|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Практика применения счетов-фактур (Начало) ("Финансовая газета", 2004, N 42)
"Финансовая газета", N 42, 2004
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СЧЕТОВ-ФАКТУР
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 N 84 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914" утверждены изменения, которые вносились в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 914 (далее - Изменения). Пунктом 12 внесены изменения в п.12 Приложения 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. В частности, установлено: в строках 2б и 6б слово: "ИНН" заменить словом: "ИНН/КПП"; после слов: "Руководитель организации" и слов: "Главный бухгалтер" включить слова: "(подпись) (ф.и.о.)"; слова: "(индивидуальный предприниматель)" заменить словами: "Индивидуальный предприниматель (подпись) (ф.и.о.)"; слова: "М.П.", "Выдал" и "подпись ответственного лица от продавца" исключить. Кроме того, в составе показателей счета-фактуры абз.5 после слова: "номер" дополнить словами: "и код причины постановки на учет"; абз.8 изложить в следующей редакции: "в строке 5 - реквизиты (номер и дата составления) платежно-расчетного документа или кассового чека (при расчете с помощью платежно-расчетных документов или кассовых чеков, к которым прилагается счет-фактура)"; абз.11 после слова: "номер" дополнить словами: "и код причины постановки на учет". Изменения в форму счета-фактуры сводятся к следующим:
кроме ИНН теперь в счете-фактуре необходимо указывать КПП продавца и покупателя; в счете-фактуре должны стоять подписи не только главного бухгалтера и руководителя, но и их расшифровка; устранена обязанность указывать имя и подпись сотрудника, который выдал счет-фактуру; из формы счета-фактуры устранено указание на необходимость постановки печати. Внесение указанных изменений сделало актуальным вопрос о правомерности включения в состав вычетов по НДС сумм НДС, уплаченных поставщикам, на основании счетов-фактур, составленных без учета Постановления N 84. Рассмотрим указанный вопрос с позиций НК РФ и с учетом сложившейся судебной правоприменительной практики. В соответствии с п.1 ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном НК РФ. Пунктом 2 ст.169 НК РФ установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п.п.5 и 6 ст.169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Одновременно п.2 ст.169 определено, что невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п.п.5 и 6 этой статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. На основании п.5 ст.169 в счете-фактуре должны быть указаны: порядковый номер и дата выписки счета-фактуры; наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг); наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания); количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания); цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих налог, с учетом суммы налога; стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога; сумма акциза по подакцизным товарам; налоговая ставка; сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога; страна происхождения товара; номер грузовой таможенной декларации. Пунктом 6 ст.169 предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя. Изменения, аналогичные изменениям, внесенным в Приложение 1, в положения п.п.5 и 6 ст.169 НК РФ внесены не были. Следовательно, ст.169 до тех пор, пока соответствующие изменения не будут в нее внесены, не предоставляет законных оснований для отказа в предоставлении вычета по НДС, если вычет будет заявлен на основании счета-фактуры, не соответствующего изменениям, внесенным Постановлением N 84. Кроме того, согласно п.1 ст.4 НК РФ органы исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. В п.8 ст.169 НК РФ указано, что Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации. Необходимо отметить, что данный аргумент крайне редко находит отражение в судебных актах по спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами. В дополнение к изложенному отметим, что указание в счете-фактуре избыточной информации (например, наличие оттиска печати, графы "выдал" и т.п.) также в силу ст.169 НК РФ не может являться основанием для отказа в предъявлении к вычету НДС, поскольку именно отсутствие реквизитов, указанных в п.п.5 и 6 ст.169, является основанием для отказа организации в предъявлении к вычету сумм налога. Рассмотренные аргументы, несмотря на их убедительность, не нашли отражения в позиции Минфина России, изложенной в Письме от 05.04.2004 N 04-03-1/54 "О требованиях к заполнению реквизитов счетов-фактур" (подписано руководителем Департамента налоговой политики Минфина России). В частности, данным Письмом было разъяснено, что дополнение, внесенное в форму счета-фактуры Постановлением N 84 о необходимости расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера организации или индивидуального предпринимателя, по нашему мнению, указанной норме п.6 ст.169 НК РФ не противоречит. Согласно п.2 ст.169 счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п.п.5 и 6 ст.169, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю сумм НДС к вычету или возмещению. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что Постановление N 84 официально опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 23 февраля 2004 г., суммы НДС, указанные в счете-фактуре, выставленном после 1 марта 2004 г. и в котором отсутствуют расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера организации или индивидуального предпринимателя, к вычету приниматься не должны. Хотя Письмо N 04-03-1/54 не является нормативным актом, учитывая, что Минфину России предоставлено право издавать нормативные акты по разъяснению законодательства по налогам и сборам, нельзя не принять указанную позицию во внимание, поскольку велика вероятность того, что она может быть взята за основу налоговыми органами. В связи с этим особое значение приобретает роль судебной практики. Приведем аргументы, которые были восприняты арбитражными судами при рассмотрении дел по спорам между налоговыми органами и налогоплательщиками, возникшим из-за выявленных расхождений между счетом-фактурой, на основании которого предъявлен к вычету НДС, и положениями Постановления N 914.
(Окончание см. "Финансовая газета", N 43, 2004)
Д.Ковалевская Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 13.10.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |