Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Выпуск корпоративной газеты ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 39)



"Учет.Налоги.Право", N 39, 2004

ВЫПУСК КОРПОРАТИВНОЙ ГАЗЕТЫ

Новомодная тенденция последних лет - издание собственной корпоративной газеты - ставит перед бухгалтером неведомые ранее задачи: как учесть расходы на ее создание в бухгалтерском и налоговом учете.

Издание корпоративной газеты, как правило, ориентировано либо на собственных работников, либо на клиентов. Поэтому и бухгалтерский учет, и налогообложение расходов на выпуск корпоративного издания будет зависеть от целей, которые оно преследует. Например, именно от этого будет зависеть, носят ли расходы рекламный характер и ограничен ли их размер для целей налогообложения? Потребуется определить цель издания и при ответе на вопрос о том, нужно ли начислять НДС в случае бесплатного распространения газеты?

Ради корпоративного духа

Начнем с газеты, распространяемой только среди сотрудников организации. Обычно такая газета информирует служащих о деятельности компании, ее успехах и проблемах, укрепляет доверие к руководству, разъясняет политику фирмы, публикует внутренние нормативные акты. При этом издание, безусловно, распространяется среди работников бесплатно. В этом случае расходы по изданию газеты являются частью расходов по управлению предприятием и относятся к расходам по обычным видам деятельности (п.7 ПБУ 10/99 "Расходы организации").

Для целей налогового учета расходы на выпуск корпоративной газеты также будут признаваться расходами на управление организацией. Они будут учитываться в составе прочих расходов (пп.18 п.1 ст.264 НК РФ).

При этом "газету для внутреннего пользования" нельзя признать рекламой. Следовательно, налога на рекламу в этом случае не будет. Ведь рекламой считается информация о физическом и юридическом лице, его товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц (ст.2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе"). А в нашем случае газета предназначена только для определенного круга лиц - работников предприятия.

Не будет в данной ситуации и НДС. Дело в том, что распространение газеты среди сотрудников не будет считаться реализацией. Так же как не является реализацией передача работнику канцелярских товаров для использования в работе.

Для рекламных целей

Но не всегда выпуск корпоративной газеты преследует внутренние цели. Часто эта цель - распространение информации среди реальных и потенциальных клиентов о достижениях организации, о ее новых продуктах, проектах, об изменении цен на отдельные товары, реализуемые компанией. При этом в большинстве своем издания для клиентов также распространяются бесплатно.

Расходы, понесенные организацией в связи с выпуском таких газет, являются расходами на рекламу и отражаются в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности. Для целей налогообложения прибыли рекламные расходы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.28 п.1 ст.264 НК РФ).

Теперь разберемся, нормируются ли эти расходы.

Все рекламные расходы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль делятся на нормируемые и ненормируемые, учитываемые в полном объеме (п.4 ст.264 НК РФ). К последним относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации.

В НК РФ определения термина СМИ нет. Поэтому для его расшифровки надо обратиться к специальной отрасли законодательства (ст.11 НК РФ). А именно к Закону РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".

В этом Законе под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, иная форма периодического распространения массовой информации. Правда, Закон налагает некоторые ограничения на признание издания средством массовой информации. В частности, выпуск СМИ возможен лишь после регистрации в надзорных службах (ст.8 Закона). Однако если издание выпускается тиражом менее 1000 экземпляров, то такая регистрация не требуется (ст.12 Закона).

Таким образом, корпоративную газету можно считать средством массовой информации и без регистрации, если тираж не превысил 1000 экземпляров. И следовательно, расходы на выпуск такой рекламной корпоративной газеты принимаются для целей налогообложения прибыли без каких-либо ограничений.

Кроме того, организации, рекламирующие свою продукцию, являются плательщиками налога на рекламу. При этом налог на рекламу является местным, установление которого относится к компетенции местных органов власти <*>. К примеру, в Москве налоговая база по этому налогу определяется исходя из стоимости оказанных организации рекламных услуг (работ) либо расходов по самостоятельному выполнению работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг) (ст.6 Закона г. Москвы от 21.11.2001 N 59 "О налоге на рекламу").

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Заметим, что вопрос об уплате налога на рекламу со стоимости самостоятельно изготовленной и (или) распространенной рекламы является спорным. Ведь в Законе РФ от 27.12.1991 N 2118-1 такой объект налогообложения не указан. Подробнее об этом см. в "УНП" N 7, 2004, с. 16.

Газета - клиенту, НДС - в расходы?

А вот по поводу НДС в ситуации, когда газета раздается с целью рекламы компании неопределенному кругу лиц, могут возникнуть споры. Касаются они как самого факта начисления НДС, так и источника его уплаты.

Итак, начислять или нет?

Передача товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе признается реализацией для целей исчисления НДС (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ). Передача товаров в рекламных целях также подпадает под действие этой нормы Кодекса. Подтверждением тому являются многочисленные письма Минфина и МНС России (Письмо Минфина России от 31.03.2004 N 04-03-11/52, Письмо МНС России от 05.07.2004 N 03-1-08/1484/18).

Исчислить налоговую базу при безвозмездной передаче рекламной газеты надо исходя из рыночных цен (п.2 ст.154 НК РФ). Здесь налогоплательщику придется столкнуться с проблемой: где взять эту цену?

Напомним, рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся на рынке идентичных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях (ст.40 НК РФ).

Но "рынка корпоративных рекламных газет" нет, и "идентичными" рекламные газеты разных компаний вряд ли можно назвать. Более того, в сопоставимых экономических условиях рекламные газеты также раздаются бесплатно. Можно было бы сделать вывод, что рыночная стоимость подобных газет равна нулю. Но не спешите делать подобных заключений! Стоимость газеты следует оценить исходя из затрат на ее выпуск. Такой метод прямо предписывается п.10 ст.40 НК РФ.

Следующий острый вопрос. За счет каких средств этот налог должен быть уплачен?

На наш взгляд, начисленная в рассматриваемой ситуации сумма НДС может отражаться в составе расходов на продажу в бухгалтерском учете и приниматься в качестве расхода при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Данный вывод мы делаем на основании анализа п.19 ст.270 НК РФ. В нем запрещено включать в состав расходов только сумму налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). А в нашем случае НДС не предъявляется покупателю, да и покупателя в данном случае нет. К тому же Налоговый кодекс не содержит прямого запрета на учет такого расхода при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Здесь заметим, что позиция налоговых органов по этому вопросу не в пользу налогоплательщика. Они неоднократно разъясняли, что НДС можно учесть в расходах при исчислении налога на прибыль только в случаях, предусмотренных ст.170 НК РФ. Но, на наш взгляд, при решении вопросов налогообложения прибыли ссылки на нормы гл.21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ выглядят некорректно.

Многофункциональное издание

На практике чаще всего встречается "смешанный" вариант газеты. То есть издание направлено на решение и внутренних, и внешних задач. При этом соотношение этих целей в рамках каждого издания различается. В этом случае для целей исчисления налога на рекламу, НДС и налога на прибыль организация должна распределять расходы на выпуск газеты. Сделать это нужно пропорционально количеству экземпляров, распространенных среди работников и среди потенциальных партнеров, а для этого следует вести учет их распространения.

Н.А.Рощина

Старший менеджер

Energy Consulting

Подписано в печать

15.10.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Опоздавшие документы ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 39) >
Статья: Берегите дары учредителя ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 39)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.