Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Суд закручивает гайки в ККТ ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 36)



"Учет.Налоги.Право", N 36, 2004

СУД ЗАКРУЧИВАЕТ ГАЙКИ В ККТ

Высший Арбитражный Суд кардинальным образом поменял практику взыскания штрафов за неприменение ККТ в случаях, когда продавец не выбивает покупателю чек. Теперь отвечать за это будет не только нерадивый работник, но и сама организация розничной торговли.

За чеками не уследишь

Еще недавно суды провозглашали: если продавец не выбил чек, это еще не значит, что организация-работодатель в этом виновата. Неприменение ККТ, за которое установлен штраф по ст.14.5 КоАП РФ, может выражаться в разных формах: отсутствии аппарата, использовании неисправной или незарегистрированной ККМ, фактическом неиспользовании машины и т.д. В первых двух случаях претензии к работодателю обоснованны - за обеспечение магазина ККТ отвечает он. Но вот если аппарат установлен и находится в исправности, а продавец не выбил чек?

Судебная практика склонялась к тому, что в этом случае организацию нельзя оштрафовать. Ведь юридическое лицо признается виновным тогда, когда у него имелась возможность для соблюдения требований закона, однако не были приняты все зависящие от него меры (ст.2.1 КоАП РФ). При этом суды считали достаточными такие меры: машина приобретена и зарегистрирована в налоговой инспекции, обеспечено сервисное обслуживание, установлены средства визуального контроля, с продавцом проведен инструктаж и он ознакомлен с должностной инструкцией под роспись. И установив подобные обстоятельства, суды не раз отменяли решения инспекций о привлечении к ответственности (Постановления федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского округа от 15.03.2004 по делу N Ф04/1339-267/А03-2004, Дальневосточного округа от 24.03.2004 по делу N Ф03-А59/ 04-2/412, Московского округа от 29.10.2003 по делу N КА-А41/ 8605-03). Справедливости ради нужно отметить, что были и противоположные решения (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.06.2004 по делу N А21-12425/03-С1).

Выбирайте продавца

И вот Президиум ВАС РФ поставил точку в подобных спорах, в один день приняв сразу два схожих Постановления <*> по такому вопросу. И позиция высокого суда оказалась не в пользу налогоплательщика.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Постановления Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 N 5960/04 и N 6902/04. Оба документа опубликованы в приложении "Официальные документы" N 36, 2004.

Торговая организация, указал ВАС РФ, обязана обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Этим Законом обязанность применять ККТ возложена именно на юридических лиц. И тот факт, что наемный работник не исполняет свои трудовые обязанности, не освобождает юридическое лицо от ответственности. Это говорит лишь о том, что организация не обеспечила необходимых условий для выполнения Закона, а значит, виновата.

Дайте срок

Такое разъяснение Президиум ВАС РФ дал в обоих документах. Правда, в одном из этих случаев организации все-таки удалось избежать штрафа. Однако не по причине своей невиновности, а в связи с нарушением инспекцией порядка наложения административного взыскания.

Так, на следующий день после выявления нарушения руководитель и продавец были приглашены в налоговую для рассмотрения акта. И в тот же день был составлен протокол, а также вынесено постановление о наложении штрафа. Выяснив это, суд указал следующее.

Каждое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, пользоваться помощью защитника и другими процессуальными правами (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ). В данном же случае организация не была извещена о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела (ее известили лишь о рассмотрении акта). И следовательно, не могла воспользоваться предоставленными ей гарантиями защиты. Поэтому взыскание применено незаконно. Так что, прежде чем платить штраф, надо обратить внимание и на процедурные моменты.

Т.В.Старостина

Эксперт "УНП"

Подписано в печать

27.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Пломбы бывают разные ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 36) >
Статья: Возврат подотчетных сумм ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 36)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.