|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Сбор за пользование объектами водных биоресурсов ("Российский налоговый курьер", 2004, N 20)
"Российский налоговый курьер", N 20, 2004
СБОР ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ
С 1 января 2004 г. введена в действие гл.25.1 Налогового кодекса, которая посвящена двум новым федеральным сборам в сфере природопользования - сбору за пользование объектами животного мира и сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов. В статье проанализированы положения данной главы, касающиеся сбора за пользование объектами водных биоресурсов <*>. ————————————————————————————————<*> О сборе за пользование объектами животного мира читайте в ближайших номерах журнала. - Прим. ред.
Система взимания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов заменила действовавшую ранее аукционную систему продажи квот на вылов водных биоресурсов в целях промышленного рыболовства. Сегодня аукционная система продолжает действовать только в части вылова водных биоресурсов, вновь разрешенных к вылову, и в части вновь осваиваемых районов промысла <**>. ————————————————————————————————<**> О распределении квот по вновь разрешенным к пользованию водным биоресурсам, а также по вновь осваиваемым районам промысла см. в п.п.13 и 17 Постановления Правительства РФ от 20.11.2003 N 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов". - Прим. ред.
В отличие от аукционной системы, сбор за пользование объектами водных биоресурсов устанавливает плату за вылов не только морских, но и пресноводных видов биоресурсов. Кроме того, аукционная система взимания платы с рыбодобывающих компаний основывалась на нормативных актах, которые не относились к действующему налоговому законодательству. Поэтому с правовой точки зрения такую плату нельзя было назвать налогом или сбором. А сбор за пользование водными биоресурсами является федеральным и взимается в соответствии с нормами налогового законодательства.
Кто обязан уплачивать сбор
Плательщиками сбора за пользование объектами водных биоресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые в установленном законом порядке получили лицензии (разрешения) на промысел водных биоресурсов. Все плательщики сбора за пользование объектами водных биоресурсов условно подразделяются на две категории: 1) организации и индивидуальные предприниматели; 2) физические лица, не являющиеся предпринимателями. Организации и предприниматели осуществляют вылов биоресурсов на основании долгосрочных лицензий и краткосрочных разрешений. Лицензия выдается на конкретный вид деятельности - промышленное рыболовство или промышленное рыбоводство. Срок действия лицензии - не менее трех лет. Порядок выдачи лицензий установлен Постановлением Правительства РФ от 26.09.1995 N 967 "Об утверждении Положения о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства". Помимо лицензии на промышленное рыболовство организации и индивидуальные предприниматели должны получить разрешение на вылов водных биоресурсов. Оно дает право на вылов определенного количества конкретных водных биоресурсов в конкретный период времени конкретным судном в пределах установленной доли квот. Распределением квот занимается Федеральное агентство по рыболовству в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 N 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов" (далее - Постановление N 704). Физические лица, не осуществляющие предпринимательской деятельности в сфере пользования водными биоресурсами, не имеют права на вылов объектов водных биоресурсов в промышленных целях. Они могут заниматься только спортивным и любительским выловом рыбы и других гидробионтов на основании разовых лицензий и обязаны уплачивать за это единовременный сбор.
Юрисдикция сбора
Главой 25.1 НК РФ установлено, в каких водных объектах вылов биоресурсов облагается сбором. Это внутренние воды, территориальное море, континентальный шельф, исключительная экономическая зона РФ, Азовское, Каспийское, Баренцево моря и район архипелага Шпицберген (п.2 ст.333.1 НК РФ). Если в разрешении на вылов указан один из перечисленных районов промысла, лицо, получившее данное разрешение, признается плательщиком сбора. Конечно, если соблюдаются все прочие условия. Как видим, ареал действия сбора за пользование объектами водных биоресурсов строго ограничен. Промысловики, которые добывают водные биоресурсы в акваториях, не указанных в п.2 ст.333.1 НК РФ, сбор не уплачивают. Исходя из приведенного в п.2 ст.333.1 НК РФ перечня районов промысла можно сделать вывод, что сбор за пользование объектами водных биоресурсов не распространяется на водные биоресурсы, разрешенные к вылову в свободной зоне Мирового океана, а также в водных объектах, находящихся под юрисдикцией других государств. Не взимаются сборы за вылов рыбы и других биоресурсов в районах регулирования международных конвенций, например НАФО (Организация по рыболовству в Северной Атлантике), НЕАФК (Комиссия по рыболовству в Северно-Восточной Атлантике) и др. Не входит в юрисдикцию сбора и вылов рыбных ресурсов иностранными компаниями в территориальных водах РФ по межправительственным соглашениям. Добыча водных биоресурсов в этом случае сборами не облагается. Квоты на вылов гидробионтов иностранным рыбодобывающим компаниям могут продаваться и предоставляться на взаимной основе. Денежные средства, вырученные от продажи квот, учитываются в бюджете обособленно от федерального сбора. Администрирование этих платежей осуществляет Федеральное агентство по рыболовству.
Какие объекты водных биоресурсов облагаются сбором
Сбором облагаются объекты водных биоресурсов, право на изъятие которых из среды обитания предоставлено организации или физическому лицу (п.1 ст.333.2 НК РФ). В п.п.4 и 5 ст.333.3 Кодекса перечислены объекты водных биологических ресурсов, за вылов которых взимается сбор. Это рыбы, водные беспозвоночные животные, водные млекопитающие, водоросли, другие животные и растения, обитающие в состоянии естественной свободы в водных объектах рыбохозяйственного значения. Все объекты водных биоресурсов в целях взимания сбора подразделяются на две группы: 1) морские млекопитающие; 2) другие (кроме млекопитающих) объекты водных биоресурсов. Исчерпывающий перечень млекопитающих, за вылов которых уплачивается сбор, приведен в п.5 ст.333.3 НК РФ. Это касатка, белуха, другие китообразные, тихоокеанский морж, морской котик, морской заяц, крылатка, ларга, хохлач, нерпа и несколько видов тюленей. К другим объектам водных биоресурсов (кроме млекопитающих) относятся рыбы, ракообразные, моллюски и т.д. В ст.333.3 НК РФ упоминаются "прочие водные биологические ресурсы". Это понятие не раскрывается в гл.25.1 Налогового кодекса. Нет в ней и указаний на документы, в которых приводится определение прочих объектов водных биоресурсов. И все же установить, что относится к этой группе, можно. Необходимая информация есть в некоторых подзаконных актах в сфере рыбной промышленности, и прежде всего - в Постановлении Правительства РФ от 25.05.1994 N 515 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов", а также в Приказе Госкомрыболовства России от 10.09.1996 N 169 "Об утверждении Перечня видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа РФ". Из этих документов следует, что к прочим объектам водных биоресурсов относятся все виды гидробионтов, которые не поименованы отдельно в перечне обитателей того или иного водного бассейна, приведенном в п.4 ст.333.3 НК РФ. Видимо, законодатель намеренно не стал перечислять их в силу большого видового разнообразия. Пользование водными биоресурсами не всегда облагается сбором. Не признаются объектом обложения сборами водные биоресурсы, предоставленные в пользование для личных целей коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока в местах их традиционного проживания. Перечень категорий населения, на которые распространяется данное правило, определен Постановлениями Правительства РФ от 24.03.2000 N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" и от 11.01.1993 N 22 "О Перечне районов проживания малочисленных народов Севера". Кроме того, право на бесплатный вылов рыбы в личных целях имеют лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах их традиционного проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования. Следует учесть, что данные категории пользователей освобождаются от уплаты сборов только за вылов водных биоресурсов в пределах установленных квот и лимитов. Их устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству в порядке, предусмотренном Постановлением N 704.
Ставки сбора
Ставки сбора за пользование объектами водных биоресурсов установлены в абсолютной величине за единицу облагаемой базы (п.п.4 и 5 ст.333.3 НК РФ). Причем единица облагаемой сбором базы зависит от вида биоресурса. Например, при вылове морских млекопитающих облагаемой базой признается одно животное. То есть единицей облагаемой базы является количество биоресурсов данного вида, выраженное в штуках. При пользовании иными водными биоресурсами облагаемая база - это количество ресурсов, выраженное в тоннах. Ставки сбора установлены в рублях за единицу измерения - штуку или тонну. По каждому рыбохозяйственному бассейну установлены конкретные ставки только по тем видам биоресурсов, которые имеют наибольшее промышленное значение для данного региона. Например, отдельные ставки сбора предусмотрены для трески, краба камчатского, камбалы, гребешка, морского котика и т.д. Менее значимые виды гидробионтов отнесены к прочим объектам водных биоресурсов, и для них установлены отдельные ставки. Обратите внимание: ставки сбора при вылове рыбы и иных биоресурсов (за исключением морских млекопитающих) дифференцированы в зависимости от ареала обитания (рыбохозяйственного бассейна). Статья 333.3 НК РФ в качестве самостоятельных выделяет Дальневосточный, Северный, Балтийский, Каспийский, Азово-Черноморский бассейны, а также группу внутренних водных объектов РФ (реки, озера, водохранилища). При исчислении сбора за пользование водными млекопитающими ареал их обитания значения не имеет. То есть перечисленные в п.5 ст.333.3 НК РФ виды млекопитающих представляют одинаковую ценность на всей территории страны и их вылов облагается сбором по единым ставкам.
Льготы по сбору
Статьей 333.3 Кодекса предусмотрены льготы по уплате сбора за пользование объектами водных биоресурсов. Для лиц, которым водные биоресурсы предоставляются для научных исследований и в целях воспроизводства, для предотвращения экономического ущерба, устранения ущерба населению и сельскохозяйственным животным, предусмотрена нулевая ставка сбора (п.6 ст.333.3 НК РФ). Иными словами, такие лица фактически не уплачивают сбор. Пользование объектами водных биоресурсов в указанных целях должно быть подтверждено соответствующими записями (отметками) в лицензиях на право пользования водными биоресурсами. Эти записи (отметки) делают лицензирующие органы при выдаче лицензий. Льгота по уплате сбора за пользование объектами водных биоресурсов также предоставляется градообразующим и поселкообразующим российским рыбохозяйственным организациям. Они уплачивают сбор по ставке, составляющей 15% от полной ставки по конкретному виду водных биоресурсов соответствующего бассейна (п.7 ст.333.3 НК РФ). Рыбохозяйственные организации признаются градо- и поселкообразующими, если у них одновременно выполняются следующие условия (п.7 ст.333.3 НК РФ): - численность работающих с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта; - рыбохозяйственные организации функционируют по состоянию на 1 января 2002 г. не менее пяти лет; - рыбохозяйственные организации эксплуатируют рыбопромысловые суда, принадлежащие им на праве собственности; - объем реализуемой рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биоресурсов составляет в стоимостном выражении более 70% от общего объема реализуемой этими организациями продукции. Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, рыбохозяйственная организация лишается статуса градо- и поселкообразующей, а значит, она не имеет права на применение льготной ставки. Градообразующие и поселкообразующие рыбохозяйственные организации могут применять льготную ставку не ко всему объему предоставленных им квот, а только к определенной части. Льгота распространяется только на объем квот, которые не превышают годового объема промышленных квот, выделенных конкретной организации на бесплатной основе в 2001 г. (п.7 ст.333.3 НК РФ). Предположим, организация в 2001 г. имела право бесплатно выловить 100 т рыбы. В 2004 г. ей предоставлена квота на вылов 150 т рыбы. Следовательно, по льготной ставке в 2004 г. облагается только 100 т рыбы. Оставшиеся 50 т будут облагаться сбором по общеустановленной ставке. Право на применение льготной ставки имеют не все рыбохозяйственные организации, а только те, которые включены в перечень, утверждаемый Правительством РФ. Об этом сказано в п.7 ст.333.3 НК РФ. В настоящее время этот Перечень приведен в Постановлении Правительства РФ от 03.09.2004 N 452 "О Перечне градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, которым предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов".
Порядок исчисления и уплаты сбора
Сбор за пользование объектами водных биоресурсов рассчитывается путем умножения соответствующего количества объектов водных биоресурсов на установленную ставку сбора. Такой порядок расчета установлен в п.2 ст.333.4 НК РФ. Исчисленная плательщиком сумма сбора уплачивается поэтапно, как того требует п.2 ст.333.5 Кодекса. При получении лицензии (разрешения) перечисляется разовый взнос, а затем в течение срока действия лицензии (разрешения) в бюджет отчисляются регулярные взносы. Разовый взнос составляет 10% от общей суммы исчисленного сбора. На регулярные взносы, таким образом, приходятся оставшиеся 90% от исчисленной суммы сбора. Сбор в виде регулярных взносов уплачивается отдельно по каждому виду объектов биоресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа в течение разрешенного срока промысла данного объекта биоресурсов (п.2 ст.333.5 НК РФ). Иными словами, если разрешение выдано на 12 месяцев, то 90% сбора уплачивается в течение 12 месяцев. Если разрешение выдано на полгода - регулярные взносы уплачиваются равными долями в течение шести месяцев. Сумма сбора является фиксированной. Она не зависит от фактического использования плательщиком права на вылов биоресурсов. При их вылове в меньшем количестве, чем указано в разрешении, сумма сбора не корректируется. По этой причине для пользователей водных биоресурсов (в отличие от пользователей объектов животного мира) в Кодексе не предусмотрен механизм зачета и возврата сумм уплаченного сбора. Не корректируется сумма сбора и в случаях, когда осуществляется вылов биоресурсов, промысел которых не предусмотрен выданной лицензией (разрешением), в том числе при вылове рыбы в качестве прилова. Но если разрешение прямо предусматривает прилов, сбор с приловленных водных биоресурсов исчисляется в общеустановленном порядке по ставке, установленной для соответствующего вида водных биоресурсов. Место уплаты сбора зависит от категории плательщиков. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают сбор по месту нахождения лицензирующего органа (п.3 ст.333.5 НК РФ). В отношении организаций и индивидуальных предпринимателей такой ясности нет. Как сказано в п.3 ст.333.5 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели уплачивают сбор по месту учета. Что понимать под местом учета, в гл.25.1 НК РФ не разъясняется. Часть первая Налогового кодекса не обязывает плательщиков сбора вставать на учет ни по месту осуществления деятельности по пользованию объектами биоресурсов, ни по месту нахождения лицензирующего органа. Значит, нужно исходить из формальной трактовки п.3 ст.333.5 НК РФ и определять место учета как место постановки на налоговый учет в общеустановленном порядке (п.1 ст.83 НК РФ). Напомним, что организации встают на налоговый учет по месту своего нахождения и месту нахождения обособленных подразделений, а индивидуальные предприниматели - по месту жительства. Кроме того, юридические и физические лица ставятся на налоговый учет по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. Вместе с тем лицевые счета по сбору ведут территориальные налоговые органы по месту нахождения плательщиков сбора. Поэтому организациям уплату сбора следует производить по месту нахождения, а предпринимателям - по месту жительства.
Сведения о плательщиках и суммах сбора
Получив лицензию (разрешение) на вылов определенного количества водных биоресурсов, плательщики сбора - организации и индивидуальные предприниматели не позднее 10 дней должны направить в налоговый орган сведения о полученной лицензии (разрешении), суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов. Таково требование п.2 ст.333.7 НК РФ. Сведения заполняются по форме, утвержденной Приказом МНС России от 15.06.2004 N САЭ-3-21/368@, и представляются плательщиками сбора в территориальные налоговые органы по месту своего нахождения. Обратите внимание: для физических лиц, не являющихся предпринимателями, Кодекс не предусматривает обязанности уведомлять налоговые органы о полученных разовых лицензиях, а также о суммах единовременных сборов. В целях налогового контроля информацию о плательщиках сборов в налоговые инспекции также предоставляют государственные органы, осуществляющие лицензирование в сфере пользования водными биоресурсами. В соответствии с п.1 ст.333.6 НК РФ лицензирующие органы подают в налоговые инспекции по месту своего нахождения сведения о выданных лицензиях (разрешениях), суммах сборов, подлежащих уплате по каждой лицензии (разрешению), и сроках уплаты сборов. Эти сведения лицензирующие органы должны предоставлять не позднее 5-го числа каждого месяца по специальным формам, утвержденным Приказом МНС России от 05.04.2004 N САЭ-3-21/260@.
М.М.Юмаев Заместитель начальника Управления ресурсных и имущественных налогов МНС России, советник налоговой службы РФ III ранга Подписано в печать 05.10.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |