Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Что делать с непрофильными активами ("Консультант", 2004, N 21)



"Консультант", N 21, 2004

ЧТО ДЕЛАТЬ С НЕПРОФИЛЬНЫМИ АКТИВАМИ

Многие компании имеют активы, которые для них менее важны по сравнению с другими. Означает ли это, что их сразу нужно продавать? Ответ на этот вопрос зависит от стратегии компании, ситуации на рынке, а также от некоторых других факторов.

Непрофильными активами большой корпорации можно считать любые активы, которые не относятся к ее основной деятельности. Это могут быть сервисные компании, которые обслуживают основной бизнес, социальные объекты. Также сюда можно включить активы, находящиеся в отраслях, не связанных с основной деятельностью компании, или в тех географических регионах, которые не являются ключевыми с точки зрения стратегии компании. Кроме того, если бизнес компании носит вертикально-интегрированный характер, непрофильными могут быть наименее рентабельные и наименее коммерчески привлекательные звенья в этой структуре.

Стратегии управления активами

Существует два основных подхода к управлению непрофильным бизнесом - активный и пассивный.

Компании с пассивным подходом - те, которые почти не проводят сделок по продаже имеющихся активов либо по приобретению новых. Компании с активным подходом - компании, которые постоянно перестраивают портфель своих активов. Проведенные исследования показали, что на 100 долл., вложенных в бизнес 10 лет назад, компании с пассивным подходом получили существенно меньший доход, чем компании с активным подходом.

Среди компаний с активным подходом можно выделить несколько групп. Во-первых, это те компании, которые методично избавляются от непрофильного бизнеса и вкладывают вырученные средства в имеющееся производство для его развития. Во-вторых, это те фирмы, которые проводят политику активных приобретений на рынке предприятий, относящихся к их бизнесу. И наконец, компании, которые и покупают, и продают активы. Исследование показало, что именно третья группа компаний обеспечила наибольший возврат на вложенные инвестиции. То есть 100 долл., вложенные в 1990 г., в 2000 г. принесли 519 долл.

Как распорядиться непрофильными активами

По большому счету, есть две альтернативные стратегии - выход из непрофильного бизнеса и его сохранение в составе группы. Однако подвариантов может быть множество (см. схему).

Процесс принятия решения

     
                               ———————————————————¬    ——————————————¬
                            Нет|    Возможен ли   | Да | Возможна ли |  
                            ———+финансовый кризис?+———>|стабилизация?|
                            |  L———————————————————    L——————T———————
   
\¦/ ¦
     
                          ————————————————¬                   |  
       —————————————¬     | Жизнеспособно |                   |   ———————————————¬
       | Постепенное| Нет |ли предприятие |  —————————————¬ Да|Нет|Ликвидация или|
       |прекращение |<————+на долгосрочную|<—+Стабилизация|<——+——>|  банкротство |
       |деятельности|     |  перспективу  |  L—————————————       L———————————————
   
L------------- L-----T-------- ———— L-----------¬
     
       ————————————————————¬               \|/                 ——————————————————¬
       |  Удовлетворяют ли |      —————————————————————¬       |Привлекательно ли|
     Да| Группу финансовые |  Да  |Имеет ли предприятие|  Нет  | предприятие для |Нет  
    ———+   и операционные  |<—————+   стратегическую   +——————>| выбранного круга+——¬
    |  |     показатели    |      | важность для Группы|       | инвесторов в его|  |
    |  |    предприятия?   |      L—————————————————————       |  нынешнем виде? |  |
    |  L————————T———————————                                   L———————————————T——  |
    |           |                                                      Да      |    |
    |          \|/               ———————————————————————————————————————————————    |
    |  ——————————————————¬       |         —————————————————¬         Нет           |
    |  | Реструктуризация|       |       ——+ "Предпродажная |  ———————————————¬     |
    |  |с целью повышения|      \|/      | |   подготовка"  |<————————————————+——¬  |
    |  |  эффективности  |   ————————¬   | L—————————————————   |  Жизнеспособно |  |
    |  L——————————————————   |Продажа|<——+                      | ли предприятие |<——
   
¦ --------------------¬ L-------- ¦ ¦ на долгосрочную¦ ¦ ¦Укрепление контроля¦ ¦ -----------------¬ ¦ перспективу ¦ L->¦ и получение ¦ ¦ ¦ Существенная ¦<-¬L-------------T- ———— ¦надежной информации¦ L-+реструктуризация¦ L------------- ———— L-------------------- L----------------- Нет

Естественно, широкий спектр возможных решений по непрофильному активу требует грамотного первоначального анализа бизнеса. Прежде всего необходимо определить, насколько непрофильное предприятие стратегически важно для финансово-промышленной группы, что станет с основным ее бизнесом, если данный актив вывести из состава группы.

Далее нужно провести анализ рынка. Здесь надо решить такие вопросы: насколько перспективен сам рынок, на котором работает предприятие, кто основные конкуренты и как наше предприятие соотносится с конкурентами по основным показателям деятельности. При этом важен анализ не только на сегодняшний день, но и на перспективу: какие существенные явления могут произойти в будущем, которые повлияют на привлекательность рынка.

Финансовый анализ нужно начинать с вопроса о том, насколько предоставляемая предприятием информация заслуживает доверия. Затем важно понять, имеются ли признаки финансового кризиса на предприятии и есть ли потребность в неотложных мерах по стабилизации. Далее нужно исследовать финансовое положение предприятия. Кроме того, важно проанализировать финансовые риски, которые данный бизнес может приносить для группы в целом.

Что касается оценки операционной эффективности, то, к примеру, бизнес может быть "потенциально жизнеспособен", но для его успешного развития необходимы большие капиталовложения. Нужно оценить эти вложения и понять, насколько группа готова финансировать развитие непрофильного актива. Могут быть и другие важные направления анализа: оценка состояния основных фондов и их привлекательности для потенциальных инвесторов, а также сравнение операционной эффективности с показателями конкурентов. Разумеется, необходим правовой и налоговый анализ возможных путей выхода из непрофильного бизнеса или его реструктуризации (реорганизации).

Специфические проблемы в России

В России на нынешнем этапе экономического развития по-прежнему имеется целый ряд факторов, осложняющих для крупных компаний реализацию модной во всем мире темы избавления от непрофильных активов.

Во-первых, российский рынок товаров и услуг до сих пор не развит. Продажа непрофильных предприятий, являющихся поставщиками основного бизнеса, может в дальнейшем увеличить стоимость поставок, привести к снижению качества или к перебоям в поставках. Допустим, какой-то поставщик может быть монополистом. И, если мы его продадим, он может начать нас шантажировать или не обеспечивать должного качества, ведь у нас уже не будет прямого контроля над ним.

Во-вторых, как страна с переходной экономикой, мы унаследовали многое со времен централизованно-планируемой системы. На многих предприятиях есть балласт, который тянет их вниз. Но избавиться от него не так просто по разным социальным, политическим, репутационным соображениям. Возьмем, к примеру, социальные объекты предприятия. Все стремятся перевести их на баланс местного бюджета. Но часто у местного бюджета просто нет денег на обслуживание таких объектов. В то же время бизнес ценит отношения с властями данного региона и совершенно не хочет их портить. Соответственно, они остаются в составе финансово-промышленной группы.

Бывают и другие моменты в нашей практике. Допустим, предприятие выпускает какую-то социально важную продукцию. Компания уже не свободна в выборе, кому продавать такой бизнес. Ведь инвестор может полностью перепрофилировать купленное предприятие или вообще закрыть его. А это, скорее всего, негативно скажется на репутации компании.

И еще один важный момент. Если компания хочет продать бизнес, то круг возможных покупателей в России гораздо уже, чем на Западе. В странах с развитой рыночной экономикой это могут быть стратегические и финансовые инвесторы, фонды прямых инвестиций, а также менеджмент предприятий. В России же все эти институты пока не развиты. Часто потенциальными покупателями бывают одна или две компании. Естественно, спектр возможных решений здесь меньше.

Исходя из всего этого, в России компании часто вынуждены сохранять в своей структуре активы, которые при других условиях были бы уже проданы. Следовательно, повышается значение реструктуризации непрофильных активов. Если же решение о продаже все же принято, то, чтобы продать предприятие за приемлемую цену, часто требуется серьезная предпродажная подготовка.

Реструктуризация компании

При реструктуризации непрофильного бизнеса менеджменту и акционерам группы важно решить вопрос о глубине необходимых преобразований. Если предприятие остается в составе корпорации и поставлена цель повышения его эффективности, то работа по реструктуризации может быть кропотливой и длительной. Если же корпорация принимает решение быстро продать это предприятие, то ей не нужно проводить на нем какие-то кардинальные изменения. Дело в том, что, скорее всего, покупатели будут иметь свои идеи и планы, что с этим предприятием делать дальше. Группе нужно ориентироваться на потребности намеченного круга потенциальных покупателей. Причем для них могут быть важны не только количественные факторы (прибыльность предприятия, его оборот и т.д.), но и качественные (прозрачность корпоративной структуры, качество менеджмента и т.д.).

Естественно, реструктуризация может затрагивать самые разные моменты - организационную и юридическую структуру, стратегию, менеджмент, финансовое положение и т.д. Возможных мер может быть масса. Здесь нужно сказать о планировании процесса. Сначала нужно наметить, какие существуют возможности для реструктуризации. Потом следует определить, сколько компания ожидает от каждой из них получить. Какие при этом затраты, риски могут возникнуть и достаточно ли у компании ресурсов, чтобы реализовать эти возможности. Затем нужно выбрать тот вариант, который при меньших затратах в наименьшие сроки принесет для группы наибольший эффект. Здесь действует "золотое правило" 20 : 80. То есть 20 процентов мер реально приносит 80 процентов результата. На этой основе менеджмент компании должен составить комплексный план реструктуризации.

Продажа непрофильного бизнеса

В процессе продажи важно избежать некоторых распространенных ошибок.

Во-первых, часто продавец не выявляет всех возможных покупателей. Тем самым он сразу сужает круг претендентов. Здесь важную роль может сыграть опытный консультант, который подскажет, на каких потенциальных покупателей стоит обратить внимание, а на кого не следует тратить времени.

Во-вторых, продавец часто не предоставляет возможным покупателям полную информацию о бизнесе. Существует точка зрения, что нужно предоставить как можно меньше сведений, чтобы покупатель не узнал ничего "плохого", не нашел каких-то "скелетов в шкафу". Это заблуждение. Если покупатель серьезный, он все равно проведет подробное исследование продаваемого бизнеса и, скорее всего, обнаружит проблемы - только на более поздней стадии. Предлагаемая цена за бизнес, таким образом, снизится, поскольку покупатель первоначально закладывает в стоимость риск обнаружения таких проблем.

Еще одной из основных проблем является несоблюдение сроков продажи. Это происходит из-за слабого контроля над процессом. Для каждого этапа продажи должны ставиться четкие сроки. Иначе возникает неопределенность, в результате которой стоимость бизнеса неминуемо снижается.

Кроме того, важны вопросы мотивации руководства продаваемой компании. Понятно, что, когда бизнес продается, неизвестно, что будет с компанией в дальнейшем. Поэтому мотивация сотрудников резко снижается. Здесь нужно определить тех ключевых членов руководства компании, которых нужно удержать, потому что они располагают основной информацией и больше всего могут помочь в продаже. Бывает полезным предусмотреть премии за успешное выполнение продажи.

Неподходящий момент - еще один фактор, который негативно воздействует на результаты продажи. Бизнес может быть сильным, но на данный момент рынок в целом подавлен. Тогда стоит подождать с продажей до лучших времен.

Наконец, продавцу важно четко оградить себя от последующих исков покупателя. То есть объем обязательств и гарантий, который предоставляется покупателю в договоре, должен быть минимальным. Лучший способ достичь этого - опять же предоставить в процессе продажи потенциальным покупателям максимум информации и возможность самим оценить возможные риски.

А.Ерофеев

Старший менеджер отдела

финансового консультирования КПМГ

Подписано в печать

21.10.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Аудиторский комитет в российских условиях ("Консультант", 2004, N 21) >
Статья: Лизинг: чей баланс лучше? ("Консультант", 2004, N 21)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.