Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Регламент организации работы с налогоплательщиками ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 40)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 40, 2004

РЕГЛАМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ

В целях упорядочения работы налоговых органов по предоставлению налогоплательщикам информации и разъяснений по вопросам налогов и сборов Приказом МНС России от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468@ был утвержден Регламент организации работы с налогоплательщиками (далее - Регламент). Действовавшее ранее Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов, утвержденное Приказом МНС России от 05.05.1999 N ГБ-3-15/120, утратило силу.

Новый Регламент разработан для повышения эффективности организации работы с налогоплательщиками в налоговых органах МНС России и систематизации функций отделов работы с налогоплательщиками. В структуре Регламента нашли отражение правила деятельности налоговых органов при организации:

приема налогоплательщиков;

приема, регистрации и выдачи документов отделами работы с налогоплательщиками и информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом;

проведения сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом;

информирования налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом;

информационной работы.

Организация приема налогоплательщиков

в налоговых инспекциях

В Регламенте дана ссылка на необходимость соблюдения Приказа МНС России от 29.10.2003 N БГ-3-27/575 "О порядке приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России", в частности организации приема налогоплательщиков ежедневно в течение всего рабочего времени. При этом рекомендуется использовать принцип сменности. Работа должностного лица отдела работы с налогоплательщиками по непосредственному приему налогоплательщиков не должна превышать 4 часа в день.

Согласно Регламенту для повышения профессионального уровня сотрудников отдела необходимо предусмотреть 2 - 3 часа на проведение учебы в любой день недели (за исключением пятницы). При этом во время учебы прием налогоплательщиков не должен прекращаться. А организовать работу отдела работы с налогоплательщиками следует таким образом, чтобы у должностных лиц была возможность выполнять иную работу, предусмотренную инструкциями. К сожалению, не разъясняется, как все это можно осуществить и не допустить образования очереди налогоплательщиков.

Регламент запрещает при приеме налогоплательщиков прикреплять их к налоговому инспектору по первым буквам фамилий или названий организаций, по улицам и т.д. На наш взгляд, с учетом сменности работы инспекторов в Регламенте следовало бы установить общий запрет на прикрепление налогоплательщиков к конкретному налоговому инспектору. Регламент же запрещает лишь конкретные методы такого прикрепления. Из Регламента не следует, что прикрепление налогоплательщиков не будет производиться, например, по их организационным формам. В результате налогоплательщик опять может оказаться "привязан" к конкретному налоговому инспектору и графику его работы.

Прием налогоплательщиков рекомендуется осуществлять в специально выделенных для этих целей кабинетах (операционных залах по приему налогоплательщиков). Далее в Регламенте подробно разъясняются требования к организации помещений для приема налогоплательщиков (операционных залов).

Для удобства работы в операционных залах по приему налогоплательщиков Регламент предписывает организовать в эти помещения отдельный вход для налогоплательщиков. Однако далеко не все инспекции расположены в зданиях, позволяющих сделать дополнительный вход, да к тому же придется изыскивать для этого дополнительное финансирование. Потребуются средства и на оборудование системы голосового информирования налогоплательщиков, электронной системы управления очередью и светового информационного табло (видеоэкрана с информацией).

Рекомендуется установить компьютер со справочно-правовыми системами для налогоплательщиков. Среди разработчиков указанных в Регламенте систем есть и коммерческие организации, что можно расценивать, на наш взгляд, в качестве скрытой рекламы.

Налогоплательщикам, ожидающим приема, будут предоставляться стулья и столы (стойки) для удобства оформления документов.

Для обеспечения налогоплательщика программными продуктами налоговым органам рекомендовано установить компьютер и обеспечить к нему доступ налогоплательщиков. Запись программных продуктов на электронные носители должна производиться налогоплательщиком самостоятельно. При отсутствии такого компьютера запись программных продуктов на электронные носители осуществляется отделом информационных технологий.

Выдача налогоплательщикам электронных носителей с записью программных продуктов производится путем обмена. Налогоплательщик обращается в отдел работы с налогоплательщиками с просьбой выдать программные продукты на определенном виде электронного носителя, предоставив взамен неиспользованный носитель такого же вида.

Организация приема, регистрации и выдачи документов,

информирование налогоплательщиков

о состоянии расчетов с бюджетом

Прием и регистрация налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, должны осуществляться в соответствии с Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76. Указанным Приказом вводится обязанность налогоплательщиков сдавать в электронном виде не только налоговую отчетность, но и любую иную информацию, запрошенную налоговым органом в рамках налогового контроля.

Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками может отказать в приеме отчетности налогоплательщику в случае представления ее не по форме, утвержденной федеральными, региональными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления. Если такая отчетность поступила по почте, отдел работы с налогоплательщиками, получив ее из отдела финансового и общего обеспечения (общего обеспечения), считает ее непринятой, не регистрирует и в 3-дневный срок направляет налогоплательщику уведомление о том, что представленная не по форме отчетность не принята и должна быть представлена в установленные сроки и по утвержденной форме.

При наличии в зарегистрированных и переданных в отдел ввода декларациях ошибок, не позволяющих осуществить ввод, налогоплательщику направляется уведомление о необходимости внесения уточнений в представленную отчетность, которое отправляется по почте заказным отправлением с уведомлением.

Если в течение 10 календарных дней с момента получения почтового отправления налогоплательщиком или его возврата налогоплательщик не вносит уточнения в отчетность, копия его декларации направляется в отдел камеральных проверок для принятия соответствующих мер.

Как следует из Регламента, в процессе принятия налоговой декларации сотрудник налогового органа должен проверить соблюдение срока ее представления. Если нарушение будет выявлено, а налоговую декларацию налогоплательщик представил лично, то на месте составляется протокол об административном правонарушении. О возможности привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст.119 НК РФ в Регламенте не говорится.

Если же налоговая декларация была передана в налоговый орган по почте, в электронном виде или представителем налогоплательщика лично, то о допущенном нарушении извещается отдел камеральных проверок, а налогоплательщику направляется уведомление о необходимости явки в налоговый орган лица, ответственного в соответствии с действующим законодательством за своевременность представления отчетности в налоговый орган. Буквальное следование этому положению Регламента обязывает представителей налогового органа направить уведомление и в том случае, когда декларация была передана лично законным представителем налогоплательщика. Как правило, законный представитель налогоплательщика является этим самым лицом, ответственным за своевременность представления отчетности, и поэтому дополнительно уведомлять его о необходимости явиться в налоговую инспекцию не имеет смысла.

На основании п.2.2.2 Регламента отдел работы с налогоплательщиками осуществляет прием заявлений, представленных налогоплательщиками лично. Получается, что представитель налогоплательщика, в том числе законный представитель организации-налогоплательщика, передать заявление в этот отдел не сможет.

Указанное предписание Регламента вступает в противоречие с его п.2.2.5, согласно которому прием от налогоплательщиков - юридических и физических лиц всех видов документов (заявлений о зачете налоговых платежей, о предоставлении льгот по имущественным налогам и т.д.), относящихся к компетенции налоговых органов, осуществляется отделом работы с налогоплательщиками в том случае, если документы представлены налогоплательщиком лично (через представителя).

Если в направленном в налоговый орган заявлении, запросе или письме не указан способ получения ответа (например, не сделана запись "получить лично"), то ответ направляется по почте.

На личную передачу налогоплательщику уведомлений, свидетельств и иных документов Регламент отводит недельный срок. Если за документом так и не пришли, то он передается в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте заказным отправлением с уведомлением.

Данные правила в тексте Регламента фактически зафиксированы дважды: в п.2.2.4 - для уведомлений и свидетельств, а в п.п.2.2.7 - 2.2.8 - для всех документов, подготовленных по запросам налогоплательщика.

Следует обратить внимание на то, что Регламент не предусматривает обязанность должностных лиц налоговых органов извещать налогоплательщика о том, что необходимый документ уже оформлен.

Порядок проведения сверки расчетов

налогоплательщика с бюджетом

На основании п.3 Регламента сверка расчетов налогоплательщика с бюджетом проводится в обязательном порядке:

ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;

при процедуре снятия налогоплательщика с налогового учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;

при процедуре снятия налогоплательщика с налогового учета при ликвидации (реорганизации) юридического лица;

по инициативе налогоплательщика;

в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

До 1 октября 2004 г. в части, касающейся проведения сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом, налоговые органы руководствовались Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденными Приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411, согласно которым по всем крупнейшим налогоплательщикам ежеквартально должна была производиться сверка расчетов с бюджетом с вызовом бухгалтера, отвечающего за расчеты с бюджетом, и обязательным составлением акта сверки расчетов по платежам в бюджет. По остальным налогоплательщикам (плательщикам сборов), налоговым агентам сверка расчетов производилась ежегодно в обязательном порядке.

С 1 октября 2004 г. указанный Приказ применяется в части, не противоречащей разд.3 Регламента, и, очевидно, обязательная ежегодная сверка расчетов для всех налогоплательщиков будет производиться только по их инициативе.

Законодательством о налогах и сборах обязанность проведения сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом не предусмотрена, в том числе и по основаниям, о которых идет речь в Регламенте. Не предусмотрена и ответственность за уклонение от проведения этой контрольной процедуры.

Срок проведения сверки и оформления ее результатов при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней, при выявлении таких расхождений - 15 рабочих дней.

При выявлении ошибки, допущенной по вине налогового органа, в тот же день готовится служебная записка в отдел, допустивший эту ошибку. Срок для исправления ошибок - 3 рабочих дня.

Результаты проведенной сверки должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками оформляет в виде:

актов сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по форме 23 (полная) и по форме 23-а (краткая);

справки о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам по форме 39-1.

Акт сверки по полной форме оформляется только в случае выявления расхождения между данными налогоплательщика и налогового органа.

Проведение сверки расчетов крупнейших налогоплательщиков с бюджетом производится на основании письменных уведомлений, рассылаемых после 15-го числа каждого месяца, следующего за отчетным кварталом.

В п.п.3.1.7 и 3.2.3 Регламента указано, что при выявлении расхождений, а также неявке налогоплательщика необходимо передавать оба экземпляра акта сверки расчетов с бюджетом по форме 23-а (краткая) в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте заказным отправлением с уведомлением. Если же расхождений не обнаружено, то на основании п.3.1.3 Регламента только один из двух экземпляров подготовленного акта сверки по форме 23-а (краткая) в течение 3 рабочих дней вручается налогоплательщику или передается в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки заказным отправлением с уведомлением. Очевидно, предполагается, что после ознакомления с актом сверки налогоплательщик возвратит подписанный экземпляр в налоговый орган. Однако о необходимости возврата подписанного экземпляра акта сверки говорится только в п.3.2.3 Регламента в отношении проведения сверки расчетов крупнейших налогоплательщиков с бюджетом.

На наш взгляд, в определенных случаях налогоплательщик должен иметь возможность ознакомиться и с полной формой составленного акта, что Регламентом не предусмотрено.

Не разъяснены и причины направления налогоплательщику по почте на основании п.3.3.2 сразу двух экземпляров уведомления с указанием даты проведения сверки при снятии с налогового учета в случае перехода налогоплательщика из одной инспекции в другую или в случае ликвидации (реорганизации) юридического лица.

На основании п.3.4.1 Регламента заявления о проведении сверки расчетов с бюджетом могут поступать от налогоплательщиков (их представителей) лично или передаваться по почте.

Полученные запросы на проведение сверки расчетов с бюджетом распределяются по срокам представления информации.

Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками формирует акт сверки расчетов с бюджетом по форме 23-а (краткая) в течение 5 рабочих дней, после чего передает его налогоплательщику.

На основании п.3.4.6 Регламента в том случае, если выявлена ошибка налогоплательщика, готовится уведомление, которое подписывается руководителем (заместителем) инспекции и направляется налогоплательщику заказным отправлением с уведомлением через отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения). Исходя из логики нормативного изложения уведомление налогоплательщика о допущенных им ошибках производится только при проведении инициативной сверки. Во всех остальных случаях соответствующее уведомление налогоплательщику не направляется.

Информирование налогоплательщиков

о состоянии расчетов с бюджетом

Заявления о выдаче справок о состоянии расчетов с бюджетом могут передаваться в налоговый орган налогоплательщиками лично (через представителя) или по почте. Заявление должно быть подписано налогоплательщиком либо его представителем.

Справки по мотивированным запросам сторонних организаций формируются и выдаются работником отдела финансового и общего обеспечения (общего обеспечения). Иных пояснений по оформлению и направлению запроса сторонней организации Регламент не содержит.

Срок формирования и подписания справки о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам не должен превышать 10 рабочих дней со дня получения заявления. Подготовленная справка передается на подпись руководителю инспекции МНС России (его заместителю). Подписанная и заверенная печатью справка выдается налогоплательщику (его представителю) или отправляется по почте заказным отправлением с уведомлением.

Организация информирования

Согласно пп.4 п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.

В п.4.1.2 Регламента указано, что информирование налогоплательщиков осуществляет налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Такое ограничение, на наш взгляд, вступает в противоречие с нормами законодательства о налогах и сборах и ограничивает право налогоплательщика на получение компетентных разъяснений.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщику гарантируется право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме). По нашему мнению, нормы пп.1 п.1 ст.21 и пп.4 п.1 ст.32 НК РФ не ограничивают право налогоплательщика на информационное обращение в вышестоящий налоговый орган или налоговый орган, в котором налогоплательщик не состоит на учете. Подобное сочетание нормативных предписаний, по нашему мнению, означает, что вся необходимая информация может быть получена налогоплательщиком в налоговом органе по месту учета и он не обязан лично получать ее в вышестоящих инстанциях. В противном случае налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговом органе (а это прежде всего физические лица, постановка которых на учет в налоговом органе производится в инициативном порядке, а также лица, желающие встать на учет в налоговом органе), ставятся в заведомо менее выгодное положение по сравнению с остальными налогоплательщиками.

На основании нормы абз.2 п.4 ст.13 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" расходы на оказанные налоговым органом услуги компенсируются из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Действующее законодательство о налогах и сборах не исключает возможности получения информации сверх установленного НК РФ объема за плату. Информация, содержащаяся в актах с грифами "Особой важности", "Совершенно секретно", "Секретно", "Для служебного пользования", "Не для печати", предоставляется налоговыми органами в случаях, объеме и порядке, исключающих разглашение сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера.

Следует обратить внимание на то, что в пп.4 п.1 ст.32 НК РФ говорится о необходимости проведения налоговыми органами бесплатной информационной работы только по отношению к налогоплательщикам, но не к налоговым агентам или плательщикам сборов. В то же время в п.2 ст.22 НК РФ установлено, что права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов, а в п.3 ст.21 и п.2 ст.24 НК РФ предусмотрена возможность использования этого права также плательщиками сборов и налоговыми агентами.

А.Зрелов

Налоговый юрист

Подписано в печать

29.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Оформление командировочного удостоверения ("Финансовая газета", 2004, N 40) >
Статья: Изменения в порядке исчисления и уплаты акцизов ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 40)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.