|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 13.10.2004> ("Главбух", 2004, N 20)
"Главбух", N 20, 2004
Отменен запрет на использование касс стоимостью до 10 000 руб. (с. 11). У бюджетных организаций новый План счетов (с. 12). Минфин России указал, когда можно безбоязненно следовать разъяснениям налоговиков (с. 14). Уточнено, как недавно созданным и закрывающимся фирмам рассчитывать среднегодовую стоимость имущества (с. 15). Организациям с обособленными подразделениями позволено применять "упрощенку" (с. 17). Налоговики не нормируют затраты на открытие кредитной линии (с. 18). Установлено, как определять стоимость основных средств при переходе с ЕНВД на "упрощенку" (с. 18) и на общий режим (с. 19).
МНС России разрешило использовать кассовые аппараты дешевле 10 000 рублей
В журнале "Главбух" N 19 на с. 6 мы рассказали о Письме МНС России от 20 сентября 2004 г. N 33-0-11/593@. Напомним: в этом послании министерство указывало, что кассовые аппараты стоимостью до 10 000 руб., которые были исключены из Государственного реестра ККТ, применять запрещено. Чиновники сделали такой вывод, поскольку буквально толковали п.5 ст.3 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ). Он гласит, что "в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации". Но имущество, которое стоит меньше 10 000 руб., не амортизируется, а сразу списывается на расходы. А раз так, рассуждали чиновники, то и использовать эти кассы нельзя. Сказать, что эта позиция налоговиков вызвала недовольство бухгалтеров, - это ничего не сказать. Редакционный телефон просто раскалился от звонков: читатели спрашивали, что теперь делать с недавно купленным аппаратом. Многие не побоялись звонить и в налоговую службу. Мы также обратились к налоговикам с вопросом: не собираются ли они пересмотреть свое решение? И, как ни странно, чиновники решили пойти навстречу налогоплательщикам - 1 октября они отменили свое скандальное указание. Видимо, налоговая служба вспомнила, что п.5 ст.3 Закона N 54-ФЗ был направлен как раз на то, чтобы дать предприятиям время на безболезненную замену ККТ. Поэтому сейчас чиновники позволили работать на дешевом кассовом аппарате до конца срока его эксплуатации. Кстати, в отмененном Письме было также разъяснено, что индивидуальным предпринимателям, применяющим специальные налоговые режимы, не нужно вести кассовую книгу. Как же теперь поступать? В налоговом ведомстве нас уверили, что их мнение осталось прежним: заполнять книгу необязательно. Ведь порядок ведения кассовых книг регулирует Центробанк России, а в Решении Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40 про "частников" ничего не сказано, там речь идет только об организациях. Кроме того, отметим, что этой же проблеме посвящено действующее Письмо МНС России от 15 сентября 2004 г. N 33-0-11/581. Там четко сказано, что предприниматели, применяющие "упрощенку" или уплачивающие ЕНВД, кассовую книгу могут не вести.
Комментирует Вячеслав Анатольевич Васильев, заместитель начальника отдела методологии и налогового контроля за применением контрольно-кассовой техники МНС России:
- Для некоторых фирм 10 000 руб. - существенная сумма. И запрет на использование кассовых аппаратов, купленных за такие деньги, был бы неоправданным. Поэтому МНС России своим Письмом от 1 октября 2004 г. N 33-0-11/609@ отозвало Письмо от 20 сентября 2004 г. N 33-0-11/593@. Так что вы можете применять такой аппарат в своей работе до окончания срока его использования, который фирма устанавливает в соответствии с разд.4 Классификации основных средств. Кстати, хотя Письмо отозвано, суть его первой части остается в силе. Предпринимателям, применяющим специальные налоговые режимы, вести кассовую книгу необязательно.
Письмо МНС России от 1 октября 2004 г. N 33-0-11/609@ "Об отмене Письма МНС России" опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 39, 2004. Письмо МНС России от 15 сентября 2004 г. N 33-0-11/581 опубликовано в журнале "Документы и комментарии" N 19, 2004.
Новый План счетов для бюджетников
Минюст России 5 октября 2004 г. зарегистрировал Приказ Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н, которым утверждена новая Инструкция по бюджетному учету. Она вводится в действие с 1 января 2005 г., однако переход на нее должен осуществляться по мере организационно-технической готовности до 1 октября 2005 г. В этом документе установлены новый План счетов для бюджетных организаций и порядок его применения. А в приложениях к Приказу приведены корреспонденция счетов, унифицированные формы первичных учетных документов, а также перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета. Первое, что бросается в глаза, - это непривычно длинный номер счета. Теперь он состоит уже из 26 знаков, поскольку в него входят коды бюджетной классификации (20 знаков). Кроме того, в соответствии с новой Инструкцией все активы и обязательства отражаются на основе метода начисления, тогда как отчетность об исполнении бюджета составляется на кассовой основе. В связи с этим появилось понятие доходов и расходов учреждения, финансового результата как показателя чистых активов учреждения. Также введены новые объекты учета, такие как природные ресурсы (например, земля, лес, биоресурсы), имущество казны. Больше нет счета "Малоценные предметы". Все материальные объекты, срок полезного использования которых составляет больше года, с нового года надо учитывать как основные средства. Кроме того, согласно новой Инструкции по основным средствам больше не нужно начислять износ - вместо него введен порядок амортизации, при котором она относится на расходы учреждения. Основные средства стоимостью до 1000 руб. списываются сразу, как только объект начинают использовать. Если за имущество уплачено от 1000 до 10 000 руб., то, когда его передадут в эксплуатацию, следует начислить 100-процентную амортизацию. А имущество, стоящее дороже 10 000 руб., придется амортизировать ежемесячно. Введен новый счет - "Нефинансовые активы". На нем бухгалтер бюджетной организации станет аккумулировать первоначальную стоимость основных средств, нематериальных активов, а также себестоимость производимых материалов, готовой продукции, товаров, работ и услуг. Также важной особенностью Инструкции является появление такого объекта учета, как начисленная дебиторская задолженность по доходам, - это означает, что все учреждения, ответственные за администрирование доходов бюджетов, должны будут отражать на своем балансе объем требований бюджета к плательщикам. Подробнее о новом Плане счетов наш корреспондент расспросил одного из разработчиков - Владимира Анатольевича Зеленского, начальника отдела консолидированной отчетности департамента Главного управления федерального казначейства Минфина России.
- Зачем понадобились новые План счетов и Инструкция по бюджетному учету? - В 2002 - 2003 гг. стало очевидно, что существующие документы в области бюджетного учета устарели. Во-первых, появились новые объекты учета - природные ресурсы и имущество казны, понадобилось отражать дебиторскую задолженность по доходам. Во-вторых, мы решили создать систему, позволяющую вести учет как по кассовому методу, так и по методу начислений. И, в-третьих, следовало соотнести бухгалтерский учет с бюджетной классификацией. Кроме того, перед нами была поставлена задача создать такую систему, чтобы не было необходимости менять ее каждый год под новые требования. - Поэтому было решено так усложнить номера счетов? - Не усложнить, а систематизировать. Мы попытались придать Плану счетов четкую структуру, создать так называемый составной счет, чтобы его части можно было без труда найти в специальных справочниках. Взгляните: к девятизначному счету бюджетного учета прибавляется код соответствующего ведомства, а далее - код функциональной и экономической классификации. Такая система действует в большинстве стран. - По Инструкции номер счета состоит из 26 цифр, однако в счетах типовых проводок в Приложении 1 указывается только 9 знаков... - Как я уже сказал, 9 знаков - это балансовый счет. Остальные 17 знаков - это те же самые коды, которые используются при построении кодов бюджетной классификации. Просто если бы мы стали расшифровывать каждый номер по каждой классификации, то у нас получился бы совершенно нечитаемый документ на 500 страницах. А вот при составлении отчетности необходимо указывать все 26 знаков. Не думаю, что такой длинный номер испугает опытного бухгалтера - ничего принципиально нового тут нет. Просто раньше все это было рассредоточено: что-то на уровне Главной книги, что-то на уровне аналитического учета. Мы лишь собрали все воедино. - Каким организациям придется составлять отчетность по новым правилам? - Применять новый План счетов обязаны подконтрольные государству структуры, в которых получение прибыли не является основным видом деятельности. Это, с одной стороны, бюджетные учреждения, а с другой - главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, органы, организующие исполнение бюджета, а также органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета. - Но ведь они зачастую ведут и коммерческую