|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Комментарий к Приказу МНС России от 31 августа 2004 г. N САЭ-3-27/483 ("Консультант", 2004, N 20)
"Консультант", N 20, 2004
КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ МНС РОССИИ ОТ 31 АВГУСТА 2004 Г. N САЭ-3-27/483
С 1 ноября вводятся новые формы актов, которые налоговики будут составлять по результатам сверок расчетов фирм и предпринимателей с бюджетом. Одновременно меняются и образцы справок об отсутствии налоговой задолженности. С правилами оформления этих документов вы можете ознакомиться на с. 78.
Приказом от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468 МНС России утвердило Регламент, в котором изложены новый порядок взаимоотношений инспекций и плательщиков налогов. Теперь "общаться" с бухгалтерами и предпринимателями будут исключительно сотрудники отделов работы с налогоплательщиками. Наряду с разъяснительной работой в функции этих отделов входит и проведение сверок расчетов с бюджетом. К ним же надо обращаться и за справками об отсутствии задолженности по налогам и сборам. Максимальный срок, который регламент отводит для проведения сверки, - 15 рабочих дней. Срок подготовки справки о состоянии расчетов с бюджетом - 10 рабочих дней. Результаты сверок оформляются специальными актами. Раньше налоговики использовали для этого единые бланки. Теперь в разных случаях они будут применять разные формы. Первоначально новый порядок проведения сверок налоговая служба планировала ввести с 1 октября. Однако из-за неподготовленности программного обеспечения этот срок продлен на месяц (Приказ МНС России от 16.09.2004 N САЭ-3-27/499).
Формы актов
Для оформления результатов сверки расчетов налоговики разработали две формы актов: N 23-а (краткая) и 23 (полная). Первый документ - основной. Именно его налоговая инспекция составит и вручит налогоплательщику, когда по его просьбе или без нее проверит расчеты с бюджетом. В акте налоговики укажут суммы недоимки или переплаты по налогам, пеням, штрафам, которые числятся в лицевых счетах организации или предпринимателя по тому или иному налогу. Если никаких разногласий с плательщиком не возникнет, то на этом процедура сверки расчетов закончится. Если же с записями в акте N 23-а налогоплательщик не согласен, то для того, чтобы выявить и устранить расхождения, он должен представить в налоговую инспекцию документы, которые подтверждают начисление и уплату налогов. К ним относятся налоговые декларации (в том числе уточненные), решения, принятые по актам выездных проверок, платежные поручения, инкассовые поручения, мемориальные ордера банков и т.п. Используя их, инспектор перепроверит суммы, указанные в лицевом счете налогоплательщика. И по результатам этой проверки составит акт по форме N 23 (полная). В нем он отразит все выявленные расхождения. Дальнейшие действия налоговиков будут такими. Если выяснится, что ошибки допущены по вине инспекции, то после того, как они будут исправлены, инспектор составит и направит налогоплательщику новый акт по форме N 23-а (краткая), в котором учтет все внесенные изменения. Если же окажется, что "налоговой" ошибки нет, то менять акт N 23-а, ранее выданный налогоплательщику, инспектор не станет. Вместо этого он вышлет уведомление, которое будет означать, что ошибку бухгалтер должен искать у себя.
Памятка бухгалтеру
Как следует из регламента, составлять акты сверки расчетов с бюджетом налоговая инспекция обязана в следующих случаях: - если организация или предприниматель прекращает свою деятельность или переходит из одной инспекции в другую; - если об этом просит сам налогоплательщик; - когда инспекция проводит ежеквартальную сверку расчетов с крупнейшими налогоплательщиками. Выше мы рассказали об общем порядке оформления актов сверки расчетов во всех названных случаях. А теперь поясним некоторые моменты, которые не уточняются в Регламенте, но бухгалтеру о них знать необходимо. Начнем с перехода из одной инспекции в другую. Сверка расчетов и оформление актов при смене инспекции имеет некоторые особенности. Они изложены в Приказе МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411, которым инспекции пользовались до сих пор и который будут применять в дальнейшем в части, не противоречащей Регламенту. Особенности заключаются в следующем. Акт сверки расчетов при "переезде" организации в другую инспекцию составляют для того, чтобы "закрыть" расчеты (переплату и недоимку) на прежнем месте и передать их на новое место. Однако в новую инспекцию могут быть переданы не все суммы, указанные в акте. Так, например, прежняя инспекция не может передать переплату, которая числится у плательщика по региональным и местным налогам, а также по платежам во внебюджетные фонды, если новая инспекция находится в другом регионе России. Эту переплату она должна зачесть в счет имеющейся задолженности или вернуть налогоплательщику. Также без его согласия она не может передать переплату по регулирующим налогам, то есть платежам, которые распределяют между бюджетами по нормативам отчислений (как, например, налог на прибыль). Такую переброску она может совершить, только если получит заявление от налогоплательщика о том, что он разрешает зачесть имеющуюся переплату в счет платежей, которые будут поступать по новому месту учета. В противном случае излишне уплаченные суммы должны быть возвращены налогоплательщику. Все сказанное означает, что если у организации есть переплаченные налоги, то в новую инспекцию инспекторы передадут уточненный акт сверки расчетов. То есть акт, который будет составлен после того, как передающая инспекция зачтет имеющуюся переплату в погашение задолженности или вернет ее налогоплательщику. Как выяснилось из комментируемого Приказа, в Регламенте перечислены не все случаи, когда нужен полный акт сверки расчетов N 23. Так, в нем ничего не говорится о том, что этот документ может потребоваться в том случае, когда организация или предприниматель подает в налоговую инспекцию заявление на зачет или возврат переплаты. Инспектор должен его оформить, если сумма, указанная в заявлении, не сходится с излишком, который числится в лицевом счете налогоплательщика. Зачет или возврат переплаченной суммы в такой ситуации инспекция произведет только после того, как будут выяснены и устранены расхождения. И последнее. МНС России отменило ежегодную обязательную сверку расчетов с бюджетом. Регламентом она не предусмотрена. Однако это совсем не означает, что организациям ее проводить не надо. Просто если раньше инициатива о сверке расчетов исходила от налоговиков, то теперь организации должны позаботиться о ней сами. Ведь сверка расчетов с бюджетом вплотную связана с годовой инвентаризацией обязательств, от которой организации никто не освобождал. Поэтому для того, чтобы сверить расчеты с бюджетом в конце года, вам надо самим подать заявление в налоговую инспекцию с такой просьбой.
Подписано в печать 05.10.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |