|
|
Статья: Что делать с непрофильными активами ("Консультант", 2004, N 21)
"Консультант", N 21, 2004
ЧТО ДЕЛАТЬ С НЕПРОФИЛЬНЫМИ АКТИВАМИ
Многие компании имеют активы, которые для них менее важны по сравнению с другими. Означает ли это, что их сразу нужно продавать? Ответ на этот вопрос зависит от стратегии компании, ситуации на рынке, а также от некоторых других факторов.
Непрофильными активами большой корпорации можно считать любые активы, которые не относятся к ее основной деятельности. Это могут быть сервисные компании, которые обслуживают основной бизнес, социальные объекты. Также сюда можно включить активы, находящиеся в отраслях, не связанных с основной деятельностью компании, или в тех географических регионах, которые не являются ключевыми с точки зрения стратегии компании. Кроме того, если бизнес компании носит вертикально-интегрированный характер, непрофильными могут быть наименее рентабельные и наименее коммерчески привлекательные звенья в этой структуре.
Стратегии управления активами
Существует два основных подхода к управлению непрофильным бизнесом - активный и пассивный. Компании с пассивным подходом - те, которые почти не проводят сделок по продаже имеющихся активов либо по приобретению новых. Компании с активным подходом - компании, которые постоянно перестраивают портфель своих активов. Проведенные исследования показали, что на 100 долл., вложенных в бизнес 10 лет назад, компании с пассивным подходом получили существенно меньший доход, чем компании с активным подходом.
Среди компаний с активным подходом можно выделить несколько групп. Во-первых, это те компании, которые методично избавляются от непрофильного бизнеса и вкладывают вырученные средства в имеющееся производство для его развития. Во-вторых, это те фирмы, которые проводят политику активных приобретений на рынке предприятий, относящихся к их бизнесу. И наконец, компании, которые и покупают, и продают активы. Исследование показало, что именно третья группа компаний обеспечила наибольший возврат на вложенные инвестиции. То есть 100 долл., вложенные в 1990 г., в 2000 г. принесли 519 долл.
Как распорядиться непрофильными активами
По большому счету, есть две альтернативные стратегии - выход из непрофильного бизнеса и его сохранение в составе группы. Однако подвариантов может быть множество (см. схему).
Процесс принятия решения
———————————————————¬ ——————————————¬
Нет| Возможен ли | Да | Возможна ли |
———+финансовый кризис?+———>|стабилизация?|
| L——————————————————— L——————T———————
\¦/ ¦
————————————————¬ |
—————————————¬ | Жизнеспособно | | ———————————————¬
| Постепенное| Нет |ли предприятие | —————————————¬ Да|Нет|Ликвидация или|
|прекращение |<————+на долгосрочную|<—+Стабилизация|<——+——>| банкротство |
|деятельности| | перспективу | L————————————— L———————————————
L------------- L-----T--------
————
L-----------¬
————————————————————¬ \|/ ——————————————————¬
| Удовлетворяют ли | —————————————————————¬ |Привлекательно ли|
Да| Группу финансовые | Да |Имеет ли предприятие| Нет | предприятие для |Нет
———+ и операционные |<—————+ стратегическую +——————>| выбранного круга+——¬
| | показатели | | важность для Группы| | инвесторов в его| |
| | предприятия? | L————————————————————— | нынешнем виде? | |
| L————————T——————————— L———————————————T—— |
| | Да | |
| \|/ ——————————————————————————————————————————————— |
| ——————————————————¬ | —————————————————¬ Нет |
| | Реструктуризация| | ——+ "Предпродажная | ———————————————¬ |
| |с целью повышения| \|/ | | подготовка" |<————————————————+——¬ |
| | эффективности | ————————¬ | L————————————————— | Жизнеспособно | |
| L—————————————————— |Продажа|<——+ | ли предприятие |<——
¦ --------------------¬ L-------- ¦ ¦ на долгосрочную¦
¦ ¦Укрепление контроля¦ ¦ -----------------¬ ¦ перспективу ¦
L->¦ и получение ¦ ¦ ¦ Существенная ¦<-¬L-------------T-
————
¦надежной информации¦ L-+реструктуризация¦ L-------------
————
L-------------------- L----------------- Нет
