|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к документам от 24.09.2004> ("Современный бухучет", 2004, N 10)
"Современный бухучет", N 10, 2004
Упрощенная система налогообложения
Письмо Минфина России от 06.05.2004 N 04-02-05/1/37
В соответствии с пп.1 п.1 ст.346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение основных средств. При этом п.2 данной статьи установлено, что расходы, указанные в п.1, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ. То есть при применении упрощенной системы налогообложения расходами признаются только обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Минфин России отмечает, что условием отнесения стоимости вводимых в эксплуатацию основных средств к расходам налогоплательщика в целях исчисления единого налога при применении упрощенной системы налогообложения является их приобретение. Однако поскольку при получении основных средств в порядке правопреемства в результате присоединения другой организации организация не несет никаких затрат, стоимость этих основных средств, по мнению Минфина России, не может быть отнесена на расходы налогоплательщика.
Письмо МНС России от 06.05.2004 N 22-1-14/818 "Об упрощенной системе налогообложения"
Разъяснено, что в отношении единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, нормы международных соглашений об избежании двойного налогообложения не применяются. Дело в том, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает устранение двойного налогообложения только в отношении налога на прибыль, установленного гл.25 НК РФ. Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ специальной статьи по устранению двойного налогообложения не содержит.
Письмо Минфина России от 09.07.2004 N 03-03-05/1/70
Письмо посвящено проблеме учета для целей исчисления единого налога расходов на уплату сбора за загрязнение окружающей среды. Такой сбор взимается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Утвержденный этим Постановлением Порядок предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: - выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; - сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; - размещение отходов; - другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). Указанные виды платы не входят в систему налогов и сборов Российской Федерации, поскольку не поименованы в перечне налогов и сборов, установленном ст.ст.13 - 15 НК РФ, т.е. являются неналоговыми платежами (к аналогичному выводу пришел Конституционный Суд РФ в Определении от 10.12.2002 N 284-О). В связи с изложенным в Письме отмечается, что плата за загрязнение окружающей среды не может быть отнесена к расходам, уменьшающим доходы, по пп.22 п.1 ст.346.16 НК РФ как расходы в виде сумм налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако Минфин России обращает внимание на то, что согласно пп.5 п.1 и п.2 ст.346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения по единому налогу учитываются материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль ст.254 НК РФ. А согласно пп.7 п.1 ст.254 НК РФ к материальным расходам относятся в том числе платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду. Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и определяющие налоговую базу как разницу между доходами и расходами, учитывают платежи за предельно допустимые выбросы в составе материальных расходов. В соответствии с п.6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. То есть, если налогоплательщик не имеет разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, плата за загрязнение окружающей среды не может быть учтена в составе расходов при определении налоговой базы по единому налогу.
Письмо Минфина России от 15.07.2004 N 03-03-05/2/50
В соответствии с п.6 ст.346.18 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог, исчисляемый как 1% от суммы доходов, если сумма этого налога больше величины налога, исчисляемого в общеустановленном порядке (по ставке 15% от суммы доходов, уменьшенной на величину расходов). Поскольку в соответствии со ст.48 Бюджетного кодекса РФ доходы от уплаты единого и минимального налогов при применении упрощенной системы налогообложения распределяются органами федерального казначейства по различным уровням бюджетной системы Российской Федерации и различным нормативам отчислений, возникает вопрос о правомерности зачета квартальных авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога. Минфин России в рассматриваемом Письме разъяснил, что минимальный налог является не дополнительным налогом помимо единого налога, а, по существу, лишь формой единого налога. Этот элемент в гл.26.2 НК РФ был введен в связи с необходимостью обеспечения минимальных гарантий для работающих граждан по их пенсионному, социальному и медицинскому обеспечению. Статьей 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщиков по этому или иным налогам, погашения недоимки, либо возврату налогоплательщику. При этом зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. В связи с изложенным согласно рассматриваемому Письму Минфина России в случае возникновения у налогоплательщиков обязанности по уплате минимального налога по итогам налогового периода суммы ранее уплаченных ими за истекшие отчетное периоды квартальных авансовых платежей единого налога подлежат: возврату этим налогоплательщикам либо зачету в счет предстоящих им авансовых платежей по единому налогу за следующие отчетные периоды или по согласованию с территориальными органами федерального казначейства - зачету в счет предстоящих платежей минимального налога в порядке, предусмотренном ст.78 НК РФ.
Письмо Минфина России от 05.08.2004 N 03-03-02-04/1/2
В журнале "Современный бухучет" N 8 мы рассматривали Письмо Минфина России от 09.06.2004 N 03-02-05/1/52, в котором говорится о том, что организация, в которой в результате смены состава учредителей доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, должна перейти на общий режим налогообложения. И такой переход, по мнению Минфина России, следовало осуществить с начала того налогового периода, в котором произошло это изменение. В Письме от 05.08.2004 N 03-03-02-04/1/2 Минфин России несколько изменил свою позицию и обозначил действия налогоплательщиков при нарушении условий применения упрощенной системы налогообложения более четко. Согласно указанному Письму, если налогоплательщики при переходе на упрощенную систему налогообложения соответствовали условиям, соблюдение которых дает право на ее применение (п.3 ст.346.12 НК РФ), но в течение отчетного (налогового) периода их нарушили, они обязаны перейти на общий режим налогообложения в том квартале, в котором перестали соответствовать указанным условиям, несмотря на то что п.4 ст.346.13 НК РФ этого не предусматривает.
Письмо Минфина России от 09.06.2004 N 03-02-05/3/49
В Письме рассмотрен вопрос применения упрощенной системы налогообложения организациями, имеющими обособленные подразделения. В соответствии с пп.1 п.3 ст.346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и представительства. При применении этой нормы НК РФ следует иметь в виду, что речь идет именно о филиалах и представительствах в том смысле, в котором они определены в ГК РФ, а не обо всех обособленных подразделениях, признаваемых таковыми в соответствии со ст.11 НК РФ. Напомним, что согласно ст.55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, филиалом - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом, действуют на основании утвержденных им положений и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места. Таким образом, право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций. Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.
Письмо Минфина России от 22.06.2004 N 03-02-05/2/40
В соответствии с пп.12 п.1 ст.346.16 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе учесть для целей налогообложения расходы на содержание служебного автотранспорта. Состав таких расходов НК РФ не определен. В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что при отнесении тех или иных расходов к расходам на содержание служебного автотранспорта налогоплательщик должен учитывать следующие условия: - транспортное средство должно использоваться организацией для извлечения прибыли; - расходы должны быть обоснованными (под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме); - расходы должны быть документально подтвержденными (под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации). По мнению Минфина России, расходами на содержание служебного автотранспорта, в частности, могут быть признаны расходы на приобретение горюче-смазочных материалов в пределах норм, определенных в технической документации к транспортному средству, и расходы по оплате услуг автостоянки, в случае если с предприятием, содержащим автостоянку, заключен договор на оказание услуг.
Письма Минфина России от 09.06.2004 N 03-02-05/2/31 и от 05.07.2004 N 03-03-05/2/43
В Письмах рассматривается порядок учета для целей налогообложения стоимости векселя, полученного в счет последующей оплаты товара. Минфин России разъяснил, что сумма векселя включается в налоговую базу лишь один раз, а конкретно - при его получении. При этом Минфин России ссылается на ст.ст.249, 250 и 251 НК РФ, которые согласно ст.346.15 НК РФ следует учитывать при определении объекта налогообложения по единому налогу: - в соответствии с п.2 ст.249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), выраженные в денежной и (или) натуральной форме; - согласно пп.10 п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований; - на основании п.6 ст.250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде процентов, полученных по ценным бумагам и другим долговым обязательствам. На основании изложенного Минфином России сделан следующий вывод: ввиду того что вексель по своей сути является письменным долговым обязательством, при погашении веселя организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, налоговую базу увеличит только на сумму процентов, полученных по нему. По нашему мнению, более обоснованной выглядит точка зрения по этому вопросу МНС России. Управление МНС России по г. Москве в Письме от 16.01.2004 N 21-14/02785 "О разъяснении отдельных положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации" на основании Письма МНС России от 19.12.2003 N 22-2-14/2547 разъяснило следующее. По своей природе вексель является лишь долговым обязательством, удостоверяющим обязательства сторон (заимодавца и заемщика), возникающие по договору займа. Поэтому вексель не может отождествляться ни с денежными средствами, ни с какой-либо иной формой эквивалента, используемого в товарном обращении, а это, в свою очередь, означает, что замена стороны (векселедержателя) по вексельному обязательству не изменяет содержания первоначального обязательства векселедателя. В этой связи передача налогоплательщику покупателем (заказчиком) векселя (права требования исполнения обязательства по договору займа) в качестве оплаты по сделке не может быть признана фактом получения таким налогоплательщиком доходов, подлежащих в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах обязательному отнесению к объекту налогообложения. Исходя из этого, по нашему мнению, на дату передачи права требования исполнения обязательства по векселю у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, не возникает фактических доходов ни в денежной, ни в натуральной форме. Согласно Письму Управления МНС России по г. Москве датой получения дохода для такого налогоплательщика является день исполнения заемщиком (векселедателем) обязательства займа по предъявленному ему налогоплательщиком векселю либо день получения денежных средств от реализации векселя третьему лицу.
Письмо Минфина России от 11.06.2004 N 03-02-05/2/36
В Письме разъясняется порядок учета для целей налогообложения расходов гостиниц на оплату санитарно-гигиенических работ. Согласно Письму, поскольку санитарно-гигиенические услуги, оказываемые гостинице сторонней организацией, непосредственно связаны с оказанием гостиничных услуг, они могут рассматриваться как услуги производственного характера и соответственно учитываться при применении упрощенной системы налогообложения в составе материальных расходов. Напомним, что в соответствии с пп.5 п.1 и п.2 ст.346.16 НК РФ материальные расходы учитываются при определении налоговой базы по единому налогу применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст.254 НК РФ. А согласно пп.6 п.1 ст.254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями. К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы. Кроме того, в состав материальных расходов на основании пп.5 п.1 ст.254 НК РФ включаются затраты на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии. Соответственно организации, осуществляющие оказание гостиничных услуг, вправе учесть для целей налогообложения и расходы по оплате газа и воды в порядке, предусмотренном ст.254 НК РФ.
Единый налог на вмененный доход
Федеральный закон от 20.07.2004 N 65-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Вступил в силу с 1 октября 20О4 г. Данным Законом в перечень видов деятельности, подпадающих под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установленный ст.346.26 НК РФ, включена деятельность по оказанию услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках. Определено, что платные стоянки - это площади (в том числе открытые и закрытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств. Физическим показателем для этого вида деятельности является площадь стоянки (в квадратных метрах), базовая доходность составляет 50 руб. в месяц.
Федеральный закон от 20.07.2004 N 66-ФЗ "О внесении изменений в статьи 346.27 и 346.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Действие Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 г. Согласно пп.6 п.2 ст.346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств. Законом N 66-ФЗ в ст.346.27 НК РФ включено следующее определение транспортных средств: "транспортные средства - автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски". Физическим показателем для этого вида деятельности является количество транспортных средств (ранее - автомобилей), используемых для перевозок пассажиров и грузов.
Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах"
Вступает в силу с 1 января 20О5 г., за исключением отдельных положений. Этим Законом с 1 января 2005 г. в перечень видов деятельности, подпадающих под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (п.2 ст.346.26 НК РФ), включена деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы. Установлено, что распространение и (или) размещение наружной рекламы - это деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие (ст.346.27 НК РФ). Физическим показателем для этого вида деятельности являются: - для распространения и (или) размещения печатной и (или) полиграфической наружной рекламы - площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы (в квадратных метрах); - для распространения и (или) размещения посредством световых и электронных табло наружной рекламы - площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы (в квадратных метрах). При этом под площадью информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы понимают площадь нанесенного изображения; под площадью информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы - площадь светоизлучающей поверхности (ст.346.27 НК РФ). С нового года увеличивается величина базовой доходности по всем видам деятельности:
————————————————————————T————————————————————————T——————————————————¬ | Виды | Физические показатели |Базовая доходность| | предпринимательской | | в месяц (рублей) | | деятельности | +————————T—————————+ | | | до | с | | | |1 января| 1 января| | | | 2005 г.| 2005 г. | +———————————————————————+————————————————————————+————————+—————————+ |Оказание бытовых услуг |Количество работников, | 5 000 | 7 500 | | |включая индивидуального | | | | |предпринимателя | | | +———————————————————————+————————————————————————+————————+—————————+ |Оказание ветеринарных |Количество работников, | 5 000 | 7 500 | |услуг |включая индивидуального | | | | |предпринимателя | | | +———————————————————————+————————————————————————+————————+—————————+ |Оказание услуг по |Количество работников, | 8 000 | 12 000 | |ремонту, техническому |включая индивидуального | | | |обслуживанию и мойке |предпринимателя | | | |автотранспортных | | | | |средств | | | | +———————————————————————+————————————————————————+————————+—————————+ |Оказание услуг по |Площадь стоянки (в | 50 | 50 | |хранению |квадратных метрах) | | | |автотранспортных | | | | |средств на платных | | | | |стоянках | | | | +———————————————————————+————————————————————————+————————+—————————+ |Розничная торговля, |Площадь торгового зала | 1 200 | 1 800 | |осуществляемая через |(в квадратных метрах) | | | |объекты стационарной | | | | |торговой сети, имеющие | | | | |торговые залы | | | | +———————————————————————+————————————————————————+————————+—————————+ |Розничная торговля, |Торговое место | 6 000 | 9 000 | |осуществляемая через | | | | |объекты стационарной | | | | |торговой сети, не | | | | |имеющие торговых залов,| | | | |и розничная торговля, | | | | |осуществляемая через | | | | |объекты нестационарной | | | | |торговой сети | | | | +———————————————————————+————————————————————————+————————+—————————+ |Общественное питание |Площадь зала | 700 | 1 000 | | |обслуживания посетителей| | | | |(в квадратных метрах) | | | +———————————————————————+————————————————————————+————————+—————————+ |Оказание |Количество транспортных | 4 000 | 6 000 | |автотранспортных услуг |средств, используемых | | | | |для перевозки пассажиров| | | | |и грузов | | | +———————————————————————+————————————————————————+————————+—————————+ |Разносная (развозная) |Количество работников, | 3 000 | 4 500 | |торговля (за |включая индивидуального | | | |исключением торговли |предпринимателя | | | |подакцизными товарами, | | | | |лекарственными | | | | |препаратами, изделиями | | | | |из драгоценных камней, | | | | |оружием и патронами к | | | | |нему, меховыми | | | | |изделиями и технически | | | | |сложными товарами | | | | |бытового назначения) | | | | +———————————————————————+————————————————————————+————————+—————————+ |Распространение и (или)|Площадь информационного | — | 3 000 | |размещение печатной и |поля печатной и (или) | | | |(или) полиграфической |полиграфической наружной| | | |наружной рекламы |рекламы (в квадратных | | | | |метрах) | | | +———————————————————————+————————————————————————+————————+—————————+ |Распространение и (или)|Площадь информационного | — | 4 000 | |размещение посредством |поля световых и | | | |световых и электронных |электронных табло | | | |табло наружной рекламы |наружной рекламы (в | | | | |квадратных метрах) | | | L———————————————————————+————————————————————————+————————+—————————— Изменен интервал значений корректирующего коэффициента К2, определяемого субъектами Российской Федерации. В настоящее время он составляет от 0,01 до 1 включительно, с 1 января 2005 г. - от 0,005 до 1 включительно. С 1 января 2006 г. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход будет вводиться не законами субъектов Российской Федерации, а нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Письмо Минфина России от 23.06.2004 N 03-05-12/58
В Письме разъяснен порядок применения специальных налоговых режимов организациями, торгующими автомобилями и одновременно оказывающими услуги по их ремонту. Деятельность по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств входит в перечень видов деятельности, установленный п.2 ст.346.26 НК РФ, в отношении которых субъекты Российской Федерации могут вводить систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Поэтому, если законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится организация, оказывающая услуги по ремонту машин, в отношении деятельности по ремонту машин введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, такая организация в обязательном порядке переводится на уплату единого налога на вмененный доход по этой деятельности. При этом Минфин России обращает внимание на то, что перевод на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по данному виду деятельности не ставится в зависимость от того, кому оказываются услуги (юридическим или физическим лицам) и в какой форме происходит расчет за оказываемые услуги (безналичный или наличный). Деятельность организации по торговле автомобилями не подпадает под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Напомним, что согласно пп.4 п.2 ст.346.26 и ст.346.27 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход распространяется на розничную торговлю - торговлю товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. При этом ст.346.27 НК РФ установлено, что к данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в пп.6 - 10 п.1 ст.181 НК РФ. Согласно пп.6 п.1 ст.181 НК РФ легковые автомобили независимо от их мощности признаются подакцизными товарами, поэтому деятельность, связанная с их розничной продажей, не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Организация, торгующая автомобилями, должна применять по этому виду деятельности общий режим налогообложения либо вправе перейти на упрощенную систему налогообложения при соблюдении условий, установленных в ст.346.12 НК РФ. Отметим, что прямого запрета на применение упрощенной системы налогообложения организациями, торгующими подакцизными товарами, гл.26.2 НК РФ не содержит (запрет распространяется только на производителей подакцизных товаров).
Письмо Минфина России от 11.06.2004 N 03-05-12/51
В Письме разъясняется порядок определения плательщика единого налога на вмененный доход при реализации товаров в розницу через посредника по агентскому договору. Минфин России отмечает, что на основании гл.26.3 НК РФ обстоятельством, с которым НК РФ связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате единого налога на вмененный налог, является осуществление организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности в сфере розничной торговли через принадлежащий ему на определенных правах (собственность, аренда и т.п.) объект стационарной или нестационарной торговой сети и получение дохода от данного вида предпринимательской деятельности. При этом, по мнению Минфина России, определяющим при решении вопроса об отнесении к предпринимательской деятельности по розничной торговле (в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход) сделок по продаже товаров в розницу, совершаемых посредниками, будет являться условие посреднического договора, определяющее сторону сделки, от имени которой будут совершаться юридические и иные действия. Согласно п.1 ст.1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. При этом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки; по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Таким образом, агент (посредник), реализующий товары принципала в розницу, будет являться плательщиком единого налога на вмененный доход только при одновременном выполнении двух условий: 1) согласно условиям агентского договора агент совершает сделки от своего имени и за счет принципала; 2) агент совершает сделки через принадлежащий ему на определенных правах (собственность, аренда и т.д.) объект организации торговли. В этом случае доходы принципала подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (или с применением упрощенной системы налогообложения). Соответственно принципал будет являться плательщиком единого налога на вмененный доход в случае, если агент действует от имени и за счет принципала через объекты организации торговли, принадлежащие принципалу. Налогообложение доходов агента в этом случае должно производиться в общеустановленном порядке (или с применением упрощенной системы налогообложения). Никто из сторон посреднического договора не будет подпадать под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в случаях, когда: - агент действует от имени и за счет принципала через принадлежащий агенту (используемый агентом) на правовых основаниях объект организации торговли; - агент действует от своего имени и за счет принципала через принадлежащий принципалу (используемый принципалом) на правовых основаниях объект организации торговли.
Письмо Минфина России от 09.08.2004 N 03-06-05-04/07
В Письме разъяснен порядок исчисления единого налога на вмененный доход при прекращении деятельности в течение налогового периода. Напомним, что в соответствии со ст.346.30 НК РФ налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал. В Письме отмечается, что поскольку организация осуществляла деятельность в рассматриваемом налоговом периоде, она является плательщиком единого на налога на вмененный доход за этот период. При этом исчисление суммы единого налога должно производиться только за те месяцы налогового периода, в которых осуществлялась соответствующая деятельность. Месяц, в котором организация прекратила свою деятельность, принимается за полный месяц. То есть если организация прекратила свою деятельность в августе 2004 г., она является плательщиком единого налога на вмененный доход за III квартал 2004 г. Сумма налога должна быть исчислена исходя из двух месяцев - июля и августа.
Письмо Минфина России от 25.06.2004 N 03-05-13/11
В Письме рассматривается ситуация, при которой организация, подавшая заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, открывает розничные торговые точки для реализации собственной сельскохозяйственной и сопутствующей продукции. Возникает вопрос: должна ли такая организация перейти на единый налог на вмененный доход в отношении розничной торговли? И можно ли одновременно уплачивать единый сельскохозяйственный налог в отношении производства сельскохозяйственной продукции? Прежде всего отметим, что, так же как и упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей распространяется не на какой-либо конкретный вид деятельности, а на организацию в целом. Однако в отличие от упрощенной системы налогообложения единый сельскохозяйственный налог не может быть применен наряду с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход: согласно пп.2 п.3 ст.346.2 НК РФ не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл.26.3 НК РФ. Следует учитывать, что для целей применения гл.26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет и с использованием платежных карт. При этом необходимо иметь в виду, что предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли связана с предоставлением услуг и работами по продаже (перепродаже без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров, приобретенных продавцом для дальнейшей реализации в целях осуществления своей деятельности. А реализация продукции собственного производства через розничную сеть является одним из способов извлечения доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции. Таким образом, если организация, подавшая заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, через принадлежащие ей торговые точки реализует продукцию собственного производства и продукцию, приобретенную для перепродажи, она должна перейти на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении розничной торговли покупными товарами и на общий режим налогообложения в отношении производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Если же через розничные торговые точки реализуется только продукция собственного производства и эти торговые точки не указаны в учредительных документах в качестве филиалов и представительств (см. пп.3 п.3 ст.346.2 НК РФ), то организация вправе применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Письмо Минфина России от 18.08.2004 N 03-06-05-04/05
Рассматривается вопрос уплаты налога на имущество организаций по имуществу, используемому как в деятельности, переведенной на специальные налоговые режимы, так и в деятельности, учитываемой в общеустановленной системе налогообложения. Как известно, организации - плательщики единого налога на вмененный доход не уплачивают налог на имущество организаций в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. То есть, если организация наряду с деятельностью, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, осуществляет иные виды деятельности, по которым применяется общий режим налогообложения, в отношении этих видов деятельности налог на имущество должен уплачиваться. Для целей исчисления налога на имущество такие организации на основании п.7 ст.346.26 НК РФ обязаны обеспечить раздельный учет имущества. В части имущества, полностью используемого в предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, налог на имущество организаций не уплачивается. Минфин России разъясняет, что если имущество организации используется в сферах деятельности, как переведенных, так и не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, и по данному имуществу невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет, то стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения по налогу на имущество, следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации, т.е. аналогично порядку, ранее установленному Инструкцией Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий". При этом подчеркивается, что при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) принимается показатель "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)", формируемый в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отражаемый в отчете о прибылях и убытках (форма N 2).
Н.Ю.Иришина Консультант журнала "Современный бухучет" Подписано в печать 24.09.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |