|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Порядок учета некоторых видов расходов предприятиями общественного питания, применяющими упрощенную систему налогообложения ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 11)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", N 11, 2004
ПОРЯДОК УЧЕТА НЕКОТОРЫХ ВИДОВ РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, ПРИМЕНЯЮЩИМИ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Расходы, осуществляемые организациями общественного питания, применяющими упрощенную систему налогообложения и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, принимаются для целей налогообложения только при условии, что они: - поименованы в п.1 ст.346.16 НК РФ; - соответствуют критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ. Согласно п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; под документально подтвержденными расходами - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Рассмотрим порядок документального обоснования и признания для целей налогообложения некоторых видов расходов предприятий общественного питания.
Расходы на приобретение основных средств
Расходы на приобретение основных средств учитываются при определении объекта налогообложения по единому налогу на основании пп.1 п.1 ст.346.16 НК РФ. Порядок принятия таких расходов к учету установлен п.3 ст.346.16 НК РФ. Учитывая требования п.2 ст.346.16 НК РФ о соответствии расходов критериям обоснованности и документального подтверждения, при определении объекта налогообложения по единому налогу следует учитывать расходы на приобретение только тех объектов основных средств, которые имеют непосредственное отношение к осуществлению деятельности, направленной на получение дохода, т.е. к оказанию услуг общественного питания. К таким основным средствам в организациях общественного питания можно, например, отнести холодильное оборудование (шкафы, камеры, прилавки, витрины), тепловое оборудование (котлы, кухонные плиты), технологическое оборудование (машины для переработки продуктов, их измельчения, нарезания, посудомоечные машины, оборудование для раздачи пищи, для перемещения и подъема грузов), мебель. Экономически обоснованными являются также затраты на приобретение основных средств, использование которых организациями общественного питания предусмотрено действующим законодательством. Так, например, п.4.4 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов, продовольственного сырья, утвержденных Главным государственным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 г. (зарегистрированы в Минюсте России 7 декабря 2001 г. N 3077, введены в действие 1 февраля 2002 г.), производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения организаций общественного питания оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил. Таким образом, расходы предприятия общественного питания на приобретение приточной вытяжной вентиляции принимаются при определении налоговой базы по единому налогу. В случае если приобретенный организацией объект основных средств не используется непосредственно в деятельности, направленной на получение прибыли, расходы на его приобретение не могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы по единому налогу. К таким расходам, в частности, относятся расходы на приобретение аквариумов, пузырьковые камеры на стенах зала обслуживания посетителей и т.д. К сожалению в настоящее время должным образом не урегулирован вопрос о порядке формирования расходов на приобретение основных средств. Основная проблема связана с учетом расходов на монтаж оборудования. В бухгалтерском учете такие расходы учитываются в составе стоимости основных средств на основании п.12 ПБУ 6/01 как расходы на приведение основных средств в состояние, пригодное для использования. Глава 26.2 НК РФ не содержит прямого указания на то, что стоимость основных средств формируется исходя из требований законодательства о бухгалтерском учете. Мнения представителей официальных органов, высказываемые ими в специальной литературе, разделились: одни полагают, что такие расходы следует учитывать в составе стоимости основных средств так, как это предусмотрено ПБУ 6/01, другие - что такие расходы не учитываются для целей налогообложения, поскольку не поименованы в перечне расходов, установленном п.1 ст.346.16 НК РФ. До решения этого вопроса на законодательном уровне выбор варианта учета остается за организацией.
Расходы на аренду основных средств
Согласно пп.4 п.1 ст.346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество. Арендная плата, как и другие расходы, учитываемые для целей исчисления единого налога, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ (в части обоснованности и документального подтверждения). Расходы на арендные платежи являются обоснованными в том случае, если арендуемое имущество используется для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Документальным подтверждением произведенных расходов является договор аренды с обозначенным в нем размером арендной платы, счет арендодателя за соответствующий месяц, а также документы, подтверждающие фактическую оплату расходов (платежное поручение, выписка банка). В случае если в договоре не оговорен конкретный размер арендной платы, дополнительным основанием для включения ее суммы в расходы может являться составленный сторонами акт об оказании услуг аренды. Следует иметь в виду, что договор аренды, определяющий размер арендных платежей и порядок их перечисления, должен быть заключен в порядке, установленном гражданским законодательством. Статьей 608 ГК РФ установлено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Кроме того, согласно ст.609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п.3 ст.433 ГК РФ). Пунктом 1 ст.165 ГК РФ установлено, что несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной. На основании изложенного и в соответствии с нормами п.1 ст.252 НК РФ в Письме МНС России от 18 февраля 2004 г. N 22-2-14/272 "О порядке применения упрощенной системы налогообложения" сделан вывод о том, что понесенные налогоплательщиком затраты в виде арендных платежей по сделкам, связанным с арендой имущества, совершенным (оформленным) в нарушением требований действующего гражданского законодательства (недействительным (ничтожным) сделкам), не подлежат включению такими налогоплательщиками в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Расходы на приобретение сырья и материалов
В соответствии с пп.5 п.1 ст.346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на материальные расходы. На основании п.2 ст.346.16 НК РФ материальные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль ст.254 "Материальные расходы" НК РФ, которая определяет состав материальных расходов. Согласно п.1 ст.254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся и, соответственно, учитываются при определении объекта налогообложения по единому налогу затраты налогоплательщика: - на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); - на приобретение материалов, используемых: для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку); на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели) и др. На основании изложенного организации общественного питания могут, по нашему мнению, учитывать в составе материальных расходов не только стоимость продуктов, необходимых для приготовления блюд, но и стоимость сырья, используемого для проработки новых блюд. Продукты, используемые при приготовлении блюд, могут приобретаться как в организациях оптовой торговли, так и в розничной торговой сети через подотчетных лиц. При принятии продуктов питания, а также бытовой химии, расходных материалов (салфетки, трубочки для коктейля и т.д.) от поставщиков материально ответственным лицом предприятия общественного питания составляют соответствующий приходный документ (накладная). Основанием для составления приходного ордера (накладаной) являются документы поставщика (счет, накладная), товарный чек - для товаров, приобретенных в розницу, закупочный акт (по форме N ОП-5, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132) - для товаров, приобретенных у населения. Согласно п.1 Письма МНС России от 11 июня 2003 г. N СА-6-22/657 "О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации" понесенные налогоплательщиком материальные затраты включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы, применительно к порядку, предусмотренному пп.1 п.3 ст.273 НК РФ, которым установлено, что материальные расходы учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство. Таким образом, расходы по приобретению сырья и материалов принимаются при определении объекта налогообложения по единому налогу при одновременном выполнении двух условий: - сырье и материалы должны быть оплачены; - сырье и материалы должны быть списаны на производство. Следовательно, основанием для признания стоимости сырья и материалов в качестве расходов являются документы, подтверждающие оплату сырья (платежное поручение, выписка банка - для товаров, приобретенных по безналичному расчету, кассовый чек - для товаров, приобретенных в розницу), а также накладная на отпуск товара (форма N ОП-4), применяемая для оформления отпуска продуктов (товаров) из кладовой организации в производство (кухню), буфеты, мелкорозничную сеть.
Налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам сырья и материалов
Согласно пп.8 п.1 ст.346.16 налогоплательщики вправе уменьшить сумму доходов на суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам). Следует иметь в виду, что в состав расходов следует включать только те суммы налога, которые уплачены по товарам, работам и услугам, стоимость которых признается для целей налогообложения. Некоторые специалисты полагают, что суммы налога на добавленную стоимость должны списываться в расход по мере списания относящихся к ним товаров (работ, услуг). Однако гл.26.2 НК РФ никаких указаний на этот счет не содержит. В связи с изложенным, а также учитывая то, что суммы налога на добавленную стоимость выделены в ст.346.16 НК РФ в отдельный вид расходов, они могут быть признаны расходом по мере их оплаты. Основанием для отнесения уплаченных сумм налога на добавленную стоимость в состав расходов являются документы поставщика (счет, накладная и т.д.), а также платежное поручение и выписка банка, подтверждающие уплату налога. Обращаем внимание на то, что выставляемый поставщиком счет-фактура с выделенной суммой налога на добавленную стоимость согласно ст.169 НК РФ является лишь документом, служащим основанием для принятия покупателем - плательщиком НДС предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Поэтому ошибки, допущенные поставщиком в оформлении счета-фактуры и не позволяющие покупателям - плательщикам налога на добавленную стоимость принять сумму НДС к вычету, не могут служить основанием для невключения суммы уплаченного НДС в состав расходов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющейся плательщиком НДС.
Н.С.Воробьева Подписано в печать 12.10.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |