Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму МНС России от 15.09.2004 N 02-5-10/53 "О порядке списания безнадежных долгов, по которым истек срок исковой давности, в целях налогообложения прибыли"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 20)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 20, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МНС РОССИИ ОТ 15.09.2004 N 02-5-10/53

"О ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ БЕЗНАДЕЖНЫХ ДОЛГОВ,

ПО КОТОРЫМ ИСТЕК СРОК ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ,

В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ">

Довольно часто фирма решает, что "дебиторку" взыскать с партнера нереально, и списывает ее во внереализационные расходы в налоговом учете. Однако налоговики с таким положением дел совершенно не согласны. В своем Письме от 15.09.2004 N 02-5-10/53 МНС России разъясняет, когда безнадежный долг можно отнести на расходы для расчета налога на прибыль.

"Безнадежная" проблема

Сложности в этом случае возникают, когда фирме не удалось получить сумму долга в рамках исполнительного производства. По мнению чиновников, если пристав возвратил организации исполнительный лист, отнести на расходы задолженность по нему нельзя.

Непогашенные долги партнеров есть практически у любой фирмы. Однако не все из них безнадежны. Пункт 2 ст.266 Налогового кодекса предусматривает конкретные признаки "дебиторки", которую получить уже невозможно:

- по ней истек срок исковой давности (по общему правилу он составляет три года - ст.196 ГК РФ);

- обязательство невозможно исполнить;

- долг нельзя взыскать, поскольку имеется соответствующий акт (например, решение суда) или организация-должник ликвидирована.

Безнадежную задолженность, конечно, можно списать. Причем для этого не обязательно создавать резерв по сомнительным долгам. Она считается убытком фирмы и приравнивается к внереализационным расходам (пп.2 п.2 ст.265 НК РФ).

Если у организации на балансе числится долг партнера, а она тихо ждет, пока по нему окончится срок исковой давности, проблем не возникнет. Пройдет три положенных года, и фирма спишет всю сумму на расходы. Но, как правило, предприятия стараются вернуть свои деньги, обращаются в суд и нередко выигрывают. С такой ситуацией возможны проблемы.

Бывает, что суд вынес решение в пользу фирмы, а свои "кровные" она все равно так и не получила. Пристав возвратил организации исполнительный лист в порядке, установленном ст.26 Закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". Такое право предоставляется ему, в частности, если:

- невозможно установить место нахождения (или жительства) должника;

- не удается найти его имущество или получить сведения о принадлежащих ему денежных средствах;

- у должника отсутствуют доходы или имущество, на которые можно наложить взыскание, а все попытки пристава отыскать их оказались безрезультатными.

Во всех этих случаях исполнительное производство считается оконченным (ст.27 Закона N 119-ФЗ). Пристав составит акт о том, что взыскать сумму долга с партнера организации невозможно, и вынесет постановление об окончании исполнительного производства. На первый взгляд именно тогда "дебиторку" можно признать безнадежной. Однако уменьшить базу по налогу на прибыль, получив это постановление, фирма, к сожалению, не может.

Налоговое ведомство считает, что в данном случае пристав лишь констатирует определенные факты. Например, что нельзя установить, где находится должник, или что у него нет имущества. Никаких выводов о реальности или нереальности задолженности он не делает.

Когда списать долги

Как указывают сотрудники налогового ведомства в Письме N 02-5-10/53, организация может уменьшить базу по налогу на прибыль, только когда в ее распоряжении окажутся определенные документы. Это, во-первых, определение арбитражного суда о том, что конкурсное производство окончено. Такой случай относится к должнику, который находился в процедуре банкротства и завершил все расчеты со своими кредиторами. Во-вторых, - документ, который подтверждает, что должник исключен из госреестра организаций или предпринимателей.

Таким образом, налоговики указывают: пока есть вероятность, что фирма может взыскать задолженность по исполнительному листу, о безнадежном долге говорить нельзя. При этом, даже если пристав возвратил исполнительный лист, его можно предъявить повторно. Причем начиная с 1 сентября 2002 г. период, в течение которого организация может реализовать это право, существенно увеличился.

Статья 14 Закона "Об исполнительном производстве" 1997 г. говорит лишь о шестимесячном сроке. Новый Арбитражный процессуальный кодекс - о трехлетнем. И, как указывают налоговики, все это время списать безнадежный долг фирма не может.

Единственный выход из этой ситуации - просто "забыть" еще раз подать исполнительный лист. Ну а затем, прождав три года, списать безнадежную задолженность. Однако Письмо N 02-5-10/53 прямо запрещает это делать. Свою позицию чиновники аргументируют положениями п.2 ст.266 Налогового кодекса. Он не предусматривает такое основание, как пропуск срока, в течение которого фирма может предъявить исполнительный лист. Поэтому соответствующую задолженность нельзя признать безнадежной.

Сроки исковой давности в данном случае также не действуют. Ведь они лишь удостоверяют право фирмы обратиться в суд в течение ограниченного периода времени. А в ситуации, которую рассматривают налоговики в новом Письме, организация иск в арбитраж уже подала, и он вынес решение в ее пользу. Получается, списать безнадежный долг из-за срока давности не получится.

Таким образом, складывается абсолютно безвыходная ситуация. Предположим, что пристав возвратил организации исполнительный лист. Он не смог установить, где находится должник. Срок, в течение которого фирма может вновь предъявить исполнительный лист, начинает течь заново (ст.26 Закона N 119-ФЗ). По идее, обращаться к приставу можно бесчисленное количество раз. Однако, если фактические обстоятельства не изменились, организация так и не получит сумму задолженности. И, согласно новым разъяснениям налогового ведомства, не сможет списать долг на убытки. Остается только обратиться в суд с требованием признать должника банкротом, что повлечет не запланированные для фирмы расходы.

Отметим, что с налоговиками солидарно и главное финансовое ведомство. Свою позицию по этому вопросу сотрудники Минфина высказали значительно раньше - в Письме от 08.01.2002 N 04-02-06/1/1. Финансисты также указали, что, получив обратно исполнительный лист, организация не может "забыть" о задолженности. Но списать "дебиторку" на убытки можно раньше. Сразу после того как ликвидационная комиссия уведомит организацию, что имущества банкрота недостаточно, чтобы расплатиться с фирмой. Ведь уже тогда очевидно, что взыскать долг будет нереально.

Однако...

Итак, предложенный налоговиками вариант решения проблемы безнадежных долгов фирмам невыгоден. Более того, он становится совершенно несостоятельным, когда речь идет о дебиторах, которые не являются ни фирмами, ни предпринимателями. Например, бывший работник организации скрылся, не возместив причиненный ей ущерб. Естественно, никакой пристав отыскать его не может. И понятно, что долг безнадежный, однако, буквально следуя новым разъяснениям налоговиков, фирма не может сразу списать его на убытки.

Здесь, конечно, с чиновниками можно поспорить. Закон "Об исполнительном производстве" говорит не только об окончании, но и о прекращении исполнительного производства. Это совершенно разные понятия. Согласно ст.23 Закона, производство прекратится, в частности, если:

- фирма решила не взыскивать долг;

- кредитор и должник заключили мировое соглашение;

- имущества организации недостаточно для того, чтобы расплатиться;

- срок для взыскания истек;

- судебное решение, на основании которого выдан исполнительный лист, отменено.

Прекращает исполнительное производство арбитражный суд по требованию взыскателя, должника или пристава-исполнителя (ст.327 АПК РФ). Получив определение об этом, фирма может списать безнадежные долги. Непонятно, почему налоговики в новом Письме об этом документе не упоминают.

Многие организации уже с успехом опротестовали невыгодную для них позицию чиновников в суде. Например, по материалам одного из дел инспекторы доначислили фирме налог на прибыль, решив, что она неправомерно списала безнадежную задолженность. Обосновали свою позицию налоговики именно теми доводами, которые содержатся в Письме N 02-5-20/53. Однако суд их не принял. В рассматриваемом случае пристав возвратил лист, поскольку у должника отсутствовали имущество и доходы, на которые можно было бы обратить взыскание. Свое право повторно предъявить исполнительный лист фирма не реализовала (поскольку обстоятельства не изменились) и долг списала на убытки.

Суд указал, что никаких нарушений организация при этом не совершила. Ведь в рассмотренном деле было очевидно, что долг безнадежный. Дожидаться, пока судьи признают партнера банкротом и в отношении его завершится конкурсное производство, было не нужно (Постановление ФАС Центрального округа от 24.05.2004 N А54-4418/03-С18).

В пользу налогоплательщиков свидетельствует и практика ФАС Северо-Западного округа. В Постановлении от 12.05.2004 N А42-5773/03-23 судьи указали, что доказательствами безнадежности долга однозначно являются акты приставов о том, что взыскать задолженность нереально. А это не что иное, как постановление об окончании исполнительного производства, которое в новом Письме фискалы не хотят принимать в расчет.

Как видно из сложившейся арбитражной практики и мнения чиновников, в какой момент списать безнадежный долг, должна решить сама организация. Если она не хочет спорить с налоговиками, она должна четко следовать Письму N 02-5-10/53. Иначе ей придется отстаивать свое мнение в суде.

В.В.Бумагина

Аудитор

Подписано в печать

15.10.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...У нас на фирме сломалась ККТ. Для починки аппарата мы обратились в центр технического обслуживания, с которым заключен договор. Техник починил машину и опломбировал ее. Я позвонила в налоговую и выяснила, что нам нельзя пользоваться ККТ, пока инспектор не придет со своим пломбиром, так как первоначальная пломба нарушена. Иначе, по словам налоговиков, нам грозит штраф. Так ли это? ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 20) >
Статья: <Комментарий к Письму МНС России от 07.09.2004 N 03-06-05-04/16 <О едином налоге на вмененный доход>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 20)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.