Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Точка отсчета для консолидированной отчетности ("Консультант", 2004, N 19)



"Консультант", N 19, 2004

ТОЧКА ОТСЧЕТА ДЛЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Сегодня представлять отчетность по МСФО в России должны только банки. Однако скоро такая обязанность появится и у компаний, чьи акции котируются на рынке.

В мае 2004 г. Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона "О консолидированной финансовой отчетности", разработанный специалистами Минфина. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в нижней палате парламента. Его положения обязывают открытые акционерные общества, акции которых котируются на бирже, представлять консолидированную отчетность по МСФО. Консолидация подразумевает отражение в отчетности показателей всех фирм, которые входят в группу, возглавляемую ОАО.

Разработчики проекта полагают, что составление отчетности по МСФО будет выгодно для российских акционерных компаний, - они смогут наравне с европейскими предприятиями участвовать в конкурентной борьбе за получение финансирования как на российских, так и на мировых фондовых биржах.

Зачем России МСФО?

На этот вопрос специалисты пытаются ответить начиная с момента принятия первой программы реформирования бухгалтерского учета в 1998 г.

Необходимость перехода на МСФО связана с несколькими факторами. Во-первых, российская бухгалтерская отчетность создавалась как ориентированная на потребности плановой экономики. Во-вторых, появились такие пользователи отчетности, как частные собственники и инвесторы. Эти пользователи нуждаются в нейтральной и объективной информации о работе компании. Таким образом, возникла необходимость реформирования всей системы бухгалтерского учета для представления полной, "прозрачной" и "справедливой" финансовой отчетности. Следуя опыту развитых стран Европы и Америки, Россия выбрала в качестве основного ориентира Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), которые с 1973 г. создаются учеными в Великобритании в составе Совета по Международным стандартам финансовой отчетности.

Международная комиссия по фондовым биржам признала МСФО универсальной формой финансовой отчетности для фондовых бирж всего мира. После этого Европейский союз принял решение от 27 мая 2002 г. Оно требует, чтобы все европейские компании, акции которых котируются на бирже, с 1 января 2005 г. представляли консолидированную финансовую отчетность по МСФО.

Переход не создаст неоправданных финансовых затрат на подготовку "еще одного вида отчетности". Прежде всего потому, что повысится уровень "прозрачности" российского бизнеса. Этот момент весьма принципиален с точки зрения инвесторов и кредиторов. Таким образом, можно прогнозировать, что в долгосрочной перспективе затраты на подготовку окупятся более дешевым финансированием. Кроме того, поднимется корпоративный уровень управления, что также окажет положительное влияние на доходность этих компаний в будущем.

В сравнении с предыдущими периодами

Законопроект "О консолидированной финансовой отчетности" вступит в силу со дня его официального опубликования. При этом он распространит свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 г. Это позволит фирмам, входящим в группу, составить годовую консолидированную финансовую отчетность нарастающим итогом с начала 2004 г. Что же касается компаний, которые впервые будут применять МСФО, то они должны руководствоваться специальным стандартом МСФО 1 (IFRS 1) "Первое применение МСФО". Напомним, что он был опубликован в июне 2003 г. Согласно его требованиям сведения, указанные в отчетности, должны сравниваться с данными предыдущих периодов, минимальный из которых - один год.

Таким образом, можно сделать вывод, что первой официально требуемой финансовой отчетностью, составленной по МСФО, будет отчетность за 2005 г. При этом данные, отображенные в ней, будут сравниваться с цифрами за 2004 г.

Нерешенные вопросы

На сегодняшний день пока не удалось избежать всех трудностей, связанных с переходом России на МСФО. В частности, Правительство РФ должно обеспечить опубликование официального перевода на русский язык текста Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений к ним. Данное условие оговорено в ст.1 проекта закона "О консолидированной финансовой отчетности".

Вопрос о переводе текста стандартов сегодня наиболее актуален для российских специалистов в области бухгалтерского и финансового учета. Однако его решение связано с трудностями следующего характера. Дело в том, что в настоящее время не определено, какое именно государственное ведомство будет отвечать за вопросы, связанные с переводом. В частности, его необходимо согласовывать, вносить своевременные изменения и обеспечивать публикацию. Имеющийся опыт неофициального перевода говорит о сложности однозначного толкования новых для большинства российских практиков терминов МСФО.

Кроме того, законопроект предусматривает, что консолидированная финансовая отчетность должна быть заверена аудитором. При этом проверку он должен проводить на основании международных стандартов аудита. Сейчас российские стандарты аудита практически соответствуют мировым. Однако потребуется подтверждение квалификации аудиторов по международно признанным программам и аттестат аудитора N 5.

С.Модеров

Руководитель отдела

финансового учета по международным стандартам

Института проблем предпринимательства (ИПП)

Подписано в печать

28.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Доверительное управление имуществом ("Консультант", 2004, N 19) >
Статья: 10 отличий МСФО и ПБУ ("Консультант", 2004, N 19)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.