Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Коротко о важном от 21.10.2004> ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 43)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 43, 2004

Дважды ограбленные

О необходимости восстановления НДС чиновники не устают напоминать при любой возможности. Последняя новость - если обнаружена недостача товарно-материальных ценностей, то бишь похитили у вас имущество, придется восстанавливать в бюджет НДС по этому имуществу, ранее принятый к вычету. Аргумент все тот же - п.2 ст.171: похищенное имущество не использовалось в облагаемой НДС деятельности (Письмо Минфина России от 20 сентября 2004 г. N 03-04-11/155).

Мы тоже обязаны проявить неутомимость - НК обязывает восстанавливать НДС лишь организацию, получившую налоговое освобождение и после этого использующую для производства продукции ранее приобретенные товары (п.8 ст.151 НК РФ). А также если ошибочно зачтен налог, который должен был учитываться в стоимости имущества по правилам п.3 ст.170 (см. "БП" N N 14, 29). И все это подкрепляется обширной арбитражной практикой, которая тем не менее пока не может преодолеть упрямую чиновничью фразу "а это частный случай". И выбор по-прежнему остается за организацией.

Для обнаруживших недостачу и не желающих воевать напоминаем о необходимости провести инвентаризацию (п.27 Положения по ведению бухучета в РФ, утвержденного Приказом Минфина от 29 июля 1998 г. N 34н). Если виновные не найдены или суд отказался взыскать с них ущерб, недостачу следует отнести на финансовый результат (внереализационные расходы). При расчете налога на прибыль материальные потери можно включить в затраты (внереализационные - по пп.5 п.2 ст.265 НК РФ). Но если организация не обращалась в милицию, не пыталась наказать виновных, то уменьшить налоговую базу по прибыли не удастся и придется списать ущерб за счет собственных средств. Аналогично - если виновные есть, но организация решила их "простить".

Решили НДС восстанавливать? Тогда в бухгалтерском учете соответствующая сумма пойдет в расходы согласно ПБУ 10/99, а вот уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль не удастся (ст.ст.170, 265 НК РФ). Восстанавливать суммы налога следует в налоговом периоде, в котором недостающие товарно-материальные ценности списываются с учета.

И пусть расход идет в доход

Можно ли при расчете налога на прибыль отнести к расходам амортизацию, начисленную за время ремонта или сезонного простоя основного средства? Положительный ответ на этот вопрос дается в Письме МНС России от 27 сентября 2004 г. N 02-5-11/162. Ход рассуждений налоговиков прост. Глава 25 НК РФ признает расходами экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (либо понесенные убытки - ст.256). Обоснованные - значит, экономически оправданные; документально подтвержденные - значит, оформленные в установленном порядке. Фактически любые расходы, произведенные для деятельности, направленной на получение дохода, налоговым законодательством признаются. С этой точки зрения расход, хоть и не приводящий напрямую к извлечению дохода, но необходимый для деятельности, будет признаваем, как в случае с ремонтом. Ремонт, по сути, является необходимой составляющей технологического процесса, направленной на поддержание в надлежащем состоянии основных средств. Значит, амортизация, начисленная за время ремонта, является расходом, связанным с деятельностью, приносящей доход. Что касается сезонного простоя, то гл.25 не основывается на принципе соответствия расходов и доходов. Организация учитывает расходы (в целях налогообложения прибыли) как в периоде получения дохода, так и в периоде, когда она их не получает - опять же при условии, что осуществляемая деятельность в целом направлена на извлечение доходов. А любой производственный цикл может содержать и активную, и подготовительную часть, расходы по которым учитываются вне зависимости от их продолжительности. Напоминаем, что перечень основных средств, не подлежащих амортизации, является закрытым - он закреплен п.3 ст.256 Кодекса.

Режимы меняются, имущество остается

И Минфин, и Федеральная налоговая служба озаботились проблемой оценки основных средств при переходе с режима на режим почти одновременно. В "БП" N 41 мы уже сообщили о том, что организация, переходя на упрощенную систему с ЕНВД, должна определять остаточную стоимость основных средств по данным бухгалтерского учета, поскольку от необходимости его вести организацию на ЕНВД никто не освобождал (Письмо МНС России от 27 сентября 2004 г. N 03-03-02-04/1/15).

В Письме Минфина от 16 сентября 2004 г. N 03-03-02-04/1/15 описана ситуация, когда организация с 1 января 2003 г. переведена на ЕНВД с общей системы, а в IV квартале 2004 г., перестав удовлетворять критериям гл.26.3 НК РФ, вновь переходит на общий режим. Сразу же возникают два вопроса: какую остаточную стоимость основного средства отразить в налоговом учете при его продаже в IV квартале и в какой сумме при расчете налогооблагаемой прибыли за IV квартал 2004 г. учесть амортизацию, начисленную по ОС в период применения ЕНВД?

О том, какую позицию занимают чиновники при смене организацией специального режима на общий, мы уже писали в "БП" N 37. Все зависит от причины смены режима. Если превышен норматив - платить налоги по общей системе нужно со следующего месяца. Если изменен профиль деятельности, то платить "по полной" нужно с начала того месяца, в котором такая смена произошла, без какой-либо возможности пропорционально разбить налоги. А какова же ситуация с основными средствами? В момент возврата на общий режим с ЕНВД организация должна уменьшить остаточную стоимость ОС (на момент перехода на "вмененку") на суммы амортизации, начисленные по правилам гл.25 НК РФ во время нахождения ОС на специальном режиме. Обратите внимание: суммы амортизации, начисленной за период применения ЕНВД, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль после возврата организации на общий режим не учитываются.

Готовь сани летом

Приказ Минфина России, вводящий новые, 20-значные КБК, все еще не прошел госрегистрацию в Минюсте России (см. "БП" N 37), однако МНС России уже озаботилось организацией работы своих территориальных органов с налогоплательщиками по "обучению" заполнению платежных поручений. Дело в том, что согласно Указанию Банка России от 25 августа 2004 г. N 1493-1 начиная с 1 января 2005 г. максимальная длина поля "104" платежки при осуществлении электронных расчетов возрастает до 20 знаков, а неправильно заполненные документы кредитными организациями приниматься не будут. Соответственно увеличится риск неопознанных и невыясненных поступлений в платежную систему. Поэтому налоговики намерены активно проводить семинары, совещания, вручать соответствующие памятки, составленные индивидуально для налогоплательщиков. Информация об изменении КБК будет размещаться в налоговых инспекциях и местных СМИ, на официальных сайтах управлений МНС (Письмо МНС России от 23 сентября 2004 г. N 10-0-07/4565).

У агента особая ответственность

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, в июне 2004 г. воспользовалась услугами иностранной компании, не состоящей на налоговом учете в РФ, и, как положено, своевременно удержала и перечислила в бюджет сумму налога на добавленную стоимость. Однако декларация была представлена налоговому органу лишь в августе 2004 г., после чего налоговая инспекция оштрафовала организацию на основании ст.119 НК РФ. Насколько правомерны подобные действия, объяснил Минфин России в Письме от 21 сентября 2004 г. N 03-02-07/38.

Организации и предприниматели - пользователи упрощенной системы освобождаются от обязанности уплачивать НДС, за исключением "упрощенцев"-импортеров (ст.346.11 НК РФ). Однако независимо от этого пользователи УСН должны исполнять обязанности налоговых агентов, если реализация товаров произошла на территории РФ налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах (ст.161). Кстати, в роли налоговых агентов предприятия выступают и тогда, когда арендуют госимущество непосредственно у органов власти и управления, и тогда, когда реализуют конфискат или бесхозное имущество, перешедшее к государству.

Для налоговых агентов НК не устанавливает особого порядка представления декларации. Подать ее необходимо не позже 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.174 НК РФ). Если предприятие не является плательщиком НДС, то ему можно подавать декларацию один раз в квартал (указание на это имеется в Инструкции по заполнению декларации по НДС, утвержденной МНС России Приказом от 21 января 2002 г. N БГ-3-03/25). То же касается налоговых агентов, непосредственно от уплаты НДС освобожденных (сдается титульный лист, разд.1.2 и 2.2).

Штрафные санкции за несвоевременную подачу налоговой декларации действительно предусмотрены ст.119 НК РФ. В зависимости от суммы налога их размер меняется от 100 руб. до 30% от суммы налога, указанной в декларации. Но вот субъектом налоговой ответственности по ст.119 является лишь налогоплательщик, что и подтвердил Минфин России (и многочисленные судебные разбирательства). Однако налоговый агент, опоздавший с подачей декларации, тоже не избежит ответственности - на то существует ст.126 НК РФ, п.1 которой предусматривает наказание за несвоевременное представление сведений, необходимых для налогового контроля (50 руб. за каждый документ).

Однако существует гипотетическая возможность наказания по ст.119 предприятий, совмещающих обязанности плательщиков налога и налоговых агентов. В разд.1.1 декларации такое предприятие указывает сумму НДС, которую оно должно перечислить в бюджет как плательщик налога, а в разд.1.2 - сумму, причитающуюся бюджету от него же в качестве налогового агента. Но и тогда в случае опоздания применить ст.119 будет возможно лишь в части налога, начисленного с собственных оборотов предприятия (объединить суммы нельзя).

Кредитная линия - платная

Как следует учитывать расходы на оплату услуг банков по предоставлению кредитной линии, разъяснено в Письме МНС России от 13 сентября 2004 г. N 02-5-11/158.

Расходы на оплату услуг банка могут относиться к прочим расходам, если они связаны с производством и (или) реализацией (пп.25 п.1 ст.264 НК РФ). В остальных случаях это будут внереализационные расходы (пп.15 п.1 ст.265 НК РФ). Разумеется, совершение подобных расходов должно быть экономически оправдано. Каких-либо иных ограничений в отношении перечня услуг, оказываемых банками, для учета в целях налогообложения законодательство не вводит.

Другой вопрос: как и в каком периоде учесть понесенные расходы при налогообложении прибыли? Здесь МНС напомнило определение кредитной линии: это юридически оформленное обязательство банка перед заемщиком предоставлять ему в течение определенного периода времени кредиты в пределах согласованного лимита. Плата за пользование линией может взиматься единовременно, тогда расходы должны признаваться в составе текущих расходов равномерно в течение срока действия линии (п.1 ст.272).

Но вот если размер платы вносится постепенно по мере пользования заемными средствами или если плата за открытие кредитной линии установлена в процентах от общей суммы непогашенного кредита, полученного в рамках договора, то руководствоваться нужно ст.269 НК РФ. То есть расходами по долговым обязательствам будут признаваться проценты, которые не более чем на 20% (в сторону повышения или понижения) будут отклоняться от среднего уровня процентов, взимаемых на сопоставимых условиях (в той же валюте, на те же сроки, в сопоставимых объемах, под аналогичное обеспечение и пр.). Если же у организации в том же квартале отсутствовали долговые обязательства, полученные на сопоставимых условиях, предельная величина расходов, признаваемых для налогообложения, станет увеличенная в 1,1 раза ставка рефинансирования ЦБ РФ - для рублевых обязательств и 15% годовых - по обязательствам в инвалюте.

И.Ордынская

Эксперт "БП"

Подписано в печать

21.10.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Российская организация имеет недвижимое имущество на территории иностранного государства и сдает его в аренду организации - резиденту того же государства. Арендатор с согласия арендодателя выполняет работы по капитальному ремонту и реконструкции и выставляет арендодателю счета за выполненные работы. Вправе ли российская организация зачесть НДС в размере сумм, уплаченных арендатору? ("Московский налоговый курьер", 2005, N 6) >
Статья: В управлении госимущество ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 43)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.