Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: К.И. Оганян: "Последнее слово будет за Минфином" ("Российский налоговый курьер", 2004, N 20)



"Российский налоговый курьер", N 20, 2004

К.И. ОГАНЯН: "ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО БУДЕТ ЗА МИНФИНОМ"

В ближайшее время Государственная Дума должна рассмотреть во втором чтении законопроект о поправках в гл.25 Налогового кодекса РФ. Изменения, которые несет законопроект, довольно существенные. И, как рассказал в интервью нашему журналу руководитель Департамента налогообложения прибыли МНС России Карен Иосифович Оганян, они потребуют изменить форму налоговой декларации по налогу на прибыль.

- Карен Иосифович, некоторое время назад мы опубликовали ваши статьи, в которых вы подробно рассказали о грядущих изменениях по налогу на прибыль <*>. Скажите, в каком состоянии законопроект с поправками в гл.25 Кодекса находится сейчас, какие изменения он претерпел и каковы перспективы его принятия?

     
   ————————————————————————————————
   
<*> См. РНК, 2004, N N 12 и 15. - Прим. ред.

- Поправки, подготовленные законодателями в проект закона о внесении изменений и дополнений в гл.25 Налогового кодекса, нельзя назвать концептуальными. Никакого существенного пересмотра подходов, которые были разработаны Минфином и МНС при подготовке законопроекта, депутаты не предлагают.

Большинство предложений законодателей можно отнести к техническим поправкам. Например, депутаты предлагают изменить некоторые формулировки в законопроекте. В частности, те из них, которые касаются учета арендованного имущества, формирования стоимости имущества при реорганизации юридических лиц, и ряд других.

Что касается сроков принятия законопроекта, то здесь пока нет стопроцентной уверенности, что он будет принят быстро. Но я надеюсь, что законодатели примут поправки в ближайшие месяцы с тем, чтобы они вступили в силу с начала следующего года.

- Что конкретно предлагают депутаты и каковы, на Ваш взгляд, шансы прохождения их вариантов поправок?

- Мне бы не хотелось сейчас останавливаться на этом вопросе и углубляться в какие-то конкретные предложения. Не скрою, не со всеми из них мы согласны. Поэтому до того момента, когда законопроект будет рассмотрен во втором чтении, мы будем вырабатывать единую позицию по спорным вопросам.

- Вы упомянули о поправках в гл.25, которые должны установить правила налогообложения прибыли при различных способах реорганизации организаций. В одном из прошлых номеров нашего журнала Вы описали их <**>. Кроме того, Вы отметили, что налогоплательщики вправе уже сейчас применять предлагаемый механизм расчета стоимости акций, паев, долей вновь создаваемых и реорганизуемых обществ при выделении. Для налогоплательщиков это важно, поскольку Налоговый кодекс на настоящий момент не содержит никакого способа оценки акций при реорганизации...

     
   ————————————————————————————————
   
<**> См. статью "Реорганизация: планируемые изменения в главу 25 НК РФ" // РНК, 2004, N 15. - Прим. ред.

- Эту ситуацию можно рассматривать с двух точек зрения. Так как Налоговый кодекс не содержит норм, регулирующих отношения по оценке акций при реорганизации в целях налогообложения прибыли, то налогоплательщик вправе осуществлять оценку исходя из собственного понимания основных принципов законодательства. С другой стороны, все по той же причине отсутствия необходимых норм, действуя по своему усмотрению, он, несомненно, выходит за рамки закона.

Однако мы исходим из того, что, придерживаясь уже сегодня тех правил, которые мы предлагаем прописать в гл.25, налогоплательщик не нарушит закон. Такой подход к определению стоимости акций при реорганизации, на наш взгляд, вполне законен и вытекает из общепринятой практики.

- Если налогоплательщик воспользуется Вашими рекомендациями, он не рискует быть привлеченным к ответственности при налоговой проверке?

- Думаю, что нет.

- Если поправки в Налоговый кодекс будут приняты, изменится ли форма налоговой декларации по налогу на прибыль? И если да, какое участие в ее разработке примет ФНС?

- Безусловно, принятие поправок в гл.25 потребует внесения изменений в налоговую декларацию. Сегодня уже определено, что разрабатывать формы деклараций и изменений к ним будет ФНС. Минфин же будет утверждать формы отчетности.

Пока не решен вопрос о том, какое из двух ведомств будет передавать нормативные документы о формах отчетности на регистрацию в Министерство юстиции. Но, исходя из того, что функции по утверждению форм деклараций выполняет Минфин, скорее всего, он же и будет сопровождать и отслеживать документы в Минюсте.

- Время от времени в СМИ ряд специалистов озвучивают предложения о замене налога на прибыль налогом на расходы налогоплательщика в рамках так называемой разновекторной модели налоговой системы. Как Вы относитесь к подобному предложению и есть ли у него какая-либо перспектива?

- Мне не известно, чтобы подобное предложение серьезно рассматривалось законодательными или исполнительными органами власти. И, на мой взгляд, замена налога на прибыль налогом на расходы - это именно тот случай, когда кажущаяся простота может оказаться хуже воровства.

Авторы этого предложения делают акцент на то, что введение налога на расходы упростит налоговое администрирование и, кроме того, будет способствовать отказу налогоплательщиков от различных схем так называемой минимизации налоговых платежей. Но, как мне кажется, во-первых, организации вместо сокращения доходов начнут изобретать схемы сокрытия расходов. Во-вторых, нет никакой уверенности в том, что налоговое администрирование упростится.

- Карен Иосифович, давайте коснемся реформы МНС России и тех изменений, которые она привнесет в процесс администрирования налога на прибыль. Положение о Федеральной налоговой службе предусматривает переименование всех департаментов министерства в управления ФНС. Насколько можно понять, функции Вашего департамента в связи с переименованием не изменятся?

- Разумеется, из-за переименования наши функции и задачи не изменятся. Более важным моментом является то, каким образом будет построена работа нашего департамента, а в будущем - управления, с Минфином.

- Вы имеете в виду разъяснительную работу, включающую ответы на вопросы налогоплательщиков?

- Не только. Это еще и методологическая работа. Ведь совершенно очевидно, что у Минфина просто может не хватить сил, чтобы справиться с огромным количеством просьб и писем налогоплательщиков о разъяснении норм налогового законодательства. Поэтому мне кажется, что за Федеральной налоговой службой, за управлениями и, в частности, за нашим управлением сохранятся разъяснительные функции, а также функции по разработке документов, предназначенных для применения налоговыми органами на местах.

- Как следует из поправок, внесенных в Налоговый кодекс Федеральными законами N N 58-ФЗ и 95-ФЗ, налогоплательщики больше не должны стоять перед выбором, чью позицию применять на практике - МНС или Минфина. Теперь позиция должна быть одна, и судя по всему, это будет позиция Минфина. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что в ряде последних писем МНС указано на то, что позиция, изложенная в письме, согласована с Минфином. Как, на Ваш взгляд, в дальнейшем будет осуществляться процедура выработки единой позиции по спорным вопросам?

- Мы согласовывали позиции с Минфином по многим вопросам и раньше. Например, в тех случаях, когда в ответе на вопрос налогоплательщика мы вырабатываем позицию по проблеме впервые. Проще говоря, когда отвечаем на вопрос, который еще никто из налогоплательщиков не задавал.

Что касается механизма совместной выработки позиций, то я могу только сказать, что он будет приведен в Регламенте взаимодействия ФНС и Минфина, над которым работают наши ведомства. В нем будет четко разграничен круг вопросов разъяснительной работы о порядке исчисления и уплаты налогов, а также процедура согласования позиции по спорным вопросам.

Но, по-видимому, последнее слово будет за Минфином, который сможет в случае несогласия с нашей позицией отменять разъясняющие письма ФНС.

- Карен Иосифович, нам бы хотелось задать Вам несколько практических вопросов из нашей читательской почты. Сегодня многие производители товаров в рамках проводимых рекламных акций объявляют различные конкурсы. Например, покупатели, приславшие определенное количество этикеток от продукта, участвуют в розыгрыше призов. Причем главным призом нередко является денежная сумма. Как вы считаете, можно ли расходы на выплату денежного приза отнести к рекламным?

- Эти расходы, безусловно, можно отнести к рекламным расходам.

- В продолжение этой темы скажите, признаются ли в налоговом учете расходами на рекламу расходы по изготовлению и рассылке каталогов товаров определенному заранее кругу лиц?

- С этим вопросом сложнее. С одной стороны, ст.264 Налогового кодекса относит расходы по изготовлению каталогов и брошюр к рекламным расходам. А с другой стороны, речь идет о том, что каталог распространяется среди заранее определенного круга лиц. Таким образом, возникает несоответствие с законом о рекламе, который определяет понятие рекламы как распространяемую в любой форме, с помощью любых средств рекламную информацию, которая предназначена для неопределенного круга лиц.

В этой ситуации, на мой взгляд, налогоплательщик может сослаться на то, что гл.25 Кодекса устанавливает специальную норму, на основании которой затраты по изготовлению и рассылке каталогов можно включить в расходы. Однако официальной позиции по данному вопросу налоговые органы пока не выработали.

- Следующий вопрос касается учета излишков товаров, выявленных при инвентаризации. Для целей налогообложения их стоимость - имеется в виду рыночная - отражена в составе внереализационных доходов. Затем эти излишки реализованы. Вправе ли налогоплательщик уменьшить выручку на рыночную стоимость излишков товаров, отраженных ранее в составе внереализационных доходов? Если нет, то не возникает ли в данном случае двойного налогообложения?

- На сегодня гл.25 не предусматривает уменьшение выручки на рыночную стоимость излишков товаров. И я не согласен с тем, что в данном случае возникает двойное налогообложение. Например, выявлен излишек в сумме 100 руб. Расходы, которые вы как налогоплательщик понесете в связи с этим, - это 24 руб. налога на прибыль по ставке 24 процента. Ведь, строго говоря, вы не оплачивали эти 100 руб. А значит, и нет расхода.

Таким образом, у вас нет затрат, связанных с приобретением выявленных излишков, которые можно было бы отнести к расходам.

- Карен Иосифович, последний вопрос. Он связан с получением коммерческими организациями средств из бюджета. Речь не идет о средствах, полученных в рамках государственного или муниципального заказа. При каких условиях средства, полученные коммерческими организациями из бюджета, будут признаваться целевыми поступлениями и соответственно не облагаться налогом на прибыль согласно п.2 ст.251 Налогового кодекса? Какого вида могут быть эти поступления - субсидии, субвенции, бюджетные кредиты?

- Ответа на этот вопрос налоговая служба пока не выработала, и, чтобы обозначить позицию, мы обратились в Минфин.

На мой взгляд, необходимо исходить из того, что согласно п.2 ст.251 Кодекса целевые поступления из бюджета бюджетополучателя не учитываются в целях налогообложения прибыли. Возьмем простое финансирование, например классическую ситуацию - покрытие разницы в цене. Чтобы не учитывать полученные средства при исчислении налоговой базы, необходимо вести раздельный учет бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской деятельности. Причем как в отношении доходов, так и расходов. Если организация не может обеспечить раздельный учет расходов, то полученные средства нужно будет включить в налогооблагаемую базу.

Однако мне хотелось бы подчеркнуть, что окончательный ответ по данному вопросу я дать не могу, поскольку наша позиция пока не согласована с Минфином. Вместе с тем могу заверить ваших читателей, что этот вопрос один из первых, стоящих на повестке дня, и в ближайшее время ответ на него будет выработан.

- Спасибо за подробные ответы.

Беседу вел

И.Рамазанов

Подписано в печать

05.10.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О заполнении счетов-фактур ("Российский налоговый курьер", 2004, N 20) >
Вопрос: Организация получила беспроцентный заем от организации-учредителя, доля которой в уставном капитале составляет 100 процентов. Впоследствии было заключено соглашение о прощении долга. Включается ли в облагаемую базу по налогу на прибыль сумма прощенного долга? ("Российский налоговый курьер", 2004, N 20)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.