|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Компенсации и льготы - по договору ("Бизнес-адвокат", 2004, N 20)
"Бизнес-адвокат", N 20, 2004
КОМПЕНСАЦИИ И ЛЬГОТЫ - ПО ДОГОВОРУ
22 августа Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 122-ФЗ (далее - Закон). Указанным документом внесены изменения в ряд нормативно-правовых актов, в том числе в Трудовой кодекс РФ (ст.138 Закона).
Изменения коснулись не только используемой в ТК РФ терминологии, которая приведена в соответствие с действующим законодательством, но и такого важного вопроса, как установление выплат компенсационного характера в отношении работников. До настоящего времени Правительством РФ устанавливались и обеспечивались как минимальный размер оплаты труда, так и величина размера тарифной ставки в учреждениях, финансируемых из бюджета, определялся порядок и размеры многих компенсационных выплат для всех организаций, в том числе и небюджетных. Рассмотрим изменения, коснувшиеся оплаты труда работников учреждений, финансируемых за счет бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления. Новые изменения в ТК РФ устанавливают, что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно, до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, будет разрабатывать единые рекомендации по системе оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работников организаций, финансируемых из бюджетов, на федеральном, региональном и местном уровнях. Рекомендуемые размеры будут учитываться Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Пояснить изменения, коснувшиеся работников учреждений, финансируемых на региональном и местном уровнях, можно на примере тарифной ставки. Величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в РФ исключена из основных государственных гарантий по оплате труда работников.
Согласно ст.143 ТК РФ в новой редакции тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством РФ в порядке, определенном федеральным законом. В соответствующий Федеральный закон "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ внесены изменения, согласно которым указанный Закон регулирует оплату труда только работников федеральных государственных учреждений. Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и порядок ее применения будет устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ, тарифная система оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядок ее применения - органами местного самоуправления. То есть можно допустить, что, например, в субъекте РФ может быть принят нормативный акт, изменяющий (по сравнению с рекомендуемым) размер тарифной ставки. Однако уменьшение размера и, соответственно, ухудшение положения этой категории работников запрещено ст.153 Закона от 22 августа 2004 г., а увеличение допустимо только за счет собственных средств бюджета самого субъекта РФ. Таким же образом будут определяться порядок и размеры компенсационных выплат, связанных со служебными командировками, переездом на работу в другую местность и др. Наибольший интерес представляют изменения, коснувшиеся компенсационных выплат в небюджетных организациях. 1. До внесения изменений размеры возмещения расходов, связанных со служебной командировкой (ст.168 ТК РФ) в небюджетных организациях не могли быть ниже, чем размеры, установленные Постановлением Правительства РФ "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" от 2 октября 2002 г. N 729. После вступления в силу ст.138 Закона порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, во внебюджетных организациях определяются только коллективными договорами или локальными нормативными актами организации. 2. То же касается и конкретных размеров возмещения расходов при переезде работника на работу в другую местность (ст.169 ТК РФ). Указанные размеры для внебюджетных организаций определяются не Постановлением Правительства РФ "О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность" от 2 апреля 2003 г. N 187, а соглашением сторон трудового договора. 3. Согласно новой редакции ст.186 ТК РФ работодатель обязан сохранить за работником его средний заработок за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха, независимо от того, была ли сдача крови возмездной или безвозмездной. 4. В соответствии с новой редакцией ст.302 ТК РФ работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых работодателем. 5. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (ст.325 ТК РФ), расходов, связанных с переездом к новому месту жительства (ст.326 ТК РФ) для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не относящихся к бюджетной сфере, определяются работодателем. Соответствующие изменения внесены ст.26 Закона и в Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. N 4520-1. Такие изменения не коснулись установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст.316 ТК РФ), процентной надбавки за стаж работы (ст.317 ТК РФ) для расчета заработной платы для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Указанные выплаты устанавливаются Правительством РФ (ранее - федеральным законом). Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Статья 138 Закона N 122-ФЗ вступает в силу с 1 января 2005 г. При этом в рамках длящихся отношений для лиц, у которых до указанной даты возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, сохранена возможность реализации возникших прав в размерах, предусмотренных ранее. Таким образом, по ряду компенсационных выплат работодатель должен принимать либо собственное решение о размерах и порядке компенсации, либо согласовывать с работником этот вопрос в трудовом договоре. Собственное решение работодателя может оформляться любым локальным нормативным актом: положением, порядком, просто приказом. Закон обязывает работодателя компенсировать указанные расходы работника, но не указывает размеры компенсации. Представляется, что если работодатель установит явно несоразмерные с фактическими расходами работника размеры компенсации, это может быть истолковано как неисполнение обязанности, предусмотренной ТК РФ.
О.Соболева Юрист Подписано в печать 13.10.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |