Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Л.З. Шнейдман: "Глобальный пересмотр стандартов аудиторской деятельности не планируется" ("Российский налоговый курьер", 2004, N 21)



"Российский налоговый курьер", N 21, 2004

Л.З. ШНЕЙДМАН: "ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЕРЕСМОТР

СТАНДАРТОВ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕ ПЛАНИРУЕТСЯ"

В начале октября Совет по аудиторской деятельности одобрил предложения Минфина России, направленные на развитие аудиторской профессии. В ближайшее время они будут оформлены в виде поправок в Закон об аудиторской деятельности. Какие новации ждут аудиторские организации и лично аудиторов - об этом в интервью нашему журналу рассказал руководитель Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина России Леонид Зиновьевич Шнейдман.

- Леонид Зиновьевич, в одном из публичных выступлений вы однажды заметили, что аудитор нужен для того, чтобы сказать общественности, бизнес-сообществу, насколько можно доверять финансовой отчетности той или иной компании. Соответствует ли сегодня российский аудитор своей общественно значимой роли?

- Думаю, что речь должна идти не о том, соответствует ли российский аудитор своей общественно значимой роли, а о том, осознает ли он свою роль. И осознает ли деловое сообщество, какое место занимает аудитор в рыночной экономике. К сожалению, пока еще аудитор чаще рассматривается как ревизор или гарант того, что в бухгалтерской отчетности отсутствуют любые ошибки и недочеты. Такое представление об аудиторской деятельности далеко от принятого в мире, от того, к чему мы стремимся. Поэтому и российским аудиторам, и деловому сообществу предстоит большая работа, чтобы осознать значимость аудитора и с пользой применить навыки и знания, которыми обладают представители этой профессии.

- В рамках предложений, которые готовит Минфин, будет ли учтен международный опыт?

- Обязательно. Мы обобщаем отечественный опыт, накопленный за прошедшие годы, и анализируем западный.

Например, Минфин поставил вопрос о необходимости общественного надзора за развитием аудиторской профессии. В силу общественной значимости этой профессии необходимо, чтобы общество наблюдало за тем, как она развивается, какие важнейшие решения принимаются в этой сфере. Именно поэтому Минфин высказал предложение о создании специальной системы общественного надзора за аудиторской профессией.

- В западных странах есть аналоги такому общественному надзору?

- Да, есть. Это как раз один из примеров того положительного международного опыта, который мы хотим перенять.

- Как будет функционировать подобная система у нас? Через какие структуры?

- Должен быть создан представительный орган, который станет выразителем общественных интересов в сфере аудита. И который будет, если хотите, проверять, не идут ли вразрез с общественными интересами те профессиональные решения, которые вырабатывает профессиональное сообщество.

- Каким образом государство будет участвовать в деятельности такого общественного органа?

- Пока государство только ставит вопрос о необходимости общественного надзора. А каким образом он будет реализован - над этим сейчас идет работа.

- Насколько мы понимаем, это предложение продиктовано в том числе стремлением улучшить качество российского аудита. В частности, в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу <*> отмечается слабая система контроля качества бухгалтерской отчетности.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Одобрена Приказом Министра финансов РФ от 01.07.2004 N 180. - Прим. ред.

- Несомненно, во главу угла ставится повышение качества аудита и доверия к результатам работы аудитора. Это главная цель. На ее достижение направлены все те предложения, которые разрабатываются в Минфине в области аудиторской деятельности.

- Помимо общественного контроля какие еще мероприятия, на ваш взгляд, нужно осуществить?

- Это комплекс мер. В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу и в ряде других документов они обозначены. Среди них - повышение требований к аудиторам и аудиторским организациям, изменения в системе аттестации и повышения квалификации, изменения в деятельности профессиональных аудиторских объединений. Минфин считает, что это должны быть сильные, крепкие организации, признаваемые не только в профессиональных кругах, но и в бизнес-обществе в целом. Только тогда они будут способны выполнять свою роль в части регулирования и развития аудиторской профессии.

- Аудиторов волнует, будет ли ужесточение требований к ним лично, а также к тем организациям, в которых они работают...

- Ужесточение требований нельзя понимать как какое-то завинчивание гаек. Речь идет о том, что к аудитору должны предъявляться требования, соответствующие сегодняшним задачам и условиям. С этой точки зрения требования, которые выдвигает нынешняя экономическая ситуация, действительно более жесткие, чем те, которые существовали на заре становления аудита. Новые обстоятельства требуют от аудитора большего профессионализма, иного мировоззрения и понимания экономической ситуации, а также осознания своего места и роли в рыночных условиях. Ряд существующих ныне требований сформировались в самом начале становления аудиторского дела в нашей стране и поэтому не соответствуют изменившейся ситуации.

Например, один из важнейших вопросов сегодняшней аудиторской профессии - соблюдение норм профессиональной этики. Наша профессия такова, что в ней невозможно все зафиксировать в законах и регулировать с помощью нормативных актов. Огромную роль в ней играет Кодекс профессиональной этики. Но до последнего времени мы не воспринимали его настолько серьезно, как этого требует сегодняшняя жизнь. Сейчас возникла потребность обратить внимание на то, как аудиторы соблюдают Кодекс профессиональной этики. Разве это ужесточение требований?

- Но сам Кодекс не будет при этом меняться?

- Я думаю, вряд ли. Работа над Кодексом заняла много времени. Огромная роль в его создании принадлежит профессиональному сообществу, Совету по аудиторской деятельности, который его рассматривал и одобрил. Подчеркну: речь идет о том, чтобы Кодекс профессиональной этики стал сводом повседневных правил поведения каждого аудитора, каждой аудиторской организации.

- Вы хотите сказать, что это хороший документ, но он пока не работает...

- Трудно определить, насколько Кодекс работает или не работает. Соблюдение этики трудно оценивать. Но практика, опыт, состояние рынка и поведение его участников - я имею в виду аудиторский рынок - показывают, что пока Кодекс профессиональной этики не стал "настольной книгой" аудитора. И это печально. Потому что сегодня, когда речь идет о социальной ответственности бизнеса, о нормах корпоративного поведения и качественном корпоративном управлении, большую роль играют кодексы профессиональной этики. Для аудитора это особенно важно. Представьте, аудитор, который, по существу, обеспечивает выполнение одной из основных составляющих нормального корпоративного управления - достоверность и доверие к отчетности, - сам не следует нормам профессиональной этики. Не правда ли, это странно?

- То есть этика будет конкурентным преимуществом аудитора?

- До некоторой степени так. Я уверен, и, кстати, западная практика это доказывает, что рынок оценивает те аудиторские компании, тех аудиторов, которые следуют Кодексу профессиональной этики. Ведь уже сама манера поведения на рынке, следование высоким этическим нормам - все это привлекает клиентов и создает определенный имидж компании. И сравнивая молодые российские аудиторские компании с компаниями "Большой четверки", мы отмечаем, что одним из конкурентных преимуществ последних является то, что они руководствуются Кодексом профессиональной этики. Чаще они имеют собственные кодексы, которые основываются на международно признанном Кодексе этики.

- В условиях более жестких требований, в том числе этических, которые будут предъявляться к аудиторам и аудиторским организациям, смогут ли маленькие аудиторские компании удержаться на рынке? Или компаний станет меньше и они будут укрупняться? Как изменится аудиторский бизнес?

- Аудиторский рынок, как любой рынок, дает возможность развиваться, работать и жить различным компаниям - и большим, и маленьким. Поэтому не стоит вопрос о том, что введение дополнительных требований или, точнее, современных требований к аудиторским организациям приведет к изменению рынка, станет катастрофой для небольших фирм, заставит их объединяться. Разные клиенты будут всегда требовать разного подхода. И в той же мере, в какой крупный клиент заинтересован в аудиторской фирме, достойно выполняющей свои функции, имеющей соответствующий имидж и придерживающейся норм профессиональной этики, точно так же и "маленький" клиент заинтересован в том, чтобы его обслуживал аудитор, следующий нормам профессиональной этики.

- То есть тенденция укрупнения аудиторских компаний и сокращения их числа не прогнозируется?

- Я не рассматривал рынок с этой точки зрения. И сегодня Минфин не ставит своей целью сократить число аудиторских организаций. Задача заключается в том, чтобы обеспечить высокое качество аудиторских услуг и повысить доверие делового сообщества и общества в целом к аудиторской профессии.

- Могут ли аудиторские стандарты претерпеть изменения в ближайшее время?

- Российские стандарты аудиторской деятельности разрабатываются на основе Международных стандартов аудита. Поэтому меняться они будут по мере развития международных стандартов и по мере того, как будет накапливаться отечественный опыт. Если потребуются какие-то изменения - значит, надо будет их вносить. Но глобальный пересмотр стандартов аудиторской деятельности не планируется. Сегодня идет планомерная работа по подготовке новых проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а также по внесению изменений в уже существующие стандарты с тем, чтобы они соответствовали международным и нынешнему состоянию экономики России.

- Какие поправки из числа предлагаемых Минфином в Закон об аудиторской деятельности, по вашему мнению, являются наиболее существенными?

- То, о чем мы с вами говорили, - это и есть самое существенное, то есть все изменения, направленные на повышение качества аудиторских услуг и на обеспечение общественного доверия к аудиторской профессии.

- Как быстро будет подготовлен проект поправок?

- Могу сказать, что Минфин совместно с Минэкономразвития и Федеральной службой по финансовым рынкам, а также профессиональным сообществом делает все возможное, чтобы завершить работу над поправками в Закон об аудиторской деятельности в ближайшее время. В октябре поправки должны быть внесены в Правительство.

- А как обстоят дела с поправками об отмене лицензирования аудиторской деятельности?

- Еще в прошлом году Правительство Российской Федерации приняло решение об отмене лицензирования. В Госдуму уже внесен законопроект об изменении Закона о лицензировании, который касается многих видов деятельности, в том числе и аудиторской.

- Как технически будет осуществлена отмена лицензирования и что планируется взамен?

- Вместо лицензирования предлагается ввести профессиональный контроль и профессиональное признание физического или юридического лица членом аудиторского сообщества, проще говоря, обязательное членство в профессиональных аудиторских объединениях.

- Что это будут за организации?

- У нас уже есть профессиональные аудиторские объединения, которые являются прообразом тех аудиторских объединений, о которых должна идти речь в поправках к Закону об аудиторской деятельности. Это не что иное, как следующий этап развития профессионального аудиторского движения.

- В чем состоит отличие организаций, которые будут функционировать в системе профессионального контроля, от тех аудиторских объединений, которые существуют сейчас?

- Во-первых, они должны быть сильными, уважаемыми организациями. Во-вторых, они будут исполнять ряд функций, которые сегодня выполняет государство.

- Уточните, пожалуйста, перейдет ли в ведение профессиональных аудиторских объединений та система аттестации аудиторов, которую сейчас контролирует Минфин?

- Перераспределение функций должно касаться и аттестации. Но пока речь идет об изменении структуры аудиторской профессии в целом. И в этом контексте одно из центральных мест как раз отводится деятельности профессиональных аудиторских объединений.

- Однако, согласитесь, аудиторское объединение не может состояться как уважаемая организация за один день. Потребуется время, чтобы оно получило общественное признание. А существующие организации, видимо, еще не отвечают критериям, предусмотренным для организаций, которые будут функционировать в системе профессионального контроля. То есть какой-то переходный период будет и, возможно, достаточно длительный. А это означает, что основная роль в регулировании аудиторской деятельности будет по-прежнему принадлежать Минфину...

- Мне кажется, что вы несколько упрощаете ситуацию. Речь не идет о том, что есть некая область, которую сегодня курирует государство, а затем в одночасье оно передаст свои функции профессиональному сообществу. Стоит задача создания разумной общественно-государственной системы регулирования аудиторской деятельности. Эта система должна состоять из трех частей: государственное регулирование, профессиональное регулирование и контроль и общественный надзор.

- Это сложная и новая для нас система.

- Не думаю, что она совсем уж новая. Сегодня существуют ростки этой системы. Профессиональное аудиторское сообщество совсем даже не отлучено от регулирования аудиторской деятельности и активно участвует в нем. Точно так же нельзя сказать, что полностью отсутствует какой-либо общественный надзор за развитием профессии. В деятельности Совета по аудиторской деятельности участвуют представители потребителей аудиторских услуг. Таким образом, через их участие общество наблюдает за выработкой политики, стратегии и тактики развития аудиторской профессии. Государство тоже сегодня играет свою роль в регулировании аудиторской деятельности. Другое дело, что соотношение, существующее между составляющими системы регулирования аудиторской деятельности, нас уже не удовлетворяет в полной мере.

- Как вам видится роль аудитора в свете предстоящего перехода российских организаций на составление отчетности по МСФО?

- Это и есть одна из тех ключевых задач, решение которой требует нового подхода к аудиторской деятельности, выдвигает дополнительные требования к аудиторам. Решение этой задачи возможно в том случае, если у нас будет соответствующая система регулирования аудиторской деятельности и соответствующая аудиторская профессия.

Значение аудиторской профессии неоценимо для перехода к применению Международных стандартов финансовой отчетности. Прежде всего нужно помочь компаниям определиться, как переходить на МСФО. Затем нужно проконсультировать их, каким образом составлять эту отчетность. А далее необходимо проконтролировать ее качество. При этом нельзя допустить девальвацию МСФО. Знания в этой области сосредоточены прежде всего в аудиторских фирмах. Подпись аудитора обеспечивает доверие к финансовой отчетности, составленной по МСФО. Поэтому аудиторы должны первыми получить навыки работы с Международными стандартами финансовой отчетности. Они должны идти к клиентам, будучи хорошо подготовленными, высококлассными специалистами в области МСФО, коль скоро нам нужно решить эту задачу.

Беседовали

Т.Пономарева

Н.Попова

Подписано в печать

19.10.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Изменение цены договора: учет и налогообложение ("Российский налоговый курьер", 2004, N 21) >
Статья: Применение ПБУ 18/02 в учете нематериальных активов ("Российский налоговый курьер", 2004, N 21)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.