Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Постановка на учет в налоговых органах иностранных строительных организаций ("Финансовая газета", 2004, N 43)



"Финансовая газета", N 43, 2004

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ

ИНОСТРАННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 утверждено Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (далее - Положение), которое разработано на основе и в соответствии с частью первой НК РФ. Положение устанавливает обязанность налогоплательщика - иностранной организации встать на учет в налоговом органе, а также основные принципы учета налогоплательщиков - иностранных организаций в налоговых органах. Положением учтены особенности учета иностранных организаций и применен дифференцированный подход к постановке на учет этих организаций в зависимости от степени вовлеченности их в предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, способов и характера осуществляемой ими там деятельности.

Положением установлен также технический механизм взаимодействия иностранных организаций с налоговыми органами, обеспечивающий равные права иностранных и российских организаций, участвующих в налоговых правоотношениях. В частности, в Положении учтены нормы ст.ст.23, 83, 84 НК РФ об обязанности иностранной организации встать на учет в налоговом органе и письменно представлять в налоговые органы определенную информацию. Положение определяет перечень документов, необходимых для постановки на учет иностранных организаций, а также содержит специальную оговорку, направленную на защиту прав налогоплательщика - иностранной организации, запрещающую требование налоговыми органами в целях постановки на учет (снятия с учета) от иностранных организаций представления документов, не предусмотренных Положением, что в свою очередь обеспечивает единообразный порядок учета иностранных организаций во всех налоговых органах на основе единых требований и форм.

Рассмотрим, в каких случаях подлежит постановке на учет в налоговом органе стройплощадка иностранной фирмы, ведущей строительство в Российской Федерации, и как осуществляется постановка на учет в налоговых органах иностранной фирмы, заключающей с заказчиком несколько договоров (отдельно на строительство, отдельно на отделку объекта, прокладку коммуникаций и т.д.), если срок выполнения работ по каждому договору не превышает срок, который необходим для регистрации стройплощадки.

Прежде всего в каждом конкретном случае необходимо определить налоговый статус постоянного представительства - ее стройплощадки.

Термин "постоянное представительство" является исключительно налоговым термином, предназначенным для определения налогового статуса иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в Российской Федерации. Данный термин не может использоваться в гражданско-правовых отношениях. В этой связи следует иметь в виду, что в тех случаях, когда через представительство иностранного юридического лица в гражданско-правовом смысле осуществляется не только деятельность, связанная с представлением и защитой интересов этого юридического лица в Российской Федерации, но и предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, такое иностранное юридическое лицо налоговые органы вправе рассматривать как имеющее постоянное представительство в целях налогообложения.

В п.2.2.1 ст.306 НК РФ обобщены критерии и признаки наличия постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение (п.3 ст.306).

В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах под постоянным представительством понимается, в частности, место деятельности, связанной с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, с начала регулярного осуществления такой деятельности. В соглашениях об избежании двойного налогообложения устанавливаются конкретные сроки, в течение которых строительно-монтажная деятельность не будет приводить к образованию постоянного представительства. Таким образом, деятельность на стройплощадке или строительно-монтажном объекте образует постоянное представительство иностранной организации при превышении срока осуществления работ, указанного в соглашении.

Само понятие "стройплощадка" и правила определения срока действия стройплощадки (с учетом временного приостановления и последующего возобновления работ), установленные ст.308 НК РФ, имеют практическое значение в основном для целей применения соответствующих соглашений об избежании двойного налогообложения, действующих в отношениях между Российской Федерацией и иностранными государствами. При этом на учете в налоговых органах Российской Федерации по месту осуществления деятельности иностранных стройплощадок состоят сами иностранные организации, а не их обособленные подразделения. Если иностранная организация является юридическим лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации (СССР) существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то при определении постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

Согласно п.2.1.1 Положения, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение, именуемое "стройплощадка", в течение периода, превышающего 30 дней в году (непрерывно или по совокупности), такая иностранная организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности стройплощадки не позднее 30 дней с даты ее начала.

Иностранная организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту деятельности стройплощадки независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов (п.2.1.1.1 Положения).

При постановке на учет в налоговый орган иностранной организацией представляются вместе с заявлением о постановке на учет по форме N 2001И, утвержденной Приказом N АП-3-06/124, легализованные выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационный номер, дату и место регистрации. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Организации, создание которых не требует специальной регистрации, в налоговый орган представляют, кроме того, легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности, а также справку налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога), решение уполномоченного органа иностранной организации о создании стройплощадки в Российской Федерации (в случае отсутствия такого решения - копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации) и доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.

Налоговый орган, получив полный пакет надлежаще оформленных документов, обязан в течение пяти дней со дня подачи заявления осуществить постановку на учет иностранной организации по месту нахождения стройплощадки. Процедура постановки на учет завершается выдачей иностранной организации свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2401ИМД, утвержденной Приказом МНС России N АП-3-06/124, с указанием ИНН и КПП.

За неисполнение в установленные сроки обязанности подачи заявления по форме N 2001И должностные лица иностранной организации, как и должностные лица российских организаций, могут привлекаться к ответственности в соответствии со ст.15.3 КоАП РФ. Предъявленные к должностным лицам иностранной организации штрафные санкции могут составить от 500 до 3000 руб. Кроме того, ведение деятельности иностранной организацией без постановки на учет в налоговом органе является основанием для применения к иностранной, как и к российской, организации мер ответственности, предусмотренных ст.ст.116 и 117 НК РФ.

С 1 октября 2003 г. согласно п.1 Приказа МНС России от 28.07.2003 N БГ-3-09/426 "Об учете иностранных организаций в налоговых органах" установлен новый порядок формирования ИНН иностранной организации с применением справочника "Коды иностранных организаций" (далее - Справочник КИО).

Поскольку код иностранной организации (КИО), сведения о котором содержит Справочник КИО, с 1 октября 2003 г. идентифицирует саму иностранную организацию, ИНН, сформированный с применением Справочника КИО, указываемый в свидетельствах по форме N 2401ИМД, является единым для всех ее отделений (в рассматриваемом случае - для всех ее стройплощадок), осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.

При создании иностранной организацией новой стройплощадки для осуществления строительно-монтажных работ (далее - СМР) как на территории того же налогового органа, так и на территории, подконтрольной другому налоговому органу, осуществляющему постановку на учет иностранной организации, значение ИНН, присвоенное иностранной организации в свидетельствах по форме N 2401ИМД после 1 октября 2003 г., сохраняется. Присвоенный и указанный в свидетельстве по форме N 2401ИМД девятизначный код причины постановки на учет (КПП), в структуре которого, согласно Приказу МНС России N 178, в первых четырех цифрах содержится значение кода налогового органа, осуществившего постановку на учет иностранной организации по месту нахождения ее стройплощадки, расположенной на территории Российской Федерации, остается неизменным даже в тех случаях, когда подлежит замене присвоенный до 1 октября 2003 г. ИНН.

Таким образом, с 1 октября 2003 г. сочетание ИНН и КПП однозначно идентифицирует каждое отделение и как частный случай каждую стройплощадку иностранной организации, через которую она осуществляет деятельность в Российской Федерации на территориях, подконтрольных различным налоговым органам.

Отметим, что налоговые органы производят замену свидетельств по форме N 2401ИМД, утвержденной Приказом N АП-3-06/124, подтверждающих постановку иностранных организаций на учет в налоговых органах по месту осуществления деятельности их стройплощадок до октября 2003 г., в период с 1 октября 2003 г. по 31 декабря 2004 г. Начиная с 1 октября 2003 г. иностранным организациям выдаются свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2401ИМД с присвоением ИНН, в котором в знаках с 1 по 4 в соответствии со Справочником КИО содержится значение "9909".

Если иностранная организация до 1 октября 2003 г. уже поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения стройплощадки, то она обязана до 31 декабря 2004 г. заменить свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2401ИМД, полученное ею до 1 октября 2003 г., на свидетельство по этой же форме в связи с присвоением ей ИНН, сформированного с применением Справочника КИО.

Новое свидетельство по форме N 2401ИМД с указанным в нем ИНН, сформированным с применением Справочника КИО, выдается налоговым органом представителю иностранной организации под роспись. В новом свидетельстве дата постановки на учет указывается первоначальная, а дата выдачи - не ранее 1 октября 2003 г.

Иностранная организация обязана ранее полученное свидетельство по форме N 2401ИМД с указанием в нем временного ИНН, сформированного в соответствии с Письмом МНС России от 25.07.2000 N ВГ-6-06/562@, возвратить в налоговую инспекцию при получении от нее нового свидетельства о постановке на учет.

ИНН иностранной организации, присвоенный ей ранее 1 октября 2003 г., с рабочего дня, следующего за днем выдачи иностранной организации нового свидетельства по форме N 2401ИМД, признается недействительным.

В период с 1 октября 2003 г. по 31 декабря 2004 г. иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через свои стройплощадки, при открытии счетов могут предъявлять в кредитные организации как свидетельства по форме N 2401ИМД, выданные начиная с 1 октября 2003 г., так и свидетельства по этой форме, выданные ранее.

Следует иметь в виду, что иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций, в каждом из которых она обязана встать на учет. При этом стройплощадка иностранной организации, состоящая на учете в одном налоговом органе, никоим образом (в том числе по принципу более ранней по времени постановки на учет) не может быть признана "головной" в отношении другой стройплощадки той же иностранной организации, состоящей на учете в другом налоговом органе.

Постановка на учет в налоговом органе иностранных организаций, осуществляющих СМР на территории Российской Федерации, осуществляется исходя из того, что каждая стройплощадка с момента начала работ рассматривается как частный случай постоянного представительства и представляет собой самостоятельное отделение.

Таким образом, если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, при создании этой иностранной организацией новой стройплощадки на территории, подконтрольной другому налоговому органу, для постановки на учет в налоговый орган достаточно представить:

заявление о постановке на учет по форме N 2001И;

решение уполномоченного органа иностранной организации о создании новой стройплощадки в Российской Федерации (в случае отсутствия такого решения - копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации);

доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения;

копию свидетельства по форме N 2401ИМД, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет в соответствии с п.2.1.1.1 Положения, заверенную в установленном порядке.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации свидетельство по форме N 2401ИМД с указанием в нем ИНН, сформированного с применением Справочника КИО и КПП.

В соответствии с НК РФ сроком существования стройплощадки считается более ранняя из двух дат:

дата подписания акта о передаче площади подрядчику (акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения его части совокупного объема работ);

дата фактического начала работ, включающих все виды производительных работ, работ по созданию подъездных путей, коммуникаций, электрических кабелей, дренажа и других объектов инфраструктуры, связанных с данной стройплощадкой.

Если иностранная организация, являясь генеральным подрядчиком, поручает выполнение части подрядных работ другим лицам, то время, затраченное субподрядчиком на выполнение СМР, считается периодом, затраченным самим генеральным подрядчиком.

Не относится к стройплощадке деятельность по договору подряда, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту или отделке помещений, монтажу телефонных линий в офисах или монтажу оборудования, не имеющего прочной связи с фундаментом или конструктивными элементами зданий, перемещаемого без ущерба его назначению (например, компьютерная техника). При осуществлении на стройплощадке ремонтных, отделочных и других работ в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году, но не подпадающих под определение "стройплощадка", иностранной организации необходимо подать заявление для постановки на учет по форме N 2001И с соответствующим пакетом документов и не позднее 30 дней с начала таких работ, согласно п.2.1.1.1 Положения, встать на учет в налоговом органе, получив свидетельство по форме N 2401ИМД с указанием в нем ИНН и КПП.

Если фактическое осуществление работ было начато до подписания акта приемки-передачи площадки подрядчику или акт не оформлялся, то стройплощадка в любом случае считается существующей и, соответственно, подлежит постановке на учет в налоговом органе с начала фактического осуществления работ, таких как создание (открытие) офиса, завоз материалов и оборудования, возведение временных сооружений на стройплощадке.

Деятельность субподрядчиков - иностранных организаций, привлекаемых генеральными подрядчиками (в том числе иностранными организациями) для выполнения СМР на территории Российской Федерации, рассматривается как самостоятельное отделение каждого из субподрядчиков, которые также подлежат постановке на учет в соответствии с п.2.1.1.1 Положения.

Окончанием существования стройплощадки иностранной организации является дата подписания заказчиком (застройщиком) акта приемки-передачи объекта или предусмотренного договором комплекса СМР. Если акт приемки-передачи не оформлялся или работы фактически окончились после подписания такого акта, то стройплощадка считается прекратившей существование на дату фактического окончания работ, входящих в объем работ иностранной организации на данной стройплощадке.

В конкретных случаях, если работы на стройплощадке были временно приостановлены или завершены с подписанием акта приемки-передачи предусмотренного договором комплекса работ и впоследствии возобновлены, срок ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между работами может быть присоединен к совокупному сроку существования стройплощадки. Эти случаи устанавливаются п.4 ст.308 НК РФ и базируются на рассмотрении строительного объекта как единого экономико-географического проекта. Продолжение или возобновление после перерыва работ на строительном объекте после подписания акта приемки-передачи предусмотренного договором комплекса работ приводит к присоединению срока ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между работами к совокупному сроку существования стройплощадки, если территория (акватория) возобновленных работ является территорией (акваторией) прекращенных ранее работ или вплотную примыкает к ней, а также если продолжающиеся или возобновленные работы на объекте поручены лицу, ранее выполнявшему работы на этой стройплощадке, или новый и прежний подрядчики являются взаимозависимыми лицами. Если продолжение или возобновление работ связано со строительством или монтажом нового объекта на той же стройплощадке либо с расширением ранее законченного объекта, то срок ведения таких продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между работами также присоединяется к совокупному сроку существования стройплощадки.

Порядок снятия с учета окончившей существование стройплощадки определен в разд.6 Положения.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность на стройплощадке, принявшие решение о прекращении деятельности в результате окончания СМР, как и российские строительные организации, обязаны в течение 3 дней со дня принятия решения об окончании такой деятельности сообщить об этом в налоговый орган по месту постановки на учет стройплощадки и подлежат в течение 14 дней снятию с учета.

Для этого иностранная организация представляет в налоговый орган заявление о снятии с учета по форме N 2006ИМД, утвержденной Приказом N АП-3-06/124, заверенную в установленном порядке копию акта приемки-передачи строительного объекта заказчику, письмо из банка (филиала банка) о закрытии счетов иностранной организации, осуществляющей деятельность в качестве стройплощадки, в связи с окончанием СМР на данной стройплощадке. При этом иностранная организация обязана возвратить в налоговый орган по месту постановки ее стройплощадки свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2401ИМД. Снятие с учета иностранной организации по месту осуществления деятельности в Российской Федерации через стройплощадку завершается выдачей налоговым органом информационного письма о снятии с учета по форме N 2203ИМД.

В соответствии с п.7.2 Положения в случае прекращения деятельности стройплощадки иностранной организации присвоенный ей ИНН признается недействительным, соответственно признается недействительным и свидетельство по форме N 2401ИМД.

Т.Кобзева

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

20.10.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Организация оказывает услуги по подаче и уборке вагонов. Согласно условиям договоров, заключенных между организацией и ее контрагентами, за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой на железнодорожных путях сверх установленного лимита времени контрагенты уплачивают неустойку в виде штрафа. Включаются ли полученные организацией суммы штрафов в облагаемую базу по НДС? ("Финансовая газета", 2004, N 43) >
Статья: Международные автомобильные перевозки: особенности оформления ("Финансовая газета", 2004, N 43)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.