Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учет в ДЭЗах: спорные аспекты ("Аудит и налогообложение", 2004, N 10)



"Аудит и налогообложение", N 10, 2004

УЧЕТ В ДЭЗАХ: СПОРНЫЕ АСПЕКТЫ

Бухгалтерам службы заказчика работ по эксплуатации жилищного фонда (далее - служба заказчика) приходится сталкиваться с рядом проблем, которые мы рассмотрим в настоящей статье на примере деятельности этих служб в г. Москве.

Виды поступлений и затрат заказчика.

Их классификация в целях бухгалтерского учета

Целевые сборы и расходы

В условиях работы службы заказчика существуют поступления, традиционно относящиеся к категории целевых сборов, в состав которых, в частности, входят:

- поступления в виде платы населения, арендаторов и других лиц за услуги водоснабжения и канализации;

- поступления в виде платы населения, арендаторов и других лиц за горячее водоснабжение и тепло;

- поступления в виде оплаты населением услуг за пользование радио и коллективной антенной;

- поступления в виде оплаты населением за страхование жилья.

Принадлежность этих поступлений и связанных с ними затрат к указанной категории целевых сборов и расходов до последнего времени не вызывала сомнений ни у самих служб заказчика, ни у контролирующих органов. Это подтверждалось положениями действующего до настоящего времени Письма Минфина России от 29.10.1993 N 118 и Письма МНС России от 19.04.1999 N ВГ-15-02/314.

Поступления и издержки

от эксплуатации жилищного фонда

К другой категории поступлений, составляющих значительную часть доходов службы заказчика, относятся поступления от эксплуатации жилищного фонда. Ими прежде всего являются:

- поступления от нанимателей по договорам найма в виде "платы за найм", "оплаты жилья", "платы за вывоз мусора";

- поступления от собственников жилых помещений в виде "платы за техническое обслуживание" и "платы за вывоз мусора";

- плата за техническое обслуживание ЖСК.

В отношении перечисленных видов поступлений и связанных с ними издержек до последнего времени существовало две противоположные точки зрения по вопросу их отражения на счетах бухгалтерского учета службы заказчика.

Согласно первой точки зрения указанные поступления и осуществляемые за счет них затраты рассматриваются в качестве средств и производимых расходов, которые на счетах реализации и в составе себестоимости не учитываются, а отражаются на счетах расчетов. Сторонники этой точки зрения ссылаются на положения Приказа Минстроя России от 15.07.1996 N 17-94 "Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету в условиях создания службы "заказчика".

В этой связи существует по крайней мере одно обстоятельство, в силу которого положения указанного Приказа не могут быть востребованы службой заказчика в качестве нормативного документа, регулирующего в настоящее время бухгалтерский учет рассматриваемых поступлений и затрат.

Это обстоятельство состоит в том, что Приказ Минстроя России не является нормативным правовым актом. Такой вывод позволяют сделать следующие рассуждения.

Согласно Постановлению Государственной Думы от 11.11.1996 N 781-II "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" нормативный акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Таким образом, одним из условий признания документа в качестве нормативного акта является условие об издании этого документа органом, в пределах его компетенции.

Приказ Минстроя устанавливает правила бухгалтерского учета хозяйственных операций. Регулирование бухгалтерского учета в его компетенцию согласно действовавшему в 1996 г. Положению об этом органе государственной власти не входило, а относилось в соответствии с пп."ф" п.7 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.08.1994 N 984, к прерогативе Минфина.

Таким образом, Методические рекомендации по бухгалтерскому учету в условиях создания службы заказчика изданы Минстроем России вне пределов его компетенции и поэтому не могут рассматриваться в качестве нормативного акта, регулирующего отношения в сфере бухгалтерского учета.

Документ, не относящийся к нормативным актам, носит рекомендательный характер и поэтому правовых последствий не имеет. На такой характер также указывают название Приказа Минстроя N 17-94 и буквальное содержание абз.8 раздела "Введение" этого Приказа.

В этой связи следует особо подчеркнуть, что на документы, не имеющие правовых последствий, нельзя ссылаться при разрешении споров. Это означает, что при возникновении конфликтной ситуации с контролирующими органами об обоснованности учета в составе счетов расчетов рассматриваемых поступлений и затрат служба заказчика в подтверждение своей правоты не сможет ссылаться на положения Приказа Минстроя N 17-94.

Другая точка зрения базируется на необходимости применения положений ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденных Приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и 33н, для отражения в учете службы заказчика поступлений и затрат, связанных с эксплуатацией жилищного фонда.

Согласно этим Положениям рассматриваемые поступления и производимые за счет них затраты следует учитывать соответственно в качестве выручки и расходов, отражаемых в составе затрат и себестоимости.

Рассмотрим гражданско-правовые основания для признания перечисленных видов поступлений и расходов от эксплуатации жилищного фонда в указанном качестве.

1. Отношения между службой заказчика и нанимателями должны регулироваться положениями гл.35 ГК РФ.

Согласно п.1 ст.671 ГК РФ по договору найма жилого помещения, заключаемого в соответствии со ст.674 ГК РФ в письменной форме, одна сторона-собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование.

При этом функциями наймодателя во взаимоотношениях с пользователями жилья (нанимателями) службу заказчика должен наделить собственник этого жилья, то есть Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы.

В этом случае отношения между службой заказчика и нанимателем должны регулироваться положениями типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 21.01.1997 N 46 "О порядке и условиях аренды и найма жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности города Москвы".

Таким образом, деятельность наймодателя охарактеризована гражданским законодательством как предоставление в пользование жилых помещений.

Предоставление в пользование жилых помещений по договору найма в домах всех форм собственности отнесено Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 к жилищным услугам (код 041100). Поступления, связанные с оказанием услуг, относятся согласно п.5 ПБУ 9/99 к доходам от обычных видов деятельности. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (далее - Инструкция по применению Плана счетов), утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, такие доходы учитываются на субсчете "Выручка" счета 90 "Продажи".

Следовательно, поступления от нанимателей жилых помещений по договору найма являются платой за жилищные услуги, подлежащей учету в составе выручки от реализации. Применительно к сложившейся классификации доходов на указанном счете должны найти отражение суммы, учитываемые по статье "Оплата жилья по договору найма". Соответственно расходы, связанные с оказанием рассматриваемых услуг, относятся согласно п.5 ПБУ 10/99 к расходам по обычным видам деятельности, которые в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов учитываются на счетах учета затрат и себестоимости.

Кроме того, в составе выручки следует учесть поступления в виде "оплаты услуг по вывозу мусора" по расчетам с нанимателями жилых помещений за вывоз мусора. Этот вывод вытекает из таких соображений.

Как следует из положений п.3 ст.672 ГК РФ, состав услуг по договору найма устанавливается соглашением между наймодателем и нанимателем, заключенном на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.

К числу нормативных актов данного законодательства следует отнести, в частности, Постановление Совмина РСФСР от 25.09.1985 N 415 "06 утверждении правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого фонда, придомовой территории в РСФСР и типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР".

В соответствии с п.16 указанного Постановления оказание жилищных услуг наймодателем состоит, в частности, в обеспечении надлежащего содержания мест общего пользования жилых домов и придомовых территорий.

В состав работ по содержанию жилых домов входит согласно Приложению 4 к Постановлению Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" вывоз мусора.

Таким образом, деятельность службы заказчика по вывозу мусора от нанимателей жилых помещений осуществляется в рамках договора найма, поступления по которому, как было показано выше, относятся к плате за услуги и поэтому учитываются в составе счета 90 "Продажи" на субсчете "Выручка".

Соответственно расходы, связанные с оказанием услуг по вывозу мусора от нанимателей, относятся согласно п.5 ПБУ 10/99 к расходам по обычным видам деятельности, которые в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов учитываются на счетах учета затрат и себестоимости.

2. Отношения между службой заказчика и собственниками жилых помещений регулируются соответствующим договором, примерные условия которого приведены в приложении к Постановлению Правительства г. Москвы от 16.04.1996 N 349 "О дальнейшем совершенствовании отношений по управлению строениями, находящимися в общей долевой собственности".

Техническое обслуживание собственников жилых помещений предусматривает осуществление деятельности и действий, направленных на надлежащее содержание (в том числе санитарное содержание, включающее, как показано выше, вывоз мусора) и ремонт строений и придомовой территории.

Пунктом 1 ст.779 ГК РФ совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности исполнителем по заданию заказчика отнесено к оказанию услуг.

В этой связи поступления от собственников помещений в виде "оплаты за техническое обслуживание" и "платы за вывоз мусора" подлежат учету в соответствии с п.5 ПБУ 9/99 и Инструкцией по применению Плана счетов на счете 90 "Продажи", субсчет "Выручка".

Соответственно расходы, связанные с оказанием рассматриваемых услуг, относятся согласно п.5 ПБУ 10/99 к расходам по обычным видам деятельности, которые в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов учитываются на счетах учета затрат и себестоимости.

3. Техническое обслуживание ЖСК предусматривает осуществление службой заказчика деятельности и действий, направленных на надлежащее (в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда) содержание и ремонт строений и придомовой территории.

Пунктом 1 ст.779 ГК РФ совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности исполнителем по заданию заказчика отнесено к оказанию услуг.

Таким образом, осуществляя техническое обслуживание жилых помещений, принадлежащих членам ЖСК, служба заказчика оказывает услуги. В этой связи поступления в виде платы за эти услуги подлежат учету в соответствии с ПБУ 9/99 и Инструкцией по применению Плана счетов на счете 90 "Продажи", субсчет "Выручка".

Соответственно расходы, связанные с оказанием услуг по техобслуживанию ЖСК, относятся согласно п.5 ПБУ 10/99 к расходам по обычным видам деятельности, которые в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов учитываются на счетах учета затрат и себестоимости.

Прочие поступления и связанные с ними издержки

К числу прочих поступлений, занимающих незначительную часть в доходах службы заказчика, в частности, относятся:

- эксплуатационные сборы за техническое обслуживание нежилых помещений, принадлежащих арендаторам и собственникам;

- комиссионное вознаграждение за оказываемые ресурсоснабжающим и другим организациям услуги по сбору платежей с населения в пользу указанных лиц.

Принадлежность данных видов доходов к выручке, а издержек, связанных с их извлечением, - к затратам и себестоимости, как правило, не вызывает сомнений у служб заказчика, а также контролирующих органов. Гражданско-правовое обоснование такой принадлежности строится на положениях ст.779 ГК РФ.

Поступления в виде разницы в тарифах за отопление

Некоторые службы заказчиков, продолжающие принимать участие в расчетах населения за тепло, поставляемое соответствующими ресурсоснабжающими организациями, оставляют в своем распоряжении согласно п.2.2 Постановления Правительства г. Москвы от 24.02.1998 N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление" поступления в виде дополнительных средств, получаемых ими за взимание повышенной платы за отопление.

Дополнительные средства определяются как разница между ставками оплаты услуг отопления, установленными для граждан, имеющих более одного жилого помещения, и для граждан, имеющих одно, и единственное, жилое помещение.

Существует две точки зрения по вопросу отражения в бухгалтерском учете этих средств.

Одна из них рассматривает их в качестве выручки от реализации, подлежащей отражению на субсчете "Выручка" счета 90 "Продажи". Этой точки зрения придерживаются в своих письмах при ответах на частные запросы представители Минфина России. Речь, в частности, идет о Письме Минфина России от 19.11.2001 N 04-05-11/80.

Между тем для квалификации рассматриваемых поступлений в указанном качестве нет достаточных оснований.

В пользу такого вывода могут быть приведены по крайней мере два довода.

1. Как следует из п.5 ПБУ 9/99, выручкой признаются поступления от обычных видов деятельности.

Рассматриваемые дополнительные средства за отопление являются платой населения за тепло и поэтому относятся к деятельности теплоснабжения, являющейся обычной для организаций, эксплуатирующих тепловые сети. Именно эти организации в соответствии с п.5 ПБУ 9/99 вправе рассматривать эту плату в качестве выручки.

Служба заказчика деятельности по теплоснабжению не осуществляет. Поэтому связанные с ней доходы, получаемые службой заказчика в виде разницы в тарифах за тепло, поступлениями от обычных видов деятельности на балансе службы заказчика признаны быть не могут и, следовательно, в качестве выручки учитываться не должны.

2. Согласно пп."д" п.12 ПБУ 9/99 признание каких-либо поступлений выручкой должно сопровождаться производством определенных расходов.

Другими словами, выручка имеет место при условии осуществления расходов, связанных с ее извлечением. Расходов, связанных с извлечением доходов в виде разницы в тарифах за тепло, служба заказчика не осуществляет, поскольку эти расходы имеют место у производителей тепла - организаций по эксплуатации тепловых сетей.

При таких обстоятельствах эти доходы на балансе службы заказчика не могут быть признаны в качестве выручки.

Итак, точку зрения, согласно которой дополнительные средства за отопление, остающиеся в распоряжении службы заказчика, должны относиться к выручке от реализации, следует признать ошибочной. Эти средства в соответствии с абз.2 п.4 ПБУ 9/99 следует рассматривать в качестве прочих поступлений из категории внереализационных доходов, учитываемых согласно Инструкции по применению Плана счетов на субсчете 91.1 "Прочие доходы" счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Поступления из бюджета

Еще одной важной составляющей поступлений службы заказчика являются получаемые ею ассигнования из бюджета. К ним, в частности, относятся:

- поступления на эксплуатацию жилищного фонда, получаемые в виде ассигнований на покрытие убытков;

- поступления на финансирование целевой программы на капитальный ремонт жилищного фонда;

- поступления на эксплуатацию жилищного фонда, получаемые в виде дополнительных ассигнований из целевого бюджетного фонда развития территорий.

Бухгалтерский учет перечисленных видов бюджетных поступлений регулируется нормами ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н. Согласно этим нормам, приведенным в п.п.8 и 9 данного ПБУ, бюджетные средства подлежат учету в составе финансового результата в качестве внереализационных доходов.

Порядок признания этих средств в таком качестве зависит от их назначения и некоторых других условий.

Вместе с тем существует мнение, согласно которому на получаемые службой заказчика поступления из бюджета правила учета, установленные ПБУ 13/2000, не распространяются.

Сторонники этой точки зрения ссылаются на положения абз.2 и 4 п.3 ПБУ 13/2000, в которых названы два случая получения экономической выгоды в виде поступления бюджетных средств, в отношении которых это ПБУ не применяется.

Рассмотрим эти случаи и попытаемся разобраться в обоснованности данной точки зрения.

1. В абз.2 п.3 ПБУ 13/2000 к такому случаю отнесено получение экономической выгоды, связанной с государственным регулированием цен и тарифов.

Часть получаемых службой заказчика доходов, рассуждают сторонники неприменения ПБУ 13/2000, рассчитывается с применением цен, регулируемых государственными органами. Следовательно, получаемая службой заказчика экономическая выгода в виде бюджетных ассигнований связана с государственным регулированием цен и тарифов и поэтому не должна учитываться с применением положений ПБУ 13/2000.

Такая причинно-следственная связь могла бы иметь место в случае, если бы в контексте абз.2 п.3 рассматриваемого ПБУ говорилось об экономической выгоде, получаемой организациями, которые применяют государственные цены и тарифы.

Однако в этом абзаце речь идет об экономической выгоде от конкретных поступлений, связанных с государственным регулированием цен. Такого вида бюджетных ассигнований служба заказчика не имеет.

Служба заказчика получает экономическую выгоду от другого вида бюджетных ассигнований, а именно, связанных с поступлениями из бюджета, получаемыми на покрытие убытка и финансирование целевых программ и мероприятий. На эти бюджетные поступления ограничения, установленные в абз.2 п.3 ПБУ 13/2000, не распространяются.

В этой связи уместно добавить, что экономическая выгода в виде бюджетных поступлений, связанная с государственным регулированием цен, может иметь место у организаций, которым бюджетные средства поступают в виде части стоимости реализуемой ими потребителям (прежде всего населению) продукции (работ, услуг), рассчитанной с применением государственного тарифа.

Именно такого рода бюджетных поступлений касается норма абз.2 п.3 ПБУ 13/2000 о неприменении его положений, поскольку в отношении этих поступлений следует применять правила учета, установленные ПБУ 9/99.

2. В абз.4 п.3 ПБУ 13/2000 к случаю неприменения положений рассматриваемого ПБУ отнесено получение экономической выгоды, связанной с участием, в частности, субъектов РФ в уставных капиталах организаций.

Служба заказчика, рассуждают сторонники неприменения ПБУ 13/2000, создана с участием в уставном капитале субъекта РФ - г. Москвы. Поэтому экономическая выгода, получаемая ею в виде ассигнований из бюджета, связана с участием в уставном капитале службы заказчика субъекта РФ.

Такая причинно-следственная связь могла бы иметь место в случае, если бы в контексте данного абзаца говорилось об экономической выгоде, получаемой организациями, которые созданы с участием субъектов РФ.

Однако речь в нем идет об экономической выгоде от конкретных поступлений, связанных с участием субъекта РФ в уставном капитале организации. К поступлениям такого рода рассматриваемые в настоящем подразделе ассигнования из бюджета не относятся.

В этой связи уместно добавить, что экономическая выгода в виде бюджетных поступлений, связанная с участием Москвы в уставном капитале службы заказчика, может иметь место в случае принятия и исполнения собственником решения об увеличении уставного фонда службы заказчика. Именно такого рода бюджетных поступлений касается норма абз.4 п.3 рассматриваемого ПБУ, поскольку в отношении этих поступлений следует соблюдать правила учета, установленные Инструкцией по применению Плана счетов для отражения операций на счете 80 "Уставной капитал".

Исходя из изложенного, следует признать необоснованной точку зрения о неприменении правил учета, установленных ПБУ 13/2000, в отношении получаемых службой заказчика ассигнований из бюджета.

А.Мякишев

Аудитор

Хорват МКПЦН

Подписано в печать

30.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Устранение двойного налогообложения ("Аудит и налогообложение", 2004, N 10) >
Статья: Расчет загранкомандировок ("Аудит и налогообложение", 2004, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.