Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Т.В. Шевцова: "Налоговый инспектор должен говорить с налогоплательщиком на одном языке" ("Российский налоговый курьер", 2004, N 21)



"Российский налоговый курьер", N 21, 2004

Т.В. ШЕВЦОВА: "НАЛОГОВЫЙ ИНСПЕКТОР

ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ"

В ближайшее время Правительство Российской Федерации должно определиться с поправками в Налоговый кодекс о трансфертном ценообразовании <1>. Как отметила в интервью нашему журналу руководитель Департамента крупнейших налогоплательщиков МНС России Татьяна Викторовна Шевцова, это позволит налоговой службе более эффективно осуществлять контроль за правильностью применения цен по сделкам в целях налогообложения.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Трансфертные цены - цены, применяемые корпорациями в сделках между подконтрольными им фирмами (филиалами и подразделениями). - Прим. ред.

- На заседании Правительства Российской Федерации 30 сентября перед всеми заинтересованными министерствами и ведомствами была поставлена задача представить в октябре предложения о поправках в законодательство, направленных на борьбу с трансфертным ценообразованием. Татьяна Викторовна, почему данной проблеме уделяется так много внимания?

- Рассматриваемый проект федерального закона предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс в части совершенствования контроля за правильностью применения цен по сделкам в целях налогообложения.

В соответствии с Кодексом в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика. Исходя из этого принципа, в ст.40 Кодекса установлено правило, согласно которому для целей налогообложения применяется цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Основания опровержения данной презумпции предусмотрены п.2 ст.40 Кодекса.

Практическое применение положений законодательства выявило ряд сложностей, с которыми сталкиваются участники налоговых правоотношений при решении вопроса о соответствии цены, указанной в договоре, рыночным ценам.

- Вы имеете в виду проблемы, связанные с применением ст.40?

- Да. Безусловно, эта статья наделяет налоговые органы правом проверять, соответствует ли уровень цен, по которым компания реализует товары, работы или услуги, сложившемуся уровню рыночных цен. Однако реализовать это право на практике довольно сложно. Во-первых, в большинстве своем нормы данной статьи прописаны нечетко, противоречиво, а зачастую они попросту не работают. Например, каждый раз мы в суде спорим, какой источник информации о рыночных ценах является официальным, что следует считать рыночной ценой. Ведь рыночная цена - это цена, сформированная на основе спроса и предложения. А трансфертная цена - инструмент налоговой минимизации. Анализ практики оценки арбитражными судами информации о рыночных ценах, представленной налоговыми органами, показывает, что нередко источник информации о рыночных ценах признается ненадлежащим. Но не имея официальных источников о рыночной цене, мы не сможем доказать неправомерность трансфертной цены, используемой компанией.

Необходимо законодательно закрепить возможность использования налоговыми органами информации о ценах, предоставляемой в налоговые органы налогоплательщиками. Например, предусмотреть, что для доказательной базы будет приниматься только обоснованная и документально подтвержденная информация о ценах. Целесообразно также предусмотреть условия признания подобной информации обоснованной и документально подтвержденной.

Во-вторых, в России нет специального законодательства, которое регулировало бы правоотношения компаний, осуществляющих деятельность в рамках холдинга. Ведь нередко, проверяя вертикально-интегрированную компанию, мы имеем дело не с одним, а с десятками юридических лиц, зарегистрированных в разных юрисдикциях, в том числе офшорных.

Действующее законодательство создает проблемы в осуществлении налогового контроля за консолидированной группой юридических лиц. Крупнейший налогоплательщик, как правило, является группой юридических лиц, связанных холдинговыми взаимоотношениями по управлению головной компанией деятельностью других участников группы вертикально-интегрированных компаний. Законодательно правовое положение холдингов до сих пор не определено, и в сфере регулирования налогового права промышленно-финансовые комплексы не рассматриваются в качестве самостоятельного субъекта права. Таким образом, у консолидированных групп хозяйствующих субъектов, законодательно не признаваемых консолидированной группой налогоплательщиков, появляется возможность применения различных форм и способов уклонения от налогообложения. Это манипулирование трансфертными ценами, использование разветвленной сети взаимозависимых структур для управления доходами и расходами, вывод капиталов в офшорные зоны, за рубеж.

- В апреле текущего года МНС России утвердило новые критерии отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших <2>. В частности, критерий взаимозависимости. Правильно ли мы понимаем, что теперь налоговые органы выявляют взаимозависимых партнеров крупнейших налогоплательщиков и ставят их на учет в тех же налоговых органах, где состоит на учете крупнейший налогоплательщик?

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях". - Прим. ред.

- Совершенно верно. В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших традиционно применяемые критерии финансово-экономической деятельности организации были дополнены отношениями взаимозависимости между организациями. Именно поэтому в Приказе об установлении новых критериев введен разд.II.

Организации, отношения с которыми могут в соответствии со ст.20 части первой Кодекса оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности крупнейшего налогоплательщика, выявленного по результатам его финансово-экономической деятельности, также будут признаваться крупнейшими налогоплательщиками. Они подлежат налоговому администрированию в специально созданных межрегиональных (межрайонных) инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам.

Анализ контрольной работы показал, что в рамках вертикально-интегрированных компаний мы всегда обнаруживаем схожие элементы.

Во многих случаях создаются так называемые центры затрат, центры прибыли и ответственности, центры имущественных комплексов. Все эти звенья располагаются в наиболее благоприятных для компании условиях. Центры прибыли выводятся в зоны с льготным или пониженным налогообложением, в тех же внутренних и внешних офшорах. Центры затрат, напротив, располагаются независимо от условий налогообложения. Имущественные комплексы выводятся на организации с минимальными налоговыми рисками. Таким образом, чтобы эффективно проверить крупнейшего налогоплательщика, инспектор должен знать схему построения вертикально-интегрированной компании (холдинга), в состав которой входит налогоплательщик.

- Изменилось ли число крупнейших налогоплательщиков, администрируемых налоговыми органами, с введением критерия взаимозависимости и пересмотром финансово-экономических показателей?

- Перечень крупнейших налогоплательщиков будет сформирован в октябре. В него будут включены организации, попадающие в категорию крупнейших по показателям финансово-экономической деятельности, и взаимозависимые с ними лица.

По предварительным подсчетам по показателям финансово-экономической деятельности количество крупнейших налогоплательщиков составит около 2,4 тыс. организаций. Между тем год назад их было 1772. Число компаний федерального уровня по сравнению с прошлым годом увеличилось почти вдвое - с 279 до 551.

- Как вы уже сказали, в целях налогового контроля крупнейших налогоплательщиков в налоговой службе образованы межрегиональные отраслевые налоговые инспекции. Сколько их насчитывается сегодня?

- На сегодняшний день создано 7 межрегиональных и 34 межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Межрегиональные ИМНС образованы по отраслевому принципу - в зависимости от основного вида деятельности налогоплательщиков.

Первые три межрегиональные инспекции были созданы еще в 2001 г. На них возложен контроль за крупнейшими предприятиями, осуществляющими деятельность в нефтяной и газовой отраслях, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

В начале прошлого года образованы еще четыре специализированные межрегиональные инспекции. Они контролируют соответственно налогоплательщиков, занятых в энергетике, металлургии, а также тех, кто оказывает транспортные услуги и услуги связи.

Создание специализированных инспекций по крупнейшим плательщикам позволяет учитывать при администрировании отраслевую специфику, осуществлять контрольные мероприятия по всем звеньям вертикально-интегрированной структуры налогоплательщика.

- По мнению некоторых экспертов, после внесения в Налоговый кодекс поправок <3>, связанных с реформированием МНС России, межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам оказались вне закона. Однако, насколько нам известно, такое мнение не разделяют прежде всего сами крупнейшие налогоплательщики. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Поправки внесены Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ. - Прим. ред.

- На мой взгляд, проблема надумана. Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам входят в систему налоговых органов Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства <4> межрегиональные инспекции входят в единую централизованную систему налоговых органов.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе". - Прим. ред.

Согласно положениям ст.78 Конституции федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Сфера деятельности этих территориальных органов не ограничивается территорией субъектов РФ. Еще в 2000 г. это установил Конституционный Суд Российской Федерации <5>. Равным образом юрисдикция территориального органа не может быть ограничена территорией любой иной единицы административно-территориального деления на основании одного только определения "территориальный орган".

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Определение Конституционного Суда РФ от 13.01.2000 N 10-О. - Прим. ред.

Статья 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" <6> наделяет Правительство правом устанавливать порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, утверждать положения о них. При этом Правительство Российской Федерации, исходя из специфики конкретных управленческих задач, целесообразности и экономической эффективности, самостоятельно определяет территориальную сферу деятельности этих органов - территория субъекта Российской Федерации, регион и их наименование - территориальные, региональные, межрегиональные, бассейновые.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ. - Прим. ред.

Основные претензии, связанные с переводом крупнейших налогоплательщиков в межрегиональные ИМНС, нам предъявляют региональные власти. Они сетуют на то, что из-за перевода, например, градообразующего предприятия на налоговый учет в Москву региональный бюджет недополучит часть налоговых доходов.

Но эти опасения абсолютно беспочвенны. Перевод крупнейших налогоплательщиков в межрегиональные инспекции в первую очередь нацелен на то, чтобы улучшить эффективность их администрирования и контроля. Ведь очевидно, что силами одной лишь местной налоговой инспекции контролировать на должном уровне крупнейшего налогоплательщика, имеющего сеть производственных, сервисных, инвестиционных и других организаций по всей России, невозможно. Что касается предполагаемых потерь регионального бюджета, то следует особо подчеркнуть: с переводом крупнейших налогоплательщиков на администрирование в межрегиональные инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам порядок зачисления налогов и сборов в региональные и местные бюджеты не меняется. Налоги и сборы в бюджеты разных уровней уплачиваются в соответствии с законодательством о налогах и сборах и бюджетным законодательством Российской Федерации по нормативам отчислений, устанавливаемым законодательством на соответствующий финансовый год.

- Татьяна Викторовна, давайте поговорим о работе отраслевых инспекций. В одном из ваших недавних интервью вы сказали, что крупнейшие налогоплательщики обеспечивают более 50 процентов налогов и сборов в федеральный бюджет. В связи с тем что основной функцией ФНС России станет налоговый контроль, деятельность межрегиональных инспекций приобретет еще большую значимость?

- Как я уже отмечала, процесс формирования отраслевых инспекций идет уже несколько лет. Необходимость их создания не вызывает сомнений. Ведь для того чтобы эффективно проверить налогоплательщика, налоговый инспектор должен хорошо ориентироваться в специфике его производства. При проверке, к примеру, нефтяных компаний он обязан понимать технологию добычи углеводородного сырья и чем скважинная жидкость отличается от товарной нефти. При проверке компании связи - знать порядок тарифицирования услуг связи и порядок прохождения трафика. А при проверке, скажем, организаций газовой отрасли - различать газ сырой отсепарированный и нестабильный газовый конденсат, выделяемые из пластовой газожидкостной смеси. Иными словами, налоговый инспектор должен говорить с налогоплательщиком на одном языке.

Проверяя тот же холдинг, инспектор обязан знать его организационную структуру и объемы финансовых потоков. Именно поэтому особая роль в специализированных инспекциях отводится аналитическим отделам, занимающимся предпроверочным анализом деятельности налогоплательщика.

В рамках специализированной инспекции наряду с традиционными способами контроля применяются методы сравнительного анализа показателей аналогичных предприятий, входящих в разные финансово-промышленные группы. Контрольная работа в отношении крупнейшего налогоплательщика, рассматриваемого как часть структуры холдинговой компании, должна строиться на серьезной подготовительной работе. Необходимо использовать сведения, получаемые из внешних источников, в том числе информацию о деятельности российских организаций за рубежом, движении денежной наличности по счетам в иностранных кредитных учреждениях, ценных бумагах в депозитариях.

Наконец, сегодня нужно при проведении контрольных мероприятий формировать товарные балансы по всему производственному комплексу, включая добычу, переработку, транспортировку и распределение топливных ресурсов, просчитывать технологическую потребность крупнейшего налогоплательщика, его поставщиков в сырье. Надо также четко представлять, из чего складывается себестоимость его продукции, формирование которой в каждой отрасли имеет свои особенности и лазейки.

В итоге, выходя на проверку крупнейшего налогоплательщика, инспектор должен обладать полной информацией о нем, о возможных нарушениях и используемых им схемах минимизации налогов. А уже при проведении проверки необходимо собранную информацию подтвердить первичными документами налогоплательщика.

- Как часто проверяются крупнейшие налогоплательщики?

- Здесь действуют общие правила - не реже одного раза в два года.

- В продолжение темы реорганизации МНС России не могли бы вы рассказать, планируются ли какие-либо изменения в администрировании крупнейших налогоплательщиков в связи с вхождением Федеральной налоговой службы в состав Минфина России?

- Каких-либо кардинальных изменений в функциях нашего департамента не планируется. Безусловно, основной упор будет сделан на усиление контрольной работы, поскольку это главная задача Федеральной налоговой службы.

Кроме того, мы продолжим разработку методических рекомендаций для нижестоящих налоговых органов по порядку проведения проверок налогоплательщиков с учетом их отраслевой специфики, арбитражной практики, а также накопленного опыта проверок крупнейших налогоплательщиков в регионах.

- Спасибо, что ответили на наши вопросы.

Беседу вели

Н.Попова

И.Рамазанов

Подписано в печать

19.10.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: ПБУ 18/02: ошибки прошлых лет ("Российский налоговый курьер", 2004, N 21) >
Статья: Государственные и муниципальные ценные бумаги: учет доходов ("Российский налоговый курьер", 2004, N 21)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.