Естественно, широкий спектр возможных решений по непрофильному активу требует грамотного первоначального анализа бизнеса. Прежде всего необходимо определить, насколько непрофильное предприятие стратегически важно для финансово-промышленной группы, что станет с основным ее бизнесом, если данный актив вывести из состава группы. Далее нужно провести анализ рынка. Здесь надо решить такие вопросы: насколько перспективен сам рынок, на котором работает предприятие, кто основные конкуренты и как наше предприятие соотносится с конкурентами по основным показателям деятельности. При этом важен анализ не только на сегодняшний день, но и на перспективу: какие существенные явления могут произойти в будущем, которые повлияют на привлекательность рынка. Финансовый анализ нужно начинать с вопроса о том, насколько предоставляемая предприятием информация заслуживает доверия. Затем важно понять, имеются ли признаки финансового кризиса на предприятии и есть ли потребность в неотложных мерах по стабилизации. Далее нужно исследовать финансовое положение предприятия. Кроме того, важно проанализировать финансовые риски, которые данный бизнес может приносить для группы в целом. Что касается оценки операционной эффективности, то, к примеру, бизнес может быть "потенциально жизнеспособен", но для его успешного развития необходимы большие капиталовложения. Нужно оценить эти вложения и понять, насколько группа готова финансировать развитие непрофильного актива. Могут быть и другие важные направления анализа: оценка состояния основных фондов и их привлекательности для потенциальных инвесторов, а также сравнение операционной эффективности с показателями конкурентов. Разумеется, необходим правовой и налоговый анализ возможных путей выхода из непрофильного бизнеса или его реструктуризации (реорганизации).
Специфические проблемы в России
В России на нынешнем этапе экономического развития по-прежнему имеется целый ряд факторов, осложняющих для крупных компаний реализацию модной во всем мире темы избавления от непрофильных активов. Во-первых, российский рынок товаров и услуг до сих пор не развит. Продажа непрофильных предприятий, являющихся поставщиками основного бизнеса, может в дальнейшем увеличить стоимость поставок, привести к снижению качества или к перебоям в поставках. Допустим, какой-то поставщик может быть монополистом. И, если мы его продадим, он может начать нас шантажировать или не обеспечивать должного качества, ведь у нас уже не будет прямого контроля над ним. Во-вторых, как страна с переходной экономикой, мы унаследовали многое со времен централизованно-планируемой системы. На многих предприятиях есть балласт, который тянет их вниз. Но избавиться от него не так просто по разным социальным, политическим, репутационным соображениям. Возьмем, к примеру, социальные объекты предприятия. Все стремятся перевести их на баланс местного бюджета. Но часто у местного бюджета просто нет денег на обслуживание таких объектов. В то же время бизнес ценит отношения с властями данного региона и совершенно не хочет их портить. Соответственно, они остаются в составе финансово-промышленной группы. Бывают и другие моменты в нашей практике. Допустим, предприятие выпускает какую-то социально важную продукцию. Компания уже не свободна в выборе, кому продавать такой бизнес. Ведь инвестор может полностью перепрофилировать купленное предприятие или вообще закрыть его. А это, скорее всего, негативно скажется на репутации компании. И еще один важный момент. Если компания хочет продать бизнес, то круг возможных покупателей в России гораздо уже, чем на Западе. В странах с развитой рыночной экономикой это могут быть стратегические и финансовые инвесторы, фонды прямых инвестиций, а также менеджмент предприятий. В России же все эти институты пока не развиты. Часто потенциальными покупателями бывают одна или две компании. Естественно, спектр возможных решений здесь меньше. Исходя из всего этого, в России компании часто вынуждены сохранять в своей структуре активы, которые при других условиях были бы уже проданы. Следовательно, повышается значение реструктуризации непрофильных активов. Если же решение о продаже все же принято, то, чтобы продать предприятие за приемлемую цену, часто требуется серьезная предпродажная подготовка.
Реструктуризация компании
При реструктуризации непрофильного бизнеса менеджменту и акционерам группы важно решить вопрос о глубине необходимых преобразований. Если предприятие остается в составе корпорации и поставлена цель повышения его эффективности, то работа по реструктуризации может быть кропотливой и длительной. Если же корпорация принимает решение быстро продать это предприятие, то ей не нужно проводить на нем какие-то кардинальные изменения. Дело в том, что, скорее всего, покупатели будут иметь свои идеи и планы, что с этим предприятием делать дальше. Группе нужно ориентироваться на потребности намеченного круга потенциальных покупателей. Причем для них могут быть важны не только количественные факторы (прибыльность предприятия, его оборот и т.д.), но и качественные (прозрачность корпоративной структуры, качество менеджмента и т.д.). Естественно, реструктуризация может затрагивать самые разные моменты - организационную и юридическую структуру, стратегию, менеджмент, финансовое положение и т.д. Возможных мер может быть масса. Здесь нужно сказать о планировании процесса. Сначала нужно наметить, какие существуют возможности для реструктуризации. Потом следует определить, сколько компания ожидает от каждой из них получить. Какие при этом затраты, риски могут возникнуть и достаточно ли у компании ресурсов, чтобы реализовать эти возможности. Затем нужно выбрать тот вариант, который при меньших затратах в наименьшие сроки принесет для группы наибольший эффект. Здесь действует "золотое правило" 20 : 80. То есть 20 процентов мер реально приносит 80 процентов результата. На этой основе менеджмент компании должен составить комплексный план реструктуризации.
Продажа непрофильного бизнеса
В процессе продажи важно избежать некоторых распространенных ошибок. Во-первых, часто продавец не выявляет всех возможных покупателей. Тем самым он сразу сужает круг претендентов. Здесь важную роль может сыграть опытный консультант, который подскажет, на каких потенциальных покупателей стоит обратить внимание, а на кого не следует тратить времени. Во-вторых, продавец часто не предоставляет возможным покупателям полную информацию о бизнесе. Существует точка зрения, что нужно предоставить как можно меньше сведений, чтобы покупатель не узнал ничего "плохого", не нашел каких-то "скелетов в шкафу". Это заблуждение. Если покупатель серьезный, он все равно проведет подробное исследование продаваемого бизнеса и, скорее всего, обнаружит проблемы - только на более поздней стадии. Предлагаемая цена за бизнес, таким образом, снизится, поскольку покупатель первоначально закладывает в стоимость риск обнаружения таких проблем. Еще одной из основных проблем является несоблюдение сроков продажи. Это происходит из-за слабого контроля над процессом. Для каждого этапа продажи должны ставиться четкие сроки. Иначе возникает неопределенность, в результате которой стоимость бизнеса неминуемо снижается. Кроме того, важны вопросы мотивации руководства продаваемой компании. Понятно, что, когда бизнес продается, неизвестно, что будет с компанией в дальнейшем. Поэтому мотивация сотрудников резко снижается. Здесь нужно определить тех ключевых членов руководства компании, которых нужно удержать, потому что они располагают основной информацией и больше всего могут помочь в продаже. Бывает полезным предусмотреть премии за успешное выполнение продажи. Неподходящий момент - еще один фактор, который негативно воздействует на результаты продажи. Бизнес может быть сильным, но на данный момент рынок в целом подавлен. Тогда стоит подождать с продажей до лучших времен. Наконец, продавцу важно четко оградить себя от последующих исков покупателя. То есть объем обязательств и гарантий, который предоставляется покупателю в договоре, должен быть минимальным. Лучший способ достичь этого - опять же предоставить в процессе продажи потенциальным покупателям максимум информации и возможность самим оценить возможные риски.
А.Ерофеев Старший менеджер отдела финансового консультирования КПМГ Подписано в печать 21.10.2004
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |