|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: В ходе камеральной проверки декларации по НДС инспектор дополнительно запросил первичные документы, которые организация получила от своих поставщиков. За то что фирма отказалась предоставлять эти бумаги, инспекция решила ее оштрафовать. Организация с этим не согласилась и обратилась в суд. ("Главбух", 2004, N 19)
"Главбух", N 19, 2004
Вопрос: В ходе камеральной проверки декларации по НДС инспектор дополнительно запросил первичные документы, которые организация получила от своих поставщиков. За то что фирма отказалась предоставлять эти бумаги, инспекция решила ее оштрафовать. Организация с этим не согласилась и обратилась в суд.
Ответ:
ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
Чиновники апеллировали к абз.4 ст.88 Налогового кодекса РФ. Здесь сказано, что инспекция вправе запрашивать для камеральной проверки документы, на основании которых предприятие рассчитывает и перечисляет в бюджет тот или иной налог, а также дополнительные сведения. Если организация отказывается выполнить подобное требование, она должна быть привлечена к ответственности по ст.126 Налогового кодекса РФ. А именно уплатить по 50 руб. за каждый неподанный документ.
ПОЗИЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Юристы фирмы свои аргументы черпали также из ст.88 Налогового кодекса РФ. Ведь помимо прочего она гласит, что камеральная проверка проводится в налоговой инспекции. При этом чиновники проверяют имеющиеся в их распоряжении декларации и документы, на основании которых предприятие рассчитывает и перечисляет налоги. А ст.54 Кодекса, в свою очередь, говорит о том, что база определяется на основании регистров бухгалтерского учета и других документально подтвержденных данных, связанных с налогообложением. Следовательно, налоги считают, используя информацию из регистров бухгалтерского учета, а в случаях, предусмотренных законодательством, - налогового учета, но никак не первичных документов. Кроме того, цель камеральной проверки состоит в том, чтобы выявить, правильно ли заполнены налоговые формы, соответствуют ли данные деклараций отраженному в бухучете. Именно эти документы являются предметом камеральной ревизии, тогда как "первичку" смотрят в ходе выездной проверки. Что же касается абз.4 ст.88, то дополнительно налоговики вправе запрашивать только те бумаги, которые имеют непосредственное отношение к обнаруженным в декларациях ошибкам. Таким образом, требование чиновников привезти в инспекцию еще и первичные документы или их копии превращает камеральную проверку в выездную, что противоречит налоговому законодательству.
РЕШЕНИЕ ДЕЛА АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ
Суд поддержал налогоплательщика. В своем вердикте судьи указали: камеральная ревизия является счетной проверкой и нужна для того, чтобы выявить ошибки и несоответствия в налоговых декларациях. При этом требование инспекторов принести первичные документы, по сути, подменяет камеральную проверку выездной. А такая подмена нарушает правило, прописанное в Налоговом кодексе РФ: проведение повторной выездной проверки запрещено. Позиция суда отражена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 1 июля 2004 г. по делу N А66-9798-03.
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
Для многих предприятий подобные споры с налоговой инспекцией не редкость. Уже во время проверки деклараций инспекторы часто просят представить уйму первичных документов, и бухгалтеры вынуждены копировать массу бумаг. Однако сейчас у налогоплательщиков появился реальный шанс защититься от незаконных требований. В завершение хотим отметить, что это не единственный случай, когда фирме удалось выиграть подобное дело. Так, судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 15 июня 2004 г. N А56-28520/03 тоже поддержали налогоплательщиков. Суть того спора сводилась к следующему. Чиновники отказались возместить НДС, ссылаясь на то, что в ходе камеральной проверки декларации по этому налогу бухгалтер отказался принести счета-фактуры. И в этом случае суд также пришел к выводу, что требование налоговиков представить первичные документы и счета-фактуры незаконно.
Подписано в печать 29.09.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |