Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Земельный налог отдадут местным властям ("Консультант", 2004, N 19)



"Консультант", N 19, 2004

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ ОТДАДУТ МЕСТНЫМ ВЛАСТЯМ

С 1 января 2005 г. кардинально изменится порядок налогообложения земель. С этой даты должна вступить в силу гл.32 Налогового кодекса РФ, которую Госдума уже одобрила в первом чтении. О том, чего ждать компаниям от нового закона и как он будет действовать, мы выяснили у его разработчика - начальника отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Алексея Сорокина.

- Алексей Валентинович, скажите, с чем связано принятие нового закона?

- Введение новой главы обусловлено рядом факторов, связанных с несовершенством действующего Закона о плате за землю (от 11 октября 1991 г. N 1738-1. - Прим. ред.). Основная проблема в том, что Закон от 1991 г. не учитывает ряда положений первой части Налогового кодекса и недавно введенного Земельного кодекса. Так, будучи местным налогом, он должен вводиться на уровне муниципальных образований. На сегодняшний же день земельный налог установлен на всей территории РФ. Также существуют проблемы с перечнем налоговых льгот, которые установлены на федеральном уровне. Если налог зачисляется в местный бюджет, то и основную часть льгот должны устанавливать местные власти. Есть и многие другие несовершенства. Действующий Закон не соответствует не только налоговому, но и земельному законодательству. Например, Земельный кодекс уже определил категории земель, которые не увязываются с понятиями в Законе о плате за землю.

- Земельный налог по-прежнему остается местным?

- Естественно, он остается местным, поскольку и действующий налог в рамках Закона о плате за землю, как вы знаете, включен в перечень местных налогов. Единственная особенность заключается в том, что на сегодняшний день земельный налог не полностью зачисляется в местный бюджет. Определенная его часть попадает в бюджеты регионов и направляется на финансирование дорожного строительства. Сейчас приняты поправки в Бюджетный кодекс. Там четко прописано, что все местные налоги поступают в местный бюджет. И, соответственно, земельный налог начиная с 2005 г. будет на 100 процентов поступать в местный бюджет.

- Что принципиально изменит гл.32 Налогового кодекса?

- В главе предлагается новый подход к формированию налоговой базы. Сейчас налоговая ставка устанавливается на единицу площади, в зависимости от категории земли. По новому закону за базу будут брать кадастровую стоимость конкретного земельного участка. Налоговую ставку будут устанавливать в процентах, соответственно, от кадастровой стоимости земли. Но при установлении налоговых ставок, естественно, мы предусматриваем дифференцированный подход. В частности, такие категории земель, как сельскохозяйственного назначения, занятые жилым фондом и т.д., будут облагаться по более низкой ставке. Ее предельный уровень не должен превышать 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка. В отношении иных категорий земель предельная ставка будет установлена на уровне 1,5 процента. Однако я хочу отметить, что земельный налог - местный, поэтому 1,5 и 0,3 процента - это предельные ставки, а конкретные будут устанавливать уже сами муниципалитеты исходя из тех потребностей, которые имеются на их территории. Для отдельных категорий налогоплательщиков эта ставка может быть понижена и даже определена как 0 процентов.

- В каких случаях?

- По существу, это налоговые льготы, которые определяются на усмотрение местных властей.

- Какие льготы предусмотрены новым законом?

- Закон предлагает минимальный перечень льгот, предоставляемых на федеральном уровне. По сути, льготы установлены для трех категорий налогоплательщиков. Это учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России, религиозные организации и организации, земли которых заняты объектами мобилизационного назначения. Но, как я сказал, местные власти будут предоставлять дополнительные льготы в виде полного или частичного освобождения налогоплательщика.

- Новый закон значительно сокращает круг тех, кто полностью освобождается от платы за землю. Алексей Валентинович, прокомментируйте, пожалуйста, эти изменения.

- Это общая политика. Подобную ситуацию можно проследить и по главам, которые уже приняты в отношении региональных налогов. Например, по транспортному налогу на сегодняшний день льгот нет, а есть отдельные исключения из объектов налогообложения.

По земельному налогу, кроме льгот, еще предусмотрено положение, исключающее отдельные земли от налогообложения. Это касается тех земель, которые выведены из оборота, то есть либо заняты по линии Минобороны, либо ограничены в обороте, либо не могут продаваться.

- Как законодатели будут определять категорию земель?

- По Земельному кодексу. Есть земли поселения, промышленности, есть земли сельхозназначения и т.п. Все эти категории прописаны в Кодексе.

- Кто будет определять кадастровую стоимость?

- Дело в том, что работа по кадастровой оценке стоимости земель у нас проводится начиная с 1999 г. Первоначально этим занимался Росземкадастр в соответствии с рядом Постановлений Правительства (от 25 августа 1999 г. N 945, от 8 апреля 2000 г. N 316). Затем он был преобразован в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Этими ведомствами был разработан ряд методик оценок по отдельным категориям земель. Предполагается, что кадастровая оценка на территории РФ будет завершена в текущем году. В связи с этим установлены сроки введения гл.32 в действие. Хочу отметить, что глава была уже готова в прошлом году и мы раньше предполагали ввести ее в действие, но не успевали к сроку провести кадастровую оценку всех земель.

- Когда же будет введена в действие новая глава?

- Глава вступит в силу с 1 января 2005 г. В законопроекте, предложенном нами Госдуме, есть переходные положения по введению данной главы в действие. Имеется в виду, что в 2005 г. могут ввести новую главу те муниципальные образования, которые готовы к этому, то есть где полностью завершена оценка земель, прошли все подготовительные землеустроительные работы, выделены границы земельных участков - иными словами, есть полная информация о собственниках и стоимости земельных участков. В данном случае эти муниципалитеты имеют право принять решение о введении нового налога на своей территории.

- Когда смогут ввести новый налог все остальные муниципалитеты?

- На всех остальных территориях, где еще не успели провести землеустроительные работы, будет действовать старый Закон о плате за землю, отмена которого в полном объеме предполагается к 1 января 2006 г. Но есть определенные опасения по поводу введения гл.32 в действие. Если в октябре с. г. Дума рассмотрит проект и он будет одобрен Советом Федерации, то у нас останется ноябрь на то, чтобы те муниципальные образования, которые готовы, ввели эту главу в действие. Дело в том, что ст.5 Налогового кодекса устанавливает ограничения по срокам введения новых налогов. То есть нормативный акт должен быть принят и опубликован за месяц до наступления налогового периода. Таким образом, решение о введении налога на данной территории должно быть принято и опубликовано до декабря текущего года. Если же Дума не успеет рассмотреть законопроект в октябре, есть опасения, что в целом эта глава может быть введена только с 2006 г.

- Алексей Валентинович, а на какой момент будет исчисляться кадастровая стоимость земель?

- Для целей налогообложения - на 1 января налогового периода. То есть на 1 января 2005 г. будет сформирована определенная стоимость земель, которую мы не будем менять в течение года. Что касается новой оценки земельных участков, то есть переоценки, то это уже будет регулироваться не налоговым, а земельным законодательством и нормативными актами Агентства кадастра объектов недвижимости. Предполагается, что будет принят регламент, по которому переоценка будет проходить не чаще, чем один раз в пять лет.

- Как предприятие узнает о кадастровой стоимости участка?

- В гл.32 Налогового кодекса предусмотрена процедура, в соответствии с которой местные власти должны доводить до налогоплательщика сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Сделать это они должны до 1 марта отчетного года. Способ предоставления информации муниципалитеты будут определять самостоятельно. Например, через СМИ.

- А если все-таки власти вовремя не предоставят такую информацию?

- Есть положения части первой Налогового кодекса, которые могут снять ответственность налогоплательщика за несвоевременное предоставление документации, связанной с уплатой налога. Кроме того, организация сама может узнать данные о кадастровой стоимости. Существует процедура получения информации у землеустроительных органов.

- Значит, главбух или финдиректор сами должны заботиться о получении такой информации?

- Да. Но дело в том, что получение информации - платная услуга. Естественно, организации это невыгодно. Поэтому мы обязали местные власти предоставлять информацию о стоимости земель налогоплательщику. Если они вовремя этого не сделают и налоговое ведомство предъявит претензии к фирме, то она может воспользоваться правом своей защиты в суде и доказать, по каким причинам своевременно не предоставила в инспекцию информацию. И компания в этом случае будет права.

- По срокам уплаты налогов для предприятий что-то меняется?

- Сроки уплаты налогов у нас предусмотрены по истечении налогового периода, то есть если на какой-либо территории на 1 января будет определена стоимость земель, то налогоплательщик платит налог в 2006 г. по истечении 2005 г. Для организаций также предусмотрены авансовые платежи по истечении отчетного периода (квартала).

- Алексей Валентинович, а может ли фирма не согласиться с оценкой земель? Если да, то каков будет порядок апелляции?

- Может. Допустим, предприятие решило, что кадастровая стоимость земельного участка является завышенной. Апеллировать в данном случае нужно уже не к налоговому органу, поскольку он только получит информацию о стоимости данного участка от Агентства, а, соответственно, к Агентству. Апелляция будет проходить в суде. При этом компания имеет право привлечь независимых оценщиков. Они могут дать сведения суду о том, что рыночная стоимость земли, по сравнению с кадастровой, значительно ниже, чем было предъявлено фирме.

- Как Вы считаете, увеличатся ли в целом поступления земельного налога в местные бюджеты?

- Мы делали такие прогнозы на 2005 г. при условии, что все муниципалитеты перейдут на новый налог. При этом мы брали максимальную ставку нового налога и минимальный перечень льгот. У нас получилось увеличение примерно на 10 млрд руб. То есть по сравнению с 50 млрд в местные бюджеты может поступить 63 - 64 млрд руб. Но это, опять же, при условии, что новый налог распространится на все территории. А так, я думаю, увеличение составит примерно 6 - 7 млрд руб.

- Алексей Валентинович, в заключение хотелось бы узнать ваше личное мнение о налоге, как Вы его оцениваете?

- Концепция наиболее правильная, потому что она учитывает основной фактор - это стоимость. Практика сегодняшнего законодательства показывает, что та оценка, которая была произведена еще в 1991 г. и которая из года в год индексируется, не показывает реальной стоимости земельного участка. Та же индексация идет по всей категории земель без дифференциации. Поэтому в настоящее время предприятия, находящиеся в центре и на окраинах, находятся в одних и тех же налоговых условиях. На современном уровне развития общества требуется переход к справедливым принципам взимания налогов, основанным на рыночных подходах к массовой оценке объектов недвижимого имущества, к которым в том числе относятся и земельные участки. Мы считаем, что оценочный показатель - очень мощный рычаг в лице местных администраций. В первую очередь он связан с тем, что создает возможность маневрировать, допустим, вытеснять из городской черты промышленные предприятия, тем самым улучшая экологию, создавать на их месте, например, санаторно-курортные комплексы. Или, наоборот, снижая ставку налога или предоставляя льготы, влиять на инвестиционную привлекательность муниципалитета.

Беседовала

Н.Ростова

Эксперт "Консультанта"

Подписано в печать

28.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Наследие МНС ("Консультант", 2004, N 19) >
Интервью: Цена земли ("Консультант", 2004, N 19)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.