Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Внутренний аудит для успешной компании ("Консультант", 2004, N 19)



"Консультант", N 19, 2004

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ КОМПАНИИ

Любой руководитель заинтересован в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности внутреннего аудита. А для этого стоит разобраться, какие же существуют способы его организации и оценки.

Сегодня службы внутреннего аудита есть во многих средних и крупных компаниях. И немало руководителей предприятий, где таких подразделений еще нет, задумываются об их создании. Растущий интерес к внутреннему аудиту оправдан и обусловлен, по нашему мнению, рядом факторов.

Чем интересен внутренний аудит

Во-первых, внутренний аудит является одним из немногих доступных и в то же время недооцененных ресурсов, правильное использование которого может повысить эффективность компании.

Во-вторых, череда громких корпоративных скандалов, прокатившихся по США и Западной Европе, показала, что институт внешнего аудита может давать серьезные сбои, вследствие чего терпят банкротство даже крупнейшие компании.

В-третьих, внутренний аудит становится привлекательным для собственников компаний, которые отходят от непосредственного ведения дел, передавая бразды правления профессиональным менеджерам.

Наконец, внутренний аудит - это неотъемлемая часть отлаженного корпоративного управления. Исходя из этого соображения, большинство западных публичных компаний либо уже имеют, либо создают службу внутреннего аудита. Также стоит отметить, что правила крупнейших фондовых бирж (Нью-Йоркской, Лондонской) требуют, чтобы в компании был организован внутренний аудит как обязательное условие внесения ценных бумаг компании в котировальные списки.

Кроме того, к факторам, побуждающим компании к организации внутреннего аудита, в российских условиях добавляется еще желание собственников и менеджмента упорядочить бизнес-процессы фирмы. Ведь в ряде случаев это может привести к весьма существенной экономии.

Аутсорсинг, косорсинг или собственная СВА?

Основными заказчиками внутреннего аудита являются советы директоров и высшее исполнительное руководство компаний. При этом сама функция внутреннего аудита может быть реализована несколькими способами.

Чтобы пользоваться преимуществами, которые дает компании эффективный внутренний аудит, необязательно создавать отдельную службу. Им с успехом может заниматься внешний консультант или специализированная компания (кроме случаев, когда служба внутреннего аудита в компании обязательна по законодательству). Однако не рекомендуется, чтобы задачи внутреннего аудита решал внешний аудитор компании.

Можно выделить три подхода к организации внутреннего аудита:

Первый из них - это создание собственной службы внутреннего аудита (СВА). Данный вариант обладает следующими преимуществами:

- сотрудники компании хорошо знакомы с внутренней организацией компании и отраслевыми особенностями бизнеса;

- когда аудиторские задания выполняют штатные сотрудники, то полученные навыки и опыт остаются внутри компании;

- руководство компании может использовать внутренний аудит как "площадку" для профессионального роста и карьерного развития будущих управленческих кадров.

Второй способ организовать внутренний аудит - это использовать аутсорсинг, то есть полностью передать функции внутреннего аудита специализированной компании или внешнему консультанту.

Наконец, третий вариант - косорсинг. Он заключается в том, чтобы создать службу внутреннего аудита в рамках компании, но в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной компании или внешнего консультанта.

Потенциальные преимущества использования аутсорсинга и косорсинга включают:

- возможность использовать услуги экспертов в различных областях;

- доступ к высокопрофессиональным аудиторским кадрам;

- гибкость в вопросе привлечения аудиторских ресурсов (например, при внедрении новой системы или необходимости провести внеплановый аудит не придется расширять штат СВА или отвлекать ресурсы СВА от выполнения других проектов);

- доступ к передовым технологиям и методикам проведения внутренних аудитов.

К аутсорсингу и косорсингу прибегают различные организации. Это могут быть как небольшие фирмы, у которых нет достаточных финансовых ресурсов для создания собственной службы внутреннего аудита, так и крупные компании. Последним такие услуги, как правило, нужны для аудита какой-либо специфической области (например, такой, как информационные технологии или капитальное строительство). Кроме того, дополнительные аудиторские ресурсы могут потребоваться в пиковые периоды нагрузки на штатных аудиторов.

Служба внутреннего аудита в штате

И в России, и за рубежом существует достаточно много подходов в вопросе организационной подчиненности СВА. Наилучшим вариантом считается функциональное подчинение руководителя СВА комитету по аудиту совета директоров либо напрямую совету директоров компании. Именно такой подход соответствует современным принципам корпоративного управления. В этом случае достигается высокий уровень независимости внутренних аудиторов от исполнительного руководства. Это позволяет, при прочих равных условиях, максимально использовать потенциал СВА. Если данный вариант по каким-либо причинам не может быть реализован, то следует, чтобы подразделение внутреннего аудита подчинялось генеральному директору.

Говоря о структуре и численности службы внутреннего аудита, следует заметить, что не существует единой правильной ("шаблонной") организации службы. В каждом конкретном случае структура и численность СВА определяются индивидуально, на основе различных факторов. Первый из них - это задачи, которые ставит перед внутренним аудитом руководство компании. Второй - степень подверженности компании различного рода рискам. Третий - зрелость контрольной среды в компании. И наконец, географическая разветвленность компании и разбросанность ее структурных подразделений.

К сожалению, во многих случаях структура и численность службы внутреннего аудита определяются величиной выделенного бюджета. И часто при этом не учитываются перечисленные выше факторы.

При проектировании структуры службы внутреннего аудита необходимо прежде всего создать условия для независимости и объективности СВА. Так, например, в географически разветвленной или холдинговой компании оптимальным представляется вариант создания централизованной службы внутреннего аудита. Ее работники территориально могут находиться либо в головной/управляющей компании, либо на нескольких "базовых" предприятиях. Но в любом случае функционально они должны подчиняться руководителю СВА головной/управляющей компании.

Оценка внутреннего аудита

Как же оценить эффективность внутреннего аудита? Эта задача весьма нетривиальна. Во-первых, результат не всегда измерим количественно. Во-вторых, эффективность зависит не только от самих аудиторов, но и от последующих действий заказчиков (клиентов). И, в-третьих, определенную роль здесь играет субъективизм оценок заказчиков (клиентов).

Для анализа продуктивности аудита следует использовать качественные и количественные показатели. Они должны определять динамику выполнения годового плана по внутреннему аудиту и затраты СВА по проектам. Кроме того, система показателей должна позволять оценить степень удовлетворенности заказчиков (клиентов) от выполненной аудиторами работы. Каждая компания сама определяет критерии эффективности деятельности СВА. Состав и целевые значения показателей устанавливает начальник СВА по согласованию с руководством. При этом основные заказчики (совет директоров и высшее исполнительное руководство) могли бы оценивать деятельность СВА по трем-пяти показателям.

С другой стороны, руководитель СВА мог бы оценивать деятельность возглавляемой службы по большему числу показателей. К показателям эффективности деятельности внутреннего аудита могут относиться, например, следующие:

- количество завершенных аудитов по сравнению с утвержденным руководством компании планом;

- количество проведенных за период аудитов в расчете на одного аудитора;

- количество аудитов, проведенных в соответствии с бюджетом;

- процент выполненных аудиторских рекомендаций;

- количество повторных аудиторских рекомендаций;

- прямое сокращение затрат/экономия от выполнения рекомендаций аудита;

- удовлетворенность заказчиков (клиентов) аудита.

Наряду с процедурой периодической оценки эффективности службы внутреннего аудита, должна существовать программа повышения качества ее работы. К проводимым в ее рамках мероприятиям относятся:

- текущий контроль (мониторинг) качества внутренних аудитов. Его проводят руководитель и менеджеры СВА в ходе проведения аудитов. Мониторинг направлен на то, чтобы деятельность внутренних аудиторов соответствовала процедурам и регламентам компании и самой СВА. Также он позволяет руководителю СВА удостовериться в том, что аудиторы выполняют аудиторские задания на должном профессиональном уровне;

- внутренние оценки, проводимые не реже одного раза в год руководителем и менеджерами СВА. Их цель - выявить собственными силами резервы для совершенствования деятельности каждого внутреннего аудитора и всей службы в целом;

- внешние оценки, проводимые не реже одного раза в 5 лет. Их осуществляют структуры, которые по отношению к службе внутреннего аудита являются сторонними. В этом качестве обычно выступают авторитетные внешние консультанты или аудиторы. Внешние оценки особенно ценны тем, что позволяют получить "взгляд со стороны" на качество работы внутреннего аудита.

Стоит отметить, что подход к повышению качества внутреннего аудита должен быть комплексным. Только выполнение всех вышеперечисленных мероприятий будет в наибольшей степени способствовать совершенствованию работы СВА.

А.Сонин

Дипломированный внутренний аудитор,

президент Российского института

внутренних аудиторов

Подписано в печать

28.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Оценка залогового имущества ("Консультант", 2004, N 19) >
Статья: Холдинг: оптимальная структура ("Консультант", 2004, N 19)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.