деятельность. - Что же, им никто не запрещает и впредь заниматься бизнесом. Но согласно ст.42 Бюджетного кодекса доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов в полном объеме отражаются в доходах соответствующего бюджета. Поэтому учитывать такие средства надо так же, как и суммы, связанные с бюджетной деятельностью, - на тех же условиях и счетах. Только первая цифра номера счета будет отличаться. При этом Главная книга может быть одна, но в ней нужно будет вести два учета. - С какого времени бухгалтеры должны составлять отчеты, руководствуясь новой Инструкцией? - Хотя документ вступает в силу с 1 января 2005 г., первый отчет, составленный по-новому, бухгалтер бюджетной организации должен сдать только за 9 месяцев. А начинать вести учет природных ресурсов, казны и начислять доходы можно еще позже - с 1 января 2006 г. - Но ведь тогда получается, что с января бухгалтеры должны вести учет по старым правилам и посреди года переходить на новые. Как правильно организовать учет? - Мы рекомендуем всем организациям переходить на новый План счетов уже с 1 января 2005 г. Конечно, если у них есть такая возможность. К тому же мы сейчас готовим методические указания по переходу на новый План счетов, специальные таблицы по счетам бухгалтерского учета и бюджетной классификации. Они будут опубликованы до конца текущего года. - Как быть с основными средствами, которые организация купила еще до перехода на новую систему? Нужно ли их переоценивать? - Нет, не нужно. Просто счет малоценных быстроизнашивающихся предметов надо будет разделить на материалы и основные средства. Порядок действий мы подробно опишем в методических указаниях. - Ну а с какими сложностями все же столкнутся бухгалтеры? - Я думаю, что трудности могут возникнуть при переходе на новые коды бюджетной классификации - в силу изменения принципа кодировки очень важно не допускать ошибок при формировании документов. А ведь новые КБК автоматически вступят в силу с 1 января 2005 г. и никаких переходных периодов не будет. Поэтому я бы рекомендовал всем бухгалтерам уже сейчас ознакомиться с новыми кодами, начинать изучать Инструкцию и План счетов, пробовать их применять. А если возникнут вопросы, то направлять их в Минфин - это поможет нам при составлении методических указаний.
Разъяснениям налоговых органов можно следовать
После того как МНС преобразовалось в ФНС и вошло в подчинение Минфину, неясным оставался момент, кто и по каким вопросам вправе консультировать налогоплательщиков. И вот наконец-то Правительство РФ утвердило Положение о Федеральной налоговой службе - Постановлением от 30 сентября 2004 г. N 506. Согласно этому документу ФНС России обязана информировать фирмы и предпринимателей о: - действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных актах; - порядке расчета и уплаты налогов и сборов; - правах и обязанностях налогоплательщиков; - полномочиях налоговых инспекций, управлений и их должностных лиц. Кроме того, ФНС должна предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения. А вот можно ли ответ налоговиков на письменный запрос фирмы признавать официальной позицией? Ведь ранее в пп.3 п.1 ст.111 Налогового кодекса РФ говорилось, что фирма освобождается от ответственности, если следовала письменному разъяснению налоговиков. Теперь же в этом пункте речь идет о письмах финансового ведомства. Именно этой проблеме посвящено свежее Письмо Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 03-02-07/39. Минфин указал, что предприятия вправе расценивать разъяснения, подписанные руководителем налоговой инспекции или его заместителем, как официальные. Поэтому если фирма воспользуется ими, то ее нельзя будет признать виновной (пп.3 п.1 ст.111 Налогового кодекса РФ). И все же, на наш взгляд, если проблема допускает двоякое толкование, то во избежание недоразумений стоит отправить запрос в Минфин России. Сделать так, возможно, придется еще и потому, что налоговики могут просто не ответить на сложный вопрос. При этом они заявят, что такие разъяснения уже не входят в их компетенцию. Так поступать им разрешает п.4.3.2.2 Регламента организации работы с налогоплательщиками (утв. Приказом МНС России от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468@). А вот сотрудники Минфина России ответить должны. Письменно разъяснять вопросы применения законодательства о налогах и сборах их обязывает п.1 ст.34.2 Налогового кодекса РФ. И еще один момент, на который обратили внимание чиновники в своем Письме. При расчете налогов и сборов фирмы и предприниматели должны руководствоваться действующим законодательством и, прежде всего, Налоговым кодексом РФ. А позицию налоговой службы и Минфина России налогоплательщики вправе лишь учитывать, следовать ей вовсе не обязательно. В первую очередь это касается всевозможных методичек, писем и указаний, не зарегистрированных Минюстом России. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 38, 2004, а также в журнале "Документы и комментарии" N 20, 2004. Письмо Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 03-02-07/39 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 38, 2004.
Как платить налог на имущество вновь созданным или ликвидируемым организациям
Минфин России разъяснил, что организации, созданные или ликвидированные в течение года, определяя среднегодовую стоимость налогооблагаемого имущества, должны брать в расчет все месяцы в отчетном периоде (I квартале, полугодии или 9 месяцах) и в календарном году (Письмо Минфина России от 16 сентября 2004 г. N 03-06-01-04/32). Это означает, что фирма, созданная, скажем, в ноябре, чтобы рассчитать среднегодовую стоимость имущества, сначала должна сложить остаточную стоимость своих основных средств по состоянию на 1 ноября, 1 декабря и 1 января. А затем разделить результат не на 3 - количество месяцев, которое предприятие проработало, плюс 1, а на 13 - количество месяцев в календарном году, увеличенное на 1. Аргумент чиновников таков: гл.30 Налогового кодекса РФ не предусматривает специальных правил подсчета налога на имущество для вновь созданных или ликвидируемых предприятий. Значит, они должны рассчитывать среднегодовую стоимость имущества так же, как и фирмы, которые проработали весь год: складывать остаточную стоимость основных средств на начало каждого месяца и делить результат на 4 (по итогам I квартала), на 7 (по итогам полугодия), на 10 (по итогам 9 месяцев) и на 13 (по итогам всего года). Это же касается и вновь созданных или ликвидированных филиалов.
Пример 1. ООО "Юпитер" создано 18 октября 2004 г. Остаточная стоимость основных средств предприятия такова: - 0 руб. - на 1 октября 2004 г.; - 100 000 руб. - на 1 ноября 2004 г.; - 250 000 руб. - на 1 декабря 2004 г.; - 400 000 руб. - на 1 января 2005 г. Рассчитав среднегодовую стоимость имущества так, как это разъяснил Минфин России, бухгалтер ООО "Юпитер" получил такую сумму: (0 руб. + 100 000 руб. + 250 000 руб. + 400 000 руб.) : 13 мес. = 57 692,31 руб. А налог на имущество за 2004 г. при ставке 2,2 процента составил: 57 692,31 руб. х 2,2% = 1269,23 руб.
Безусловно, разъяснения Минфина России весьма выгодны для предприятий. Ведь следуя этим разъяснениям, фирма может существенно сэкономить на налоге на имущество. Однако есть одна загвоздка: ст.55 Налогового кодекса РФ, о которой чиновники из Минфина России по какой-то неведомой причине не обмолвились ни словом. А между тем в п.2 этой статьи сказано, что для организации, созданной в текущем году, первый налоговый период начинается в день госрегистрации фирмы и заканчивается 31 декабря. А если предприятие создано в декабре, то налоговый период равен промежутку времени со дня регистрации до 31 декабря следующего года включительно. Схожие правила прописаны в п.3 ст.55 Налогового кодекса РФ для ликвидируемых предприятий. Для них последний налоговый период тянется с 1 января или со дня создания (если организация создана и ликвидирована в одном году) по день ликвидации. Получается, что с учетом требований ст.55 Налогового кодекса РФ для фирмы, созданной, например, в ноябре, налоговый период составляет меньше двух месяцев. А п.4 ст.376 Налогового кодекса РФ предписывает, определяя среднегодовую стоимость имущества, брать в расчет количество месяцев не в календарном году, а в налоговом периоде. Значит, предприятие, созданное в декабре, должно делить сумму остаточных стоимостей своего имущества по состоянию на 1 ноября, 1 декабря и 1 января не на 13, как предписывает Минфин России, а максимум на 3 (если считать, что ноябрь отработан полностью). Конечно, в результате такого расчета налог на имущество будет значительно больше. Но проблема в том, что налоговики при проверке вашего предприятия о ст.55 Налогового кодекса РФ не забудут и пересчитают среднегодовую стоимость имущества исходя из того количества месяцев, которые ваша фирма действительно существовала. При этом месяц, в котором фирма зарегистрирована или ликвидирована, чиновники посчитают за полный. Так поступать им предписывают Методические рекомендации по налогу на имущество, которые изданы для служебного пользования и приведены в Приложении к Письму МНС России от 19 апреля 2004 г. N СА-14-21/53дсп.
Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Но предположим, что бухгалтер ООО "Юпитер" рассчитал среднегодовую стоимость имущества исходя из того, что налоговый период у новой фирмы равен трем месяцам - с октября по декабрь 2004 г. включительно. В таком случае среднегодовая стоимость имущества равна: (0 руб. + 100 000 руб. + 250 000 руб. + 400 000 руб.) : (3 мес. + 1 мес.) = 187 500 руб. А налог на имущество за 2004 г. будет равен: 187 500 руб. х 2,2% = 4125 руб. При таком варианте расчета ООО "Юпитер" придется заплатить в бюджет больше на 2855,77 руб. (4125 - 1269,23).
Итак, получается, что чиновники из Минфина России и налоговики придерживаются совершенно противоположных точек зрения относительно того, как считать налог на имущество новой или ликвидированной фирме. Спору нет, позиция налоговиков невыгодна для предприятий, но при этом в большей мере соответствует Налоговому кодексу РФ. Поэтому, согласившись с их мнением, предприятие ничем не рискует. Если же бухгалтер последует разъяснениям Минфина России, то при проверке налоговики могут пересчитать налог и начислить пени и штрафы. Другое дело, что от штрафов организация себя защитить сможет, сославшись на то, что выполняла письменные разъяснения Минфина России (пп.3 п.1 ст.111 Налогового кодекса РФ). А вот налог и пени, возможно, заплатить придется. Дело в том, что чаще всего арбитражные суды приходят к выводу: организация, следовавшая разъяснениям чиновников, освобождается от налоговых санкций, но должна доплатить в бюджет доначисленные налоги и пени, которые, как известно, санкциями не являются. На это, например, указано в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 мая 2003 г. N А19-20320/02-24-1407/03-С1. Значит, если суд признает методику расчета среднегодовой стоимости, приведенную в Письме Минфина России, неверной, то предприятию придется доплатить в бюджет налог и пени. Письмо Минфина России от 16 сентября 2004 г. N 03-06-01-04/32 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 39, 2004.
Фирмы, у которых есть обособленные подразделения, вправе применять "упрощенку"
Если фирма-"упрощенец" создает обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, она может использовать упрощенную систему налогообложения. Это подтверждает Письмо Минфина России от 16 сентября 2004 г. N 03-03-02-04/1/14. Поясним суть проблемы. Согласно пп.1 п.3 ст.346.12 Налогового кодекса РФ не вправе применять "упрощенку" предприятия, у которых есть филиалы и (или) представительства. Однако в Налоговом кодексе понятия "филиал" и "представительство" не расшифрованы. Поэтому в данном случае можно воспользоваться ст.55 Гражданского кодекса РФ (п.1 ст.11 Налогового кодекса РФ). Помимо прочих требований к филиалам и представительствам эта статья устанавливает, что они должны быть указаны в учредительных документах. В то же время в Налоговом кодексе понятие обособленного подразделения шире. К нему относится любое территориально обособленное от головной фирмы подразделение, в котором на срок более одного месяца оборудованы стационарные рабочие места. При этом отражать создание обособленного подразделения в учредительных документах фирмы необязательно (п.2 ст.11 Налогового кодекса РФ). Следовательно, если обособленное подразделение фирмы не упомянуто в учредительных документах, то его нельзя отнести ни к филиалу, ни к представительству. А это значит, что предприятие вправе применять упрощенную систему налогообложения. Отсюда вывод: чтобы вновь созданное подразделение налоговики не посчитали филиалом или представительством, его не надо указывать в учредительных документах. В этом случае, даже если дело дойдет до суда, арбитры скорее, всего вас, поддержат. Как это сделали, например, судьи Северо-Западного округа (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 октября 2003 г. N А42-969/03-23). А как быть, если организация уже применяет "упрощенку", а потом создала филиал или представительство? Теряет ли она право применять упрощенную систему? Налоговики в таких случаях требуют переходить на общую систему налогообложения. Однако их мнение можно оспорить. Ведь п.4 ст.346.13 Налогового кодекса РФ устанавливает только два случая, когда фирма обязана перейти на общий режим: если по итогам налогового (отчетного) периода ее доходы превысят 15 000 000 руб. или если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов предприятия окажется больше 100 000 000 руб. Других оснований Налоговый кодекс не предусматривает. Более подробно эту проблему мы рассмотрели в журнале "Главбух" N 12, 2004 на с. 52. Письмо Минфина России от 16 сентября 2004 г. N 03-03-02-04/1/14 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 39, 2004.
При переходе с ЕНВД на "упрощенку" стоимость основных средств берется из бухучета
Специально для организаций, которые перешли с ЕНВД на упрощенную систему налогообложения, МНС России выпустило Письмо N 22-1-14/1558@. Сотрудники налоговой службы разъяснили, что остаточную стоимость основных средств, которые приобретены до перехода на "упрощенку", нужно определять по данным бухгалтерского учета. Подпункт 1 п.1 ст.346.16 Налогового кодекса РФ позволяет "упрощенщикам", которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, включать в расчет затраты на покупку основных средств. При этом, если фирма купила имущество до "упрощенки", можно брать ту остаточную стоимость, по которой оно числилось на момент перехода на данный режим. Об этом прямо сказано в пп.2 п.3 ст.346.16 Налогового кодекса РФ. Кроме того, в Кодексе говорится, как определять остаточную стоимость основных средств на момент перехода на "упрощенку", если фирма до этого применяла общий режим. А именно данные нужно взять из налогового учета. На это указывает пп.2 п.1 ст.346.25 Налогового кодекса РФ. Однако в Кодексе ничего не говорится про то, как определять остаточную стоимость имущества организациям, которые перешли на упрощенную систему с "вмененного" режима. И вот в недавно выпущенном Письме МНС России высказало свое мнение: такие фирмы должны устанавливать стоимость имущества по данным бухгалтерского учета. Дело в том, что организации, которые находятся на "вмененке", налоговый учет не ведут. Но они продолжают делать записи в учете бухгалтерском. Это следует из п.3 ст.4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. Поэтому и пользоваться надо бухучетом. Письмо МНС России от 27 сентября 2004 г. N 22-1-14/1558@ "Об упрощенной системе налогообложения" опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги право" N 38, 2004.
Как учитывать расходы по кредитной линии
Налоговики разъяснили, что деньги, уплаченные банку за открытие кредитной линии, можно включать во внереализационные расходы без каких-либо ограничений (Письмо МНС России от 13 сентября 2004 г. N 02-5-11/158@). Речь идет о фиксированной плате, которую банки зачастую берут за то, что открывают фирме кредитную линию, то есть дают возможность в течение определенного времени одолжить определенную лимитированную сумму. В данном случае фирма платит за услугу банка. А стоимость таких услуг полностью принимается в уменьшение налогооблагаемого дохода (пп.15 п.1 ст.265 Налогового кодекса РФ). Совсем по-другому надо учитывать проценты, которые банк начисляет на одолженные деньги или на остаток неиспользованной части кредитной линии. Они также включаются во внереализационные расходы. Однако сумма процентов, на которую можно уменьшить налогооблагаемый доход, не должна превышать норматива, установленного в ст.269 Налогового кодекса РФ. Таким образом, фиксированная плата за открытие кредитной линии не нормируется, а проценты, начисленные на выбранную часть этой линии или на ее остаток, включаются в расходы в пределах норматива.
Пример. Банк открыл ЗАО "Призма" кредитную линию на 6 месяцев - с августа 2004 г. по январь 2005 г. включительно. Лимит по кредитной линии равен 3 000 000 руб. Проценты за использованную часть лимита начисляют ежемесячно по ставке 15 процентов годовых. А вознаграждение за открытие кредитной линии составляет 3 процента от ее лимита. В августе 2004 г. ЗАО "Призма" взяло из банка 500 000 руб. и уплатило банку: - 90 000 руб. (3 000 000 руб. х 3%) - вознаграждение за открытие кредитной линии; - 6352,46 руб. (500 000 руб. х 15% х 31 дн./ 366 дн.) - проценты, начисленные за август по одолженным 500 000 руб. 90 000 руб. - эта плата за услуги банка. Поэтому бухгалтер ЗАО "Призма" включил эту сумму во внереализационные расходы полностью. А проценты, начисленные на выбранную часть кредитной линии, он прежде сравнил с нормативом. В качестве такого норматива бухгалтер выбрал ставку рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенную в 1,1 раза. В августе 2004 г. ставка рефинансирования была равна 13 процентам. А проценты, рассчитанные исходя из этого норматива, составили: 500 000 руб. х 13% х 1,1 х 31 дн. : 366 дн. = 6056,01 руб. Полученная сумма меньше фактически уплаченных процентов (6056,01 < 6352,46). Поэтому бухгалтер списал на внереализационные расходы проценты, рассчитанные по нормативной ставке, - 6056,01 руб.
Письмо МНС России от 13 сентября 2004 г. N 02-5-11/158@ опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 38, 2004.
Минфин России разъяснил, как определить остаточную стоимость организациям, возвратившимся с ЕНВД на общий режим
Финансовое ведомство обратилось к тем налогоплательщикам, которые перешли на ЕНВД, а затем вернулись на общий режим. Им чиновники посвятили Письмо N 03-03-02-04/1/15, где говорится, что остаточную стоимость основных средств, приобретенных до "вмененки", надо определять с учетом начисленной амортизации, в том числе и за период уплаты ЕНВД. При этом, по мнению минфиновцев, амортизация рассчитывается по правилам гл.25 Налогового кодекса РФ. То есть все начисленное во время "вмененки" следует пересчитать в соответствии с учетной политикой, которая применялась при расчете налога на прибыль до перехода на специальный режим. Таким образом, остаточная стоимость основных средств, купленных до ЕНВД, должна определяться по формуле:
ОС2 = ОС1 - А,
где ОС2 - остаточная стоимость основного средства на момент перехода с ЕНВД на общий режим; ОС1 - остаточная стоимость основного средства на момент перехода на "вмененку" по данным налогового учета; А - амортизация, начисленная во время ЕНВД по правилам гл.25 Налогового кодекса РФ. Причем с помощью сумм амортизации, начисленных за "вмененный" период, определяется только остаточная стоимость имущества на момент перехода на общий режим. А при расчете налога на прибыль во время общего режима данные суммы не учитываются.
Пример. ООО "Экспресс" в 2003 г. занималось оптовыми продажами и находилось на общем режиме. В октябре того же года организация приобрела автомобиль стоимостью 24 000 руб. (в том числе НДС - 4000 руб.) и ввела его в эксплуатацию. Срок полезного использования автомобиля равен 48 месяцам. А амортизация начисляется в налоговом учете линейным методом. ООО "Экспресс" за ноябрь и декабрь 2003 г. начислило в налоговом учете амортизацию, равную 833,33 руб. ((24 000 руб. - 4000 руб.) / 48 мес. х 2 мес.). То есть остаточная стоимость автомобиля на начало 2004 г. составила 19 166,67 руб. (20 000 - 833,33). А с 1 января 2004 г. ООО "Экспресс" занялось розничной торговлей и перешло на уплату ЕНВД. Однако в октябре этого года площадь торгового зала у фирмы увеличилась, и она сразу же вернулась на общий режим. Сумма амортизации, начисленная с января по октябрь 2004 г. и рассчитанная по правилам гл.25 Налогового кодекса РФ, оказалась равной 4166,67 руб. (20 000 руб. : 48 мес. х 10 мес.). Выходит, остаточная стоимость автомобиля на момент возврата на общий режим составила 15 000 руб. (19 166,67 - 4166,67). Но амортизацию в сумме 4166,67 руб. при расчете налога на прибыль учесть нельзя.
Письмо Минфина России от 16 сентября 2004 г. N 03-03-02-04/1/15 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 39, 2004.
Подписано в печать 13.10.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |