Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ответственность за нарушение сроков регистрации страхователей в органах ПФР ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 40)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 40, 2004

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКОВ

РЕГИСТРАЦИИ СТРАХОВАТЕЛЕЙ В ОРГАНАХ ПФР

Статьей 7 Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 185-ФЗ) внесены изменения в ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). Установлено, что регистрация работодателей-организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в ПФР, осуществляется в 5-дневный срок с момента представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Обязанность страхователей зарегистрироваться в органах ПФР вызвала целый ряд вопросов, связанных с ее применением. В частности, могут ли быть привлечены к ответственности в 2004 г. лица, зарегистрированные как страхователи-работодатели: организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, но нарушившие срок регистрации в органах ПФР согласно ст.11 Закона N 167-ФЗ, а также страхователи-организации, не сообщившие органам ПФР на основании п.3 ст.14 указанного Закона о принятом в установленном порядке решении о ликвидации (реорганизации) и об изменении учредительных документов, учетных реквизитов и месте нахождения в 2003 г.?

Поскольку указанные нарушения имели место в 2003 г., то и ответственность должна была наступить до вступления в силу 1 января 2004 г. Закона N 185-ФЗ, в соответствии с которым изложена в новой редакции ст.11 и исключен п.3 ст.14 Закона N 167-ФЗ. Тем самым устранена и обязанность работодателей-организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей-страхователей самостоятельно представлять сведения для регистрации в органах ПФР. Вместе с тем исключены сроки, в течение которых страхователи обязаны сообщать в территориальные органы страховщика о вносимых в учредительные документы изменениях.

Однако не изменились требования в отношении обязанности страхователей соблюдать нормы ст.11 и п.3 ст.14 Закона N 167-ФЗ. Следовательно, если до 1 января 2004 г. имели место нарушения этих норм законодательства, страхователи должны быть привлечены к ответственности на основании ст.27 Закона N 167-ФЗ.

Рассмотрим арбитражную практику, касающуюся данного вопроса. В п.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" сделан вывод о том, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 г., после этой даты сохраняют обязанность самостоятельно зарегистрироваться в органе Пенсионного фонда Российской Федерации. Данный вывод был сделан на основании арбитражной практики.

Орган ПФР обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью (далее - общество) штрафа, предусмотренного п.1 ст.27 Закона N 167-ФЗ, за нарушение срока регистрации в качестве страхователя.

Возражая против заявленного требования, общество указало, что Законом N 185-ФЗ внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности в ст.11 Закона N 167-ФЗ и в ст.11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В соответствии с п.3.1 ст.11 Закона N 129-ФЗ с 1 января 2004 г. сведения, необходимые для регистрации в органах страховщика юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в орган ПФР направляет не страхователь, а регистрирующий орган.

Рассматривая заявление, суд установил, что общество зарегистрировалось в налоговом органе 20 декабря 2003 г., однако регистрацию в территориальном органе страховщика не прошло, что послужило основанием для обращения органа ПФР в арбитражный суд.

Согласно п.3.1 ст.11 Закона N 129-ФЗ, введенному в действие Законом N 185-ФЗ, с 1 января 2004 г. налоговые органы обязаны в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представлять сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Арбитражный суд сделал вывод о том, что на налоговые органы возложена обязанность по представлению сведений в государственные внебюджетные фонды лишь в отношении тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, решение о государственной регистрации которых налоговые органы принимают начиная с 1 января 2004 г. Обязанность налоговых органов по представлению сведений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию до этой даты, не установлена, в связи с чем эти лица и предприниматели продолжают нести обязанность самостоятельно зарегистрироваться в органах страховщика.

Законом N 185-ФЗ не были внесены изменения в ст.27 Закона N 167-ФЗ. Норма, устанавливающая ответственность за нарушение страхователем срока регистрации в органах страховщика, сохраняет действие как в отношении лиц, обязанных в соответствии с новой редакцией ст.11 Закона N 167-ФЗ и после 31 декабря 2003 г. регистрироваться в органах страховщика самостоятельно, так и в отношении страхователей, у которых эта обязанность возникла в соответствии с прежней редакцией данной статьи до 1 января 2004 г.

Учитывая изложенное, суд удовлетворил требование органа ПФР.

В п.2 Информационного письма ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 был рассмотрен и вопрос об обязанности индивидуального предпринимателя, заключившего трудовой договор с работником и выплачивающего вознаграждение по договору гражданско-правового характера, в установленный срок представить в территориальный орган страховщика заявление о регистрации в качестве страхователя. Данный вывод был сделан на основании примера из арбитражной практики.

Орган ПФР обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя штрафа за нарушение срока регистрации. Поводом для обращения послужил факт неисполнения предпринимателем в добровольном порядке решения заявителя и его требования об уплате штрафа, наложенного в соответствии с абз.2 п.1 ст.27 Закона N 167-ФЗ.

Основанием для принятия решения органом ПФР послужило нарушение предпринимателем срока регистрации в территориальном органе страховщика в качестве предпринимателя-работодателя. Трудовые договоры с наемными работниками были заключены 1 февраля 2003 г., заявление в орган ПФР о регистрации в качестве страхователя подано предпринимателем только 4 апреля 2003 г.

Отказывая во взыскании штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик прошел государственную регистрацию в качестве предпринимателя 25 апреля 2002 г., а 29 апреля 2002 г. зарегистрировался в органе ПФР. Поэтому страхователь, зарегистрированный по одному из оснований, указанных в п.1 ст.11 Закона N 167-ФЗ, не обязан повторно регистрироваться в одном и том же органе ПФР при наличии другого основания.

Суд кассационной инстанции отменил решение и удовлетворил заявленное требование органа ПФР исходя из следующего.

В соответствии со ст.6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели, физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в п.п.1 и 2 ст.6 данного Закона, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Таким образом, законодатель разделил индивидуальных предпринимателей на две категории страхователей: индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, и индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Индивидуальный предприниматель, зарегистрированный как страхователь, уплачивающий страховые взносы в виде фиксированного платежа, является страхователем по отношению к себе самому. Индивидуальный предприниматель, заключивший трудовые (гражданско-правовые) договоры с наемными работниками, является страхователем по отношению к этим работникам и обязан уплачивать страховые взносы на их обязательное пенсионное страхование.

Если индивидуальный предприниматель не зарегистрируется в качестве страхователя по отношению к наемным работникам, это приведет к нарушению права застрахованных лиц на обязательное пенсионное страхование.

Следовательно, по мнению арбитражного суда, в том случае, если индивидуальный предприниматель, зарегистрированный как страхователь, самостоятельно уплачивающий страховые взносы в бюджет ПФР, принял на работу наемных работников по трудовому договору или заключил договор гражданско-правового характера, он обязан в 30-дневный срок зарегистрироваться в органе ПФР и как страхователь, производящий выплаты физическим лицам.

Н.Петухова

Консультант

Правового департамента

Пенсионного фонда

Российской Федерации

Подписано в печать

29.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности учета и налогообложения специальной одежды ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 40) >
Вопрос: ...Наше АО реорганизуется в форме присоединения к другому АО. Но ни в Законе "Об акционерных обществах", ни в различных рекомендациях мы не нашли ответа на вопрос о том, в какой оценке передается имущество - по балансовой стоимости или по рыночной. Как быть с изменениями состава и стоимости передаваемого имущества от момента утверждения договора и передаточного акта на общем собрании акционеров и до завершения процесса реорганизации? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 40)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.