий;
- наличие лаборатории по технологическому контролю производства табачных изделий; - осуществление обязательной маркировки специальными марками производимых табачных изделий в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; - наличие у работников лицензиата высшего, среднего специального, дополнительного образования и специальной подготовки в области производства табачных изделий, соответствующей требованиям и характеру выполняемой работы. Согласно п.4 Положения для получения лицензии индивидуальный предприниматель - соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган: - заявление о предоставлении лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность; вида лицензируемой деятельности; - копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; - копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; - сведения о квалификации работников соискателя лицензии; - санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии производства табачных изделий санитарным правилам; - документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии. Следует иметь в виду, что копии документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригиналов. Установленный перечень документов является исчерпывающим, и требование представления каких-либо иных документов неправомерно, что подтверждается абз.9 п.1 ст.9 Закона N 128-ФЗ и последним абзацем п.4 Положения. Приказом МНС России от 03.09.2003 N АС-3-07/485 утверждены Методические указания по применению Постановления Правительства РФ от 22.07.2002 N 548 "О лицензировании деятельности по производству табачных изделий" (далее - Методические указания). Нередко у соискателей лицензии возникают вопросы, связанные с тем, какие сведения о квалификации работников необходимо представлять в лицензирующий орган. Пунктом 2.1.8 Методических указаний разъяснено, что в качестве таких сведений может быть представлена заверенная печатью справка за подписью руководителя соискателя лицензии о наличии у его работников высшего, среднего специального, дополнительного образования и специальной подготовки в области производства табачных изделий, соответствующей требованиям и характеру выполняемой работы. Методические указания разъясняют порядок прохождения документов, поданных в лицензирующий орган для получения лицензии. Так, заявление с приложением необходимых документов представляется непосредственно в лицензирующий орган представителем соискателя лицензии либо направляется в его адрес ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Все документы, представленные в лицензирующий орган, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов. Заявление и поступившие с ним документы регистрируются структурным подразделением лицензирующего органа, в компетенцию которого входит прием, обработка, регистрация и распределение поступающей корреспонденции, и в день их поступления или на следующий день передается структурному подразделению лицензирующего органа, осуществляющему их экспертизу. Пунктом 3.3 Методических указаний определено, что структурным подразделением, осуществляющим экспертизу документов, регистрируется заявление и проводится проверка поступивших документов на соответствие установленному законодательством перечню. В случае выявления несоответствия представленных документов требуемому перечню заявление не подлежит рассмотрению лицензирующим органом и должно быть возвращено соискателю лицензии в 5-дневный срок со дня поступления в лицензирующий орган. К возвращаемому заявлению прилагается сопроводительное письмо, подписанное уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа, в котором указывается конкретная причина отказа в рассмотрении заявления со ссылкой на соответствующую норму Закона N 128-ФЗ и (или) Положения. Второй экземпляр заявления с приложением к нему описи вложения и копии сопроводительного письма остается в лицензирующем органе. Соискатель лицензии вправе повторно обратиться в лицензирующий орган. При этом одновременно с заявлением о предоставлении лицензии необходимо представить недостающие документы. Лицензирующий орган проводит их экспертизу. При этом вновь поступившие документы рассматриваются в совокупности с документами, поступившими с заявлением, в рассмотрении которого было отказано, при условии, если срок их действия не истек. В противном случае документы, приложенные к заявлению, в рассмотрении которого было отказано, возвращаются соискателю лицензии по его заявлению. Рассмотрение лицензирующим органом принятого заявления соискателя лицензии и представленных с ним документов включает в себя: - экспертизу документов на их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации; - проверку производственных и (или) складских помещений соискателя лицензии, предназначенных для осуществления заявленного лицензируемого вида деятельности, на соответствие установленным Законом N 128-ФЗ и Положением лицензионным условиям и требованиям (далее - проверка); - анализ акта проверки и подготовка заключения; - принятие решения о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии. Порядок проведения проверки на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям разъяснен разд.V Методических указаний. Налоговый орган, которому поручено проведение проверки, в соответствии с п.5 Положения вправе запросить у соискателя лицензии следующие сведения: 1. Наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений и технологического оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности. При этом проверяются сведения свидетельства о государственной регистрации права собственности или иного вещного права на недвижимое имущество либо выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в соответствии со ст.ст.130 - 132, 164 ГК РФ, а также Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" либо сведениями, подтверждающими права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу данного Федерального закона). В случае если соответствующее технологическое оборудование соискателя лицензии относится к движимому имуществу, проверяется наличие иных сведений о праве собственности или иных законных оснований владения соискателем лицензии данным оборудованием в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Техническое оснащение соискателя лицензии. 3. Наличие условий, необходимых для хранения специальных марок для маркировки табачных изделий. 4. Наличие сертификатов соответствия на технологическое оборудование для производства табачных изделий. 5. Возможность соискателя лицензии производить табачные изделия, соответствующие государственным стандартам, к которым относятся сведения: - о наименованиях видов продукции, которые соискатель лицензии планирует производить в случае получения лицензии на заявленный вид деятельности; - свидетельствах на товарный знак; - сертификатах соответствия на табачные изделия; - наличии нормативно-технической документации. 6. Наличие лаборатории по технологическому контролю производства табачных изделий. При этом проверяются список лабораторного оборудования и перечень проводимых испытаний. Согласно п.5.2 Методических указаний результаты проверки оформляются актом. В случае направления в лицензирующий орган отрицательного заключения по результатам проверки в нем должны быть указаны конкретные нарушения со ссылкой на положения соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации. Акт проверки, копии документов и заключение по нему направляются в лицензирующий орган не позднее 10 дней со дня получения соответствующего поручения на проведения проверки. Согласно п.6 Положения решение о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии) принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Пунктом 6.1 Методических указаний предусмотрено, что после окончания проведения экспертизы соответствующие документы, акт проверки и заключения по ним передаются на рассмотрение уполномоченному должностному лицу лицензирующего органа для принятия им решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии, подписанное уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа, направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии, уведомление об отказе в предоставлении лицензии - с указанием причин отказа. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии. Лицензия выдается непосредственно руководителю соискателя лицензии при представлении им паспорта и документа, подтверждающего его полномочия в качестве руководителя соискателя лицензии (при представлении паспорта - для индивидуального предпринимателя), или доверенному лицу соискателя лицензии на основании доверенности на получение лицензии и паспорта. Решение лицензирующего органа о предоставлении лицензии является основанием для внесения соответствующей записи в сводный государственный реестр предоставленных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий. Следует иметь в виду, что на основании п.6.2 Методических указаний соискателю лицензии может быть отказано в предоставлении лицензии: - при наличии в представленных им документах недостоверной или искаженной информации; - при несоответствии у соискателя лицензии принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям, установленным п.3 Положения. В лицензии и в решении о предоставлении лицензии должно быть указано: - наименование лицензирующего органа; - наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место нахождения юридического лица; - фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; - лицензируемый вид деятельности; - срок действия лицензии; - идентификационный номер налогоплательщика; - номер лицензии; - дата принятия решения о предоставлении лицензии. Лицензия оформляется на бланке установленного лицензирующим органом образца, подписывается уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа и заверяется печатью лицензирующего органа. Пунктом 7 Положения установлено, что лицензия предоставляется на срок 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. В течение срока действия лицензии лицензирующие органы вправе: - проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям; - запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок; - составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; - выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; - выносить предупреждение лицензиату. В соответствии с п.9 Положения контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется не менее одного раза в течение срока действия лицензии на основании предписания лицензирующего органа. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 2 года. Кроме плановых проверок лицензирующий орган вправе осуществлять внеплановые проверки. Внеплановые проверки проводятся для подтверждения устранения лицензиатом выявленных при проведении плановых проверок нарушений лицензионных требований и условий, а также в случае получения лицензирующим органом от юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления документов и иных доказательств, свидетельствующих о нарушениях лицензиатом лицензионных требований и условий. По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений и срока их устранения, который не должен превышать 6 месяцев. На основании акта лицензирующий орган принимает решение о приостановлении действия лицензии или об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензиат обязан уведомить (в письменной форме) лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган принимает решение о возобновлении действия лицензии и сообщает об этом (в письменной форме) лицензиату в течение 3 дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом выявленных нарушений. Согласно п.7.1 Методических указаний переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, а также приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии осуществляются лицензирующим органом в соответствии со ст.ст.11, 13 Закона N 128-ФЗ. Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. На основании п.п.2 - 7 ст.13 Закона N 128-ФЗ лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном абз.2 п.1 ст.13 Закона N 128-ФЗ. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Принятое решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Также следует обратить внимание, что лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
О.А.Королева Советник налоговой службы II ранга МНС России Подписано в печать 21.10.2004
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |