|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Берем в актив товарный знак ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 38)
"Учет.Налоги.Право", N 38, 2004
БЕРЕМ В АКТИВ ТОВАРНЫЙ ЗНАК
До недавнего времени вопрос о включении в состав расходов при расчете налога на прибыль амортизации по нематериальным активам считался бесспорным. Главное было признать для целей налогового учета актив нематериальным, а дальше, как говорится, дело техники. Однако Минфин России думает иначе. Подтверждение тому - Письмо от 29.07.2004 N 07-05-14/199. Оказывается, по товарному знаку, который в налоговом учете признается нематериальным активом, начисленную амортизацию можно отнести на расходы не всегда. Так ли это?
Признать = амортизировать
То, что исключительное право на товарный знак относится к нематериальным активам, не вызывает у специалистов Минфина сомнений. Однако они считают, что если товарный знак организации не используется при производстве и реализации товаров (работ, услуг), то начисленную по нему амортизацию нельзя учесть при расчете налога на прибыль (Письмо от 29.07.2004 N 07-05-14/199). Такой вывод сделан на основании п.3 ст.257 НК РФ, в котором дано определение нематериального актива.
Цитируем закон. "...Нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)..." (п.3 ст.257 Налогового кодекса РФ).
Но минуточку! В этой норме Кодекса речь идет о правилах признания актива нематериальным, а не о возможности отнесения начисленной по нему амортизации на расходы. Если нематериальный актив не используется в производстве и реализации товаров, работ или услуг, то он изначально не может быть признан таковым. Следовательно, и амортизация по нему не будет начисляться.
Использовать можно по-разному
Итак, мы выяснили, что если объект признан для целей налогообложения прибыли нематериальным активом, то амортизация по нему учитывается в составе расходов. Поэтому, как и раньше, главным вопросом остается факт признания актива нематериальным. Давайте разберемся, при соблюдении каких условий товарный знак можно смело отнести в состав нематериальных активов и начислять по нему амортизацию. Таких условий всего три. Первое - нематериальный актив должен приносить организации экономические выгоды. Второе условие - наличие документов, подтверждающих существование нематериального актива и исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе охранные документы). Для товарного знака охранным документом является свидетельство о его регистрации (п.1 ст.2 Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"). Только при наличии такого свидетельства товарный знак признается нематериальным активом. И наконец, третье и самое спорное условие - использование в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг). В том случае, когда товарный знак присутствует на изготавливаемой продукции, вопросов не возникает. Ясно сразу - он непосредственно используется в производстве. А как быть в том случае, когда организация, например, не наладила выпуск продукции, а товарный знак уже зарегистрирован? Для ответа на этот вопрос нужно разобраться, что подразумевается под "использованием товарного знака". Для этого обратимся к закону о товарных знаках. Оказывается, организация может использовать товарный знак не только на продукции, для которой он был зарегистрирован. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках. Но только при наличии уважительных причин неиспользования товарного знака на товарах или упаковках (п.1 ст.22 Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1). Неиспользование товарного знака на продукции из-за того, что ее выпуск еще не начат, вполне можно считать уважительной причиной. Затраты же на проведение, к примеру, рекламной кампании по товарам, производство которых еще только налаживается, являются расходами, связанными с производством и реализацией (п.4 ст.264 НК РФ). Поэтому, на наш взгляд, товарный знак можно признать нематериальным активом и до начала производства. Аналогичной точки зрения придерживаются и налоговые органы. Так, специалисты департамента налогообложения прибыли МНС России заверили корреспондента "УНП", что при наличии свидетельства о регистрации товарного знака и использовании его в деятельности организации проблем с признанием товарного знака нематериальным активом не возникает.
С.В.Князева Эксперт "УНП" Подписано в печать 08.10.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |