Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Учет в России: куда держать курс? ("Консультант", 2004, N 21)



"Консультант", N 21, 2004

УЧЕТ В РОССИИ: КУДА ДЕРЖАТЬ КУРС?

Сегодня не утихают дискуссии по поводу того, каким должен быть бухгалтерский и налоговый учет в России. В частности, очень много говорится о необходимости перехода на международные стандарты. Однако готовы ли к этому российские предприятия? На этот вопрос предлагает свой ответ человек, который стоял у истоков российского бухгалтерского учета, профессор МГУ, автор учебников по бухгалтерскому учету и международным стандартам финансовой отчетности Виталий Федорович Палий.

- Виталий Федорович, как вы оцениваете современное состояние бухгалтерского учета в России?

- Основная проблема, которая тормозит развитие бухгалтерского учета, - это неразвитость в России корпоративных отношений. Отчетность, которую составляет бухгалтер, фактически никому не нужна. Он тратит свое время и труд на то, чтобы в итоге создать документы, которые по-настоящему никем не востребованы. В этих условиях главным для бухгалтера становится уложиться в сроки, определенные законодателем, и отчитаться перед налоговой инспекцией.

Причина такой ситуации кроется в том, что у нас нет квалифицированного, грамотного потребителя финансовой отчетности. Кто должен им быть? Инвестор. Если он собирается вкладывать деньги в компанию, естественно, его интересует ее финансовое положение. А оценить состояние фирмы можно по отчетности, которую формирует бухгалтер. Однако в России у инвесторов потребность "заглядывать в бухгалтерию" пока отсутствует. На фондовых биржах торгуются акции единичных компаний, организации не пытаются привлечь мелких инвесторов. Конечно, при этом складывается ситуация, когда публичная бухгалтерская отчетность никому не интересна. Вследствие этого - отсутствуют естественные стимулы к развитию бухгалтерского учета и аудита.

- Другими словами, требование к отчетности - это чтобы она была понятна инвестору?

- Естественно, такое требование к отчетности должно предъявляться. Причем правила ее составления не должны быть чрезмерно запутанными. Допустим, принципы составления финансовой отчетности, принятые в США (US GAAP), - это более двухсот различных инструкций. А ведь чем больше различных регламентов, указаний, чем более запутаны правила формирования отчетности, тем больше вероятность того, что бухгалтер либо случайно ошибется, либо преднамеренно что-то скроет. Согласитесь, что в лесу легче спрятаться, чем в трех березах...

- Сейчас, для того чтобы видеть объективную картину бизнеса, многие предприятия внедряют у себя управленческий учет. Нужно ли это, если компания составляет или собирается составлять отчетность по МСФО?

- Управленческий учет - очень подробный, детализированный учет, направленный прежде всего на удовлетворение внутренних потребностей самого предприятия. Он включает в себя множество составляющих: это и бюджетирование, и разработка бизнес-планов, и детализированный внутрифирменный учет.

Однако в финансовом учете такая подробность не требуется. Взяв в руки отчет, человек, даже далекий от экономики, должен увидеть основные финансовые показатели работы фирмы - выручку, затраты, рентабельность. Чрезмерная детализация только усложнит восприятие. Сведения, предлагаемые внешнему пользователю, не должны быть излишними. Инвестору необходима укрупненная информация. А она содержится именно в финансовой отчетности. Пока же инвестирование в России, к сожалению, находится в таком состоянии, что корпоративная культура финансового понимания просто отсутствует.

- Виталий Федорович, на Ваш взгляд, готовы ли сейчас российские предприятия к переходу на МСФО?

- На мой взгляд, в большинстве своем нет. Я не считаю, что в России сейчас повсеместно нужно переходить на МСФО.

На сегодняшний день, в связи с тем что бухгалтерская отчетность непрозрачна, потенциальный инвестор не может на ее основе составить объективное мнение, стоит ли ему вкладывать деньги в этот объект или нет. Поэтому как сейчас покупаются предприятия? Либо по слухам, либо просто интуитивно. Это в корне неверно. Инвестор должен требовать и получать достоверную, объективную информацию из общедоступной отчетности.

Кстати, не нужно забывать, что любой отчет имеет свою стоимость. И ее львиная доля приходится на заработную плату специалиста, который ее готовил. Естественно, если компания хочет получать отчетность по международным стандартам, то формировать ее должен соответствующим образом подготовленный специалист. Сейчас в России есть люди, которые прошли обучение в Америке, во Франции, Швейцарии. Однако их пока очень мало. К тому же они, как правило, хорошо знают международные стандарты учета, но почти не имеют опыта их применения в российских условиях.

Однако в любом случае работа специалиста по МСФО стоит недешево. Может ли себе это позволить небольшая компания? Далеко не всегда. К тому же вряд ли для нее это будет целесообразно. Возьмем, к примеру, небольшой хлебозавод. Он работает на своем локальном рынке, обеспечивает своей продукцией близлежащую местность. Нужна ли ему отчетность по международным стандартам? Да у него просто нет целей, для которых эта отчетность может понадобиться.

- Если я Вас правильно поняла, Вы считаете, государство должно формировать законодательную основу для уже сложившихся явлений. Например, как сейчас это происходит с законопроектом о консолидированной финансовой отчетности...

- Это очень своевременный законопроект. Он предназначен для крупных публичных компаний, которые имеют целую сеть дочерних фирм. Акции таких предприятий включены в листинг различных фондовых бирж. Естественно, им необходимо вести отчетность по международным стандартам. Ведь финансовая отчетность, сформированная на их основе, предназначена именно для инвестора.

Тем не менее, этот законопроект несовершенен. Он требует от крупных публичных компаний предоставлять финансовую отчетность, сформированную по международным стандартам. Однако она должна быть консолидированной, то есть собранной со всех юридических лиц, которые входят в эту группу компаний. Следовательно, каждая из этих фирм тоже должна составлять собственную финансовую отчетность по международным стандартам. Тем не менее, этот момент не нашел отражения в законопроекте "О консолидированной отчетности".

- А как вы оценивается общий уровень профессионализма бухгалтеров в России?

- Сегодня квалификация бухгалтерских кадров в целом еще очень низкая. Ведущую роль в формировании профессии должны нести общественные организации. Такие как, например, Институт профессиональных бухгалтеров. Они пытаются готовить грамотных специалистов, но в полной мере решить эту проблему пока не могут. В первую очередь потому, что бухгалтеры ориентируются на получение аттестата, то есть на подготовку к сдаче экзамена. Зачастую это оборачивается банальным "натаскиванием". Но бухгалтер не должен ограничиваться только изучением тех норм, которые предлагает ему законодатель. Он должен учиться формировать собственное видение своей работы, иметь собственные профессиональные суждения.

- Но, наверно, подготовку бухгалтера имеет смысл начинать еще с вуза? Ведь курсы рассчитаны на довольно непродолжительный срок обучения...

- Да, вы совершенно правы. Нужен более глобальный, я бы сказал, фундаментальный подход к бухгалтерской профессии. Должны закладываться основы, а это, конечно, делается в вузе. Наша же проблема в том, что профессиональных преподавателей сейчас осталось очень мало.

- Что сегодня необходимо изменить в регулировании аудиторской деятельности?

- Аудиторы сейчас переживают те же проблемы, что и бухгалтеры. Их квалификация, в большинстве своем, пока очень далека от совершенства. Однако Минфин внес в Правительство РФ законопроект, который, в том числе, "отсекает" аудиторов, не занимающихся практикой. В общем, происходит ужесточение требований к профессии. На мой взгляд, это правильная тенденция.

На сегодняшний день в стране аттестованных аудиторов более сорока тысяч. Вряд ли есть объективная потребность в таком числе специалистов. К тому же такое большое количество аттестованных аудиторов очень ощутимо сказывается на уровне их подготовки.

Профессия аудитора сейчас переживает кризис, причем не только в России. Вспомните хотя бы громкие скандалы, получившие международную огласку. Например, с американской энергетической компанией Enron или итальянской Parmalat. Инвесторы вкладывают деньги, доверяя финансовой отчетности, а потом неожиданно оказывается, что она сфальсифицирована, а аудиторские заключения неверны.

- В случае с этими скандалами, там еще была, скажем так, этическая нечистоплотность...

- Само собой, но, как говорится, от вора нет запора. Однако, помимо субъективных причин, были и объективные предпосылки этих скандалов. Ведь если аудитор идет проверять фирму, то досконально он ее не изучает. Это выборочная проверка, и стандарты аудитору это позволяют.

- Над какими методиками Вы сейчас работаете?

- Думаю, через 2-3 года предприятия начнут задумываться не над сиюминутными проблемами бизнеса, а над своим стратегическим развитием. Наиболее прогрессивные делают это уже сейчас. Поэтому компания "Палий и сыновья" начала адаптировать к российским условиям методику стратегического управления предприятием The Balanced Scorecard. Она была разработана Гарвардской высшей школой бизнеса и очень хорошо зарекомендовала себя на Западе. В основе методики - четыре блока: персонал, внутрифирменные бизнес-процессы, финансовая позиция компании и ее положение на рынке. То есть при выборе направления стратегического развития компании увязываются четыре точки зрения: работников, менеджмента, акционеров и потребителей.

В данном случае мы не предлагаем чего-то принципиально нового, а идем по уже апробированному пути. Однако специфику российских предприятий учитываем.

Беседовала

Ю.Перебейнос

Эксперт "Консультанта"

Подписано в печать

21.10.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Организация применяет "упрощенку", объект налогообложения - доходы за минусом расходов. Организация собственными силами построила объект основных средств. Можно ли затраты на него учесть в составе расходов, принимаемых в целях налогообложения? ("Главбух". Приложение "Учет в строительстве", 2004, N 4) >
Статья: Новая уголовная ответственность за банкротство ("Консультант", 2004, N 21)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.