![]() |
| ![]() |
|
Статья: В управлении госимущество ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 43)
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 43, 2004
В УПРАВЛЕНИИ ГОСИМУЩЕСТВО
Многие бюджетные организации имеют в управлении имущество, не используемое ими в данный момент. Какие действия они вправе осуществлять в отношении такого имущества, чтобы не нарушить бюджетное законодательство? На этот вопрос ответит ведущий эксперт "БП" Юрий Подпорин.
Бюджетная организация (институт), имеющая в оперативном управлении федеральную собственность, предоставляет по решению уполномоченного органа Мингосимущества России по договору ссуды государственной организации недвижимое имущество (помещение), используемое для образовательной деятельности. Нарушает ли ссудодатель бюджетное законодательство в части ст.28 Закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ? Является ли плательщиком НДС ссудодатель (балансодержатель) в данном случае? В случае признания ссудодателя налоговым агентом НДС уплачивается с рыночной стоимости аренды указанной площади или с передаваемого имущества? Как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетной организации (ссудодержателя) указанные операции?
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним и приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст.298 ГК РФ). Однако это правило не распространяется на научные организации и на высшие учебные заведения. В соответствии с п.5 ст.6 Закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ научные организации Российской академии наук имеют право передачи в аренду без права выкупа временно не используемого ими и находящегося в федеральной собственности имущества, в том числе недвижимого. Такая передача осуществляется на основании решения Академии наук, которое должно быть согласовано с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление и распоряжение объектами федеральной собственности. Размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и используются указанными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования, содержания и развития их материально-технической базы. Аналогичное положение об использовании доходов от сдачи имущества в аренду содержится в ст.28 Закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год". Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, уполномоченным на то законом или самим собственником (п.1 ст.690 ГК РФ). В связи с тем что указанными выше законодательными актами предусмотрена передача имущества научными организациями только по договорам аренды, а возможность передачи его в безвозмездное пользование не оговорена, институт, в оперативном управлении которого находится недвижимое имущество, не вправе передавать его в безвозмездное пользование (даже если его пользователем будет государственное учреждение). Если все-таки передача имущества в безвозмездное пользование вашим учреждением будет осуществлена, то оно, как ссудодатель, будет обязано исчислять и уплачивать в бюджет НДС. Эта обязанность вытекает из положений гл.21 НК РФ, относящих для целей налогообложения НДС операции по передаче имущества в аренду к операциям по оказанию услуг (пп.4 п.1 ст.148, п.1 и пп.14 и 20 п.2 ст.149, п.3 ст.161 НК РФ). Поскольку согласно пп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом обложения НДС являются наряду с прочими также и операции по оказанию услуг на безвозмездной основе, передача ссудодателем имущества по договору безвозмездного пользования должна облагаться указанным налогом. Эту позицию разделяют и арбитражные суды. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 февраля 2001 г. N А56-24227/00. При этом стоимость услуги по передаче имущества в безвозмездное пользование определяется в порядке, установленном ст.40 НК РФ исходя из рыночных цен на услуги по сдаче аналогичного имущества в аренду. Ссудодатель в данном случае рассматривается в качестве плательщика НДС, а не налогового агента. Налоговыми агентами признаются арендаторы имущества, предоставляемого им по договорам аренды органами государственной власти или местного самоуправления (п.3 ст.161 НК РФ). В вашем случае государственное имущество передается вашим учреждением, а не органом государственной власти (Агентства по управлению имуществом РАН) другому учреждению. Ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст.119 НК РФ (до 30% от суммы неуплаченного налога), а за неуплату налога - ст.122 НК РФ (до 40% от суммы неуплаченного налога).
Ю.Подпорин Ведущий эксперт "БП" Подписано в печать 21.10.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |