Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Коммерческая тайна по-новому ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 37)



"Учет.Налоги.Право", N 37, 2004

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ПО-НОВОМУ

Владельцам информации, имеющей коммерческую ценность, пора принимать меры по ее охране. Перечень таких мер установил недавно вступивший в силу Закон о коммерческой тайне. Что следует предпринять, чтобы обеспечить безопасность своей тайны? Какие требования нужно выполнить, чтобы она оказалась под защитой закона?

Главное - доходы

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" вступил в силу 16 августа 2004 г. и установил правовой режим сведений, имеющих коммерческую ценность, способы их защиты, ответственность за разглашение. Теперь в Законе приведено подробное определение коммерческой тайны.

Цитируем закон. "Коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную экономическую выгоду" (п.1 ст.3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне").

Как видно, это понятие имеет ярко выраженную экономическую направленность, а именно получение выгоды вследствие владения информацией, недоступной третьим лицам. Ранее коммерческая тайна приравнивалась к служебной и определялась через такие признаки, как неизвестность третьим лицам, отсутствие свободного доступа, принятие мер по ее охране (ст.139 ГК РФ). Теперь же главный признак для признания сведений коммерческой тайной - возможность получения дохода. К ней может относиться научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе ноу-хау). При этом перечень таких данных законом не ограничен - владелец сам вправе (и должен) устанавливать режим коммерческой тайны в отношении информации, имеющей для него ценность.

Что не засекретишь

Но все ли сведения можно пометить грифом "Коммерческая тайна"? Как мы выяснили, владельцы информации свободны в установлении такого режима. Однако все-таки закон содержит и ряд исключений (ст.5 Закона). Так, не может быть тайной информация, содержащаяся в учредительных документах организации. Эта норма имеет большую пользу, ведь нередко компании пытаются засекретить эти данные. Это же касается и документов, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности (свидетельства о регистрации, лицензии и т.п.).

Не может быть тайной информация о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия либо учреждения, а также сметы их расходов. Не получится засекретить и сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов.

Также не вправе организация скрывать данные о численности и составе своих работников, системе оплаты труда, условиях труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест (например, штатное расписание, приказы о приеме и увольнении сотрудников и т.п.). Открытой должна быть и информация о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Кроме того, нельзя ставить гриф "Секретно" на сведениях о нарушении законодательства и о фактах привлечения к ответственности. Под этот запрет подпадают и сведения, обязательность раскрытия которых установлена другими законами (например, представление ежеквартального отчета эмитента ОАО в соответствии с требованиями Федеральной службы по финансовым рынкам).

И явное станет тайным

Определившись с перечнем сведений, требующих защиты, обладатель должен выполнить еще одно требование закона - пресечь свободный доступ к ним третьих лиц. То есть необходимо принять меры по защите конфиденциальности информации. Но каким образом это можно сделать?

Прежде всего необходимо составить перечень такой информации. Это может быть зафиксировано, например, в утвержденном руководителем внутреннем положении организации. Кроме того, документы или иные носители "тайной" информации нужно пометить грифом "Коммерческая тайна" с указанием полного названия организации и ее местонахождения.

Такие требования, установленные новым Законом, создают для владельца тайны определенную выгоду. Так, раньше организации были вынуждены в каждом конкретном случае доказывать тот факт, что сведения относятся к коммерческой тайне, и, как правило, отстаивать свою позицию в судебном порядке. Теперь же документального обозначения сведений как конфиденциальных будет достаточно.

Предупреждать надо!

Особое внимание нужно уделить вопросу охраны коммерческой тайны в рамках трудовых отношений. Так, работодатель должен произвести ряд последовательных действий для того, чтобы избежать разглашения информации. Во-первых, утвердить перечень работников, которые в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей имеют доступ к конфиденциальной информации. Во-вторых, ознакомить их под расписку с режимом тайны и ответственностью за его нарушение. В-третьих, включить в трудовые договоры условия о неразглашении коммерческой тайны и об ответственности за ее разглашение. И, наконец, создать работникам условия, необходимые для соблюдения режима коммерческой тайны.

Соглашение о неразглашении тайны может быть заключено с работником в период действия трудового договора. Если этого не произошло по каким-либо причинам, например в связи с отказом работника, то интересы работодателя будет защищать Закон "О коммерческой тайне". Так, он обязывает работника соблюдать режим конфиденциальности в течение трех лет после прекращения трудовых отношений (пп.3 п.3 ст.11 Закона).

Увольнение и убытки

Работник, допустивший разглашение коммерческой тайны предприятия, несет дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством. В частности, к такому работнику могут быть применены меры дисциплинарных взысканий, предусмотренные Трудовым кодексом, вплоть до увольнения (пп."в" п.6 ст.81 ТК РФ).

Кроме того, работник, как и любое другое лицо, нарушившее режим коммерческой тайны, при наличии вины несет гражданско-правовую ответственность в виде возмещения убытков, причиненных разглашением информации. Однако если выяснится, что организация сама не обеспечила режим охраны коммерческой тайны, то ни о какой ответственности за разглашение секретов речи идти не может. Тут уже организации придется пенять на себя - если владелец не защищает тайну, не будет ее защищать и закон.

М.С.Ракова

Юрисконсульт

компании ENERGY CONSULTING

Подписано в печать

01.10.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Резервы под обесценение ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 37) >
Статья: Амортизации нет, а вычет есть ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 37)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.