|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Фирма использует грузовые автомобили сотрудников ("Главбух", 2004, N 20)
"Главбух", N 20, 2004
ФИРМА ИСПОЛЬЗУЕТ ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ СОТРУДНИКОВ
Предприятия в своей работе нередко используют личные автомобили сотрудников. Причем не только легковые, но и грузовые, например "Газель". Работнику, предоставившему фирме свой личный транспорт, полагается компенсация. Однако в целях расчета налога на прибыль установлены нормы компенсаций только по легковым автомобилям и мотоциклам. Из чего инспекторы делают вывод, что компенсацию за грузовую машину вообще нельзя включать в расходы в налоговом учете. Но есть способ избежать спора с проверяющими.
ЧЕМ ГРОЗИТ?
В соответствии со ст.188 Трудового кодекса РФ работнику полагается компенсация за использование, износ (амортизацию) личного транспорта, а также возмещаются расходы, связанные с его использованием. Размер компенсации за использование личного автомобиля определяется соглашением сторон. Если компенсационные выплаты предусмотрены трудовым или коллективным договором, то они в полном объеме уменьшают налог на прибыль. Из этого правила есть только одно исключение. Компенсации за использование личных автомобилей и мотоциклов учитываются при расчете налога на прибыль только в пределах норм (пп.11 п.1 ст.264 и п.38 ст.270 Налогового кодекса РФ). Эти нормы установлены Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92. Однако в этом документе есть нормы только для легковых автомобилей и мотоциклов. А для грузовых машин отсутствуют. Отсюда вывод, что учитывать компенсации сотрудникам за использование их личных грузовиков можно в полном объеме.
Но, как мы уже сказали, с этим подходом не согласны многие инспекторы. Они считают, что раз нормы по грузовым автомобилям отсутствуют, то компенсацию за их использование вообще нельзя включить в расходы. Поэтому не исключено, что доказывать свою правоту фирмам придется через суд. К сожалению, арбитражной практики по этому вопросу пока не сложилось. Но есть простой способ не только решить проблему, но и избежать споров с налоговиками.
ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ?
С сотрудником, использующим свою машину на работе, можно оформить договор аренды транспортного средства. В таком случае вместо компенсации работнику будет выплачиваться арендная плата. Она в полном объеме уменьшит налогооблагаемую прибыль фирмы (пп.10 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ). И тогда никаких сомнений в обоснованности этого расхода ни у одного инспектора не возникнет. Заключая такой договор, нужно учесть, что существует два вида договоров аренды транспортных средств: без экипажа и с экипажем. По договору аренды без экипажа владелец предоставляет автомобиль фирме за плату во временное пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации (ст.642 Гражданского кодекса РФ). Причем если в договоре ничего не сказано о том, кто несет расходы по ремонту и обслуживанию автомобиля, то это считается обязанностью арендатора, в нашем случае - организации (ст.ст.644 и 646 Гражданского кодекса РФ). Поэтому если стороны договорились об иных условиях, то их надо прописать в договоре. Кроме того, напомним, что арендная плата не облагается ЕСН. Об этом прямо сказано в п.1 ст.236 Налогового кодекса РФ. По договору аренды автомобиля с экипажем хозяин предоставляет фирме не только право пользоваться машиной, но и оказывает услуги по управлению и технической эксплуатации (ст.632 Гражданского кодекса РФ). Именно поэтому здесь может возникнуть проблема с ЕСН. Дело в том, что этим налогом не облагается только арендная плата. А вот на стоимость услуг по вождению ЕСН начислить необходимо (за исключением взносов в ФСС РФ). Поэтому налоговики требуют, чтобы в таком договоре были указаны две суммы: величина арендной платы и заработок водителя. И с последней из этих сумм обязательно начислялся ЕСН. Таким образом, заключать договор транспортного средства с экипажем в данной ситуации невыгодно. К тому же работник, чей грузовик собирается использовать фирма, как правило, уже является штатным сотрудником предприятия и с ним заключен трудовой договор. А раз так, то оформлять с ним еще и соглашение на возмездное оказание услуг не имеет смысла.
Подписано в печать 13.10.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |