Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: На предприятии идет налоговая проверка. И уже в самом ее начале бухгалтер понимает, что фирме грозят крупные штрафы. Что-либо исправлять в документах и в отчетности уже поздно. Но есть способ, позволяющий и в такой, казалось бы, безвыходной ситуации избежать штрафов. ("Главбух", 2004, N 19)



"Главбух", N 19, 2004

Вопрос: На предприятии идет налоговая проверка. И уже в самом ее начале бухгалтер понимает, что фирме грозят крупные штрафы. Что-либо исправлять в документах и в отчетности уже поздно. Но есть способ, позволяющий и в такой, казалось бы, безвыходной ситуации избежать штрафов.

Ответ:

ЧТО ГРОЗИТ?

Если налоговики при проверке обнаружат, что какой-либо налог был недоплачен из-за занижения налоговой базы, на фирму наложат штраф - от 20 до 40 процентов от неуплаченной суммы (ст.122 Налогового кодекса РФ). Избежать штрафа предприятие сможет лишь в том случае, если налог был недоплачен не по вине фирмы, скажем, из-за того, что бухгалтер выполнял письменные разъяснения налоговиков. Но если никакой уважительной причины нет - штрафа не миновать.

ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ?

Сразу скажем, что способ, о котором пойдет речь, довольно трудоемкий и рискованный. Однако в случае неудачи размер штрафов не возрастет. Поэтому если сумма грозящих санкций велика, стоит рассмотреть этот вариант.

Суть схемы, позволяющей избежать предполагаемых штрафов, состоит в следующем. Как только на предприятие пришла проверка, учредители должны принять решение о реорганизации фирмы. При этом можно выбрать любую из пяти форм реорганизации: преобразование, слияние, выделение, разделение или присоединение. Главное, чтобы к концу проверки - еще до того, как ревизоры наложат штрафы - проверяемое предприятие перестало существовать.

Такая уловка не избавит фирму-правопреемника от обязанности доплатить в бюджет налоги и пени, начисленные налоговиками, однако штрафы перечислять не придется. Дело в том, что п.2 ст.50 Налогового кодекса РФ обязывает правопреемников платить лишь те штрафы, которые были наложены на реорганизованное предприятие, пока оно существовало. А если санкции начислены фирме уже после того, как она перестала существовать, правопреемник их уплачивать не обязан. К такому выводу не раз приходили арбитражные суды. А не так давно на это же указал и Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17 февраля 2004 г. N 11489/03.

Конечно, чтобы реорганизация достигла своей цели, ее нужно начать как можно раньше. Ведь эта процедура довольно длительная. Во-первых, приняв решение о реорганизации фирмы, нужно письменно уведомить об этом всех кредиторов и налоговиков. Затем нужно подготовить необходимые для реорганизации документы. А коммерческие фирмы, балансовая стоимость активов которых превышает 20 000 000 руб., еще и обязаны направить ходатайство о реорганизации в Федеральную антимонопольную службу (п.1 ст.17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1). Антимонопольная служба может рассматривать его в течение 50 дней. Таким образом, реорганизация крупной фирмы может продолжаться около двух месяцев. Тем более что еще пять рабочих дней будет потрачено на то, чтобы налоговики, получив все необходимые документы, внесли в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что реорганизуемая компания прекратила свое существование. Заметьте: законодательство не позволяет чиновникам затягивать этот процесс до тех пор, пока не завершится налоговая проверка.

Но как бы там ни было, у предприятия есть вполне реальный шанс завершить реорганизацию до конца налоговой проверки, которая, как правило, двумя месяцами не ограничивается. Кроме того, налоговикам еще понадобится время, чтобы составить акт проверки - ст.100 Налогового кодекса РФ отводит на это два месяца. Да и само предприятие может добавить к этому сроку две недели, которые Кодекс отводит на подготовку возражений по акту проверки.

Пример. 17 сентября 2004 г. в ЗАО "Сапфир" началась выездная налоговая проверка. А 21 сентября акционеры решили преобразовать ЗАО "Сапфир" в ООО "Сапфир". В этот же день о принятом решении были извещены кредиторы и налоговики. 22 октября 2004 г. предприятие представило в налоговую инспекцию документы, необходимые для того, чтобы чиновники внесли в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ЗАО "Сапфир" и о регистрации ООО "Сапфир". Соответствующие записи были сделаны 25 октября 2004 г.

А налоговая проверка уже несуществующего ЗАО "Сапфир" завершилась только 10 ноября 2004 г. При этом на предприятие были наложены крупные штрафы за недоплату налогов. ООО "Сапфир" как правопреемник ЗАО "Сапфир" перечислило в бюджет доначисленные налоги и пени, а штрафы платить не стало.

Заключения юристов о плюсах и минусах описанной схемы приведены на с. 90.

Примечание. Комментарии практиков

Архипов Алексей Викторович, налоговый юрист юридической компании Legas ("Энергия права").

- Схема, о которой говорится в статье, вполне возможна. В п.2 ст.50 Налогового кодекса РФ сказано, что правопреемник уплачивает лишь те штрафы, которые наложены до даты реорганизации. Иначе говоря, до того, как в Государственный реестр юридических лиц были внесены данные о реорганизации и о вновь созданном предприятии. Если налоговая инспекция все же начислила штрафы, ее решение неправомерно. И не важно, что нарушение, за которое наложен штраф, было допущено еще до того, как проведена реорганизация. Все равно штрафы не могут быть взысканы. Это подтверждается арбитражной практикой, в частности Постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 2 мая 2003 г. N А42-7762/02-С4 и ФАС Уральского округа от 7 августа 2003 г. N Ф09-2343/03-АК.

Однако эффективность предлагаемой схемы зависит в первую очередь от временного фактора. Ведь на реорганизацию требуется время. Его должно хватить, если организации не требуется предупреждать всех своих кредиторов, получать разрешение на реорганизацию в Федеральной антимонопольной службе или разбираться с лицензиями и разрешениями, которые нельзя без проблем переоформить на другое лицо. Проверка длится два месяца, еще столько же отводится на оформление результатов (составление акта), а потом есть две недели на то, чтобы представить возражения, и некоторое время, в течение которого налоговый орган должен принять решение. За этот срок вполне можно уложиться с реорганизацией.

На мой взгляд, можно проводить реорганизацию в любой форме, главное, чтобы в результате "старое" предприятие прекратило свое существование.

Князев Андрей Геннадиевич, председатель московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры".

- Юридическое лицо, созданное в результате реорганизации предприятия, обязано заплатить штрафы за это предприятие только в том случае, если штрафы были наложены до того, как закончилась реорганизация. Это следует из абз.2 п.2 ст.50 Налогового кодекса РФ и подтверждено Постановлением Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2004 г. N 11489/03. Следовательно, если штрафы наложены на предприятие уже после того, как завершилась его реорганизация, то платить их вновь созданные юридические лица не должны.

Это, конечно, может быть использовано для того, чтобы избежать уплаты штрафов. Но надо иметь в виду, что реорганизация - процесс не быстрый. Решение о том, чтобы проводить ее, должно быть принято на общем собрании участников или акционеров. Поэтому потребуется время на то, чтобы созвать и провести это собрание в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, необходимо определенное время и на оформление документов по реорганизации и регистрации вновь созданного юридического лица. Если все это сделать до окончания налоговой проверки не удастся, то штрафы заплатить придется. Поэтому, на мой взгляд, начинать реорганизацию следует еще до того, как начнется налоговая проверка.

Так что способ этот непрост в реализации и подходит не всем предприятиям. Реализовать такую схему следует только в том случае, когда экономия от процедуры регистрации гораздо больше возможных издержек, в том числе связанных с созывом собрания участников (акционеров) и оформительскими делами. На мой взгляд, наиболее удачной будет такая форма реорганизации, как присоединение предприятия к другому юридическому лицу.

Подписано в печать

29.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: В ходе камеральной проверки декларации по НДС инспектор дополнительно запросил первичные документы, которые организация получила от своих поставщиков. За то что фирма отказалась предоставлять эти бумаги, инспекция решила ее оштрафовать. Организация с этим не согласилась и обратилась в суд. ("Главбух", 2004, N 19) >
Вопрос: В 2003 г. мы купили кассовый аппарат, который с 1 октября 2004 г. исключен из государственного реестра. Так как стоимость аппарата была менее 10 000 руб., мы списали ее на текущие расходы в бухучете, а в налоговом учете его стоимость была отнесена на материальные расходы как неамортизируемое имущество. Можем ли мы использовать эту кассу после 1 октября 2004 г.? ("Главбух", 2004, N 19)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.