Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ремонт задаром, услуги - платные ("ЭЖ-Юрист", 2004, N 38)



"ЭЖ-Юрист", N 38, 2004

РЕМОНТ ЗАДАРОМ, УСЛУГИ - ПЛАТНЫЕ

Пробелы НК РФ приводят к различным толкованиям его норм. На практике возник вопрос: подпадает ли деятельность сервисного центра под действие пп.13 п.2 ст.149 НК РФ? У правоприменителей, в том числе государственных органов, различный взгляд на эту проблему.

По смыслу пп.13 п.2 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.

Сразу очевиден недостаток нормы: речь идет об "услуге", включая стоимость запчастей и деталей. Однако услуга предполагает отсутствие материального результата, а наличие запчастей подразумевает обратное.

Основными условиями применения данной нормы является отсутствие "дополнительной платы" за оказание услуг, включая стоимость запчастей и деталей, и оказание услуг в течение гарантийного срока.

Для правильного применения указанной статьи необходимо ответить на ряд вопросов.

По отношению к чему указанная плата является "дополнительной" или что является "основной" платой?

Порядок применения, исчисления гарантийного срока, а также взаимоотношения сторон в указанный период регулируются ст.ст.470 - 471, 475 - 477 ГК РФ, Законом "О защите прав потребителей" (ст.ст.5, 6, 18 - 20). Налоговое законодательство не регулирует такие правоотношения. Таким образом, правоотношения сторон, связанные с гарантийным сроком, вытекают из договора купли-продажи.

Согласно ст.454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Из пп.13 п.2 ст.149 НК РФ следует, что уплата покупателем цены товара продавцу является "основной" платой. Любая иная плата, взимаемая с покупателей, будет являться "дополнительной" по отношению к цене товара. Дополнительная плата в отношениях по гарантии качества может иметь место, если недостаток товара возник по вине покупателя, на это пп.13 п.2 ст.149 НК не распространяется.

Покупатель в течение гарантийного срока вправе предъявить свои требования продавцу товара. Покупатель, являющийся потребителем, - продавцу, изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним.

При этом для применения пп.13 п.2 ст.149 НК РФ продавцу неважно, сам он выполнит ремонт или передаст обязанности на исполнение третьему лицу.

В силу п.1 ст.313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо. В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.

Изготовитель или крупный поставщик (дилер) товара заключает с другим лицом - сервисным центром договор, по которому сервисный центр обязан без взимания платы с покупателей выполнять гарантийный ремонт товаров, продаваемых изготовителем (дилером), а последний обязан оплачивать оказанные услуги по утвержденным расценкам. Непосредственный получатель услуг - покупатель товара, являющийся третьим лицом с правом требовать от сервисного центра исполнения обязанностей по гарантийному ремонту.

Как видим, договор между сервисным центром и изготовителем или дилером - договор в пользу третьего лица (ст.430 ГК РФ), по которому услуга оказывается изготовителю (дилеру), но ее получателем является покупатель.

Каковы условия для оказания услуги?

Исходя из вышеизложенного, а также из смысла пп.13 п.2 ст.149 НК РФ можно сделать вывод, что услуга по гарантийному ремонту без взимания "дополнительной платы" оказывается изготовителю (дилеру).

Для реального оказания услуги договор купли-продажи включает в себя условия о наличии сервисного центра, который будет выполнять гарантийный ремонт. Покупатель, обращаясь в сервисный центр, руководствуется договором купли-продажи. Сервисный центр выполняет гарантийный ремонт, руководствуясь договором с изготовителем (дилером), выполняя без дополнительной платы гарантийный ремонт, удовлетворяет требования покупателей, основанные на договоре купли-продажи.

Сервисному центру важно, чтобы товар был предметом купли-продажи, чтобы гарантия на товар была установлена и к моменту обращения покупателя - действительна. В противном случае у сервисного центра не возникнут обязательства перед изготовителем (дилером) по выполнению гарантийного ремонта, а у изготовителя (дилера) - обязательства по возмещению его стоимости. Договор между изготовителем (дилером) и сервисным центром не имеет смысла при отсутствии договора купли-продажи. При этом сервисный центр не является стороной договора купли-продажи.

В чем состоит значение гарантийного срока?

Из содержания пп.13 п.2 ст.149 НК РФ значение гарантийного срока является связующим звеном между обязательствами сторон по договору между сервисным центром и изготовителем (дилером) и обязательствами сторон по договору купли-продажи.

Необходимо подчеркнуть, что между сервисным центром и покупателем договор об оказании услуг не заключается.

Применительно к сервисному центру пп.13 п.2 ст.149 НК РФ можно истолковать следующим образом: не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг, оказываемых сервисным центром изготовителю (дилеру) без взимания с покупателей дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.

Следовательно, деятельность сервисного центра подпадает под действие пп.13 п.2 ст.149 НК РФ.

Дилемма

ЗАО "Интерком-аудит" и "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" считают по-другому: сервисный центр оказывает изготовителю возмездную услугу, значит, на него льгота не распространяется. Однако НК РФ говорит о том, что не должно быть дополнительной платы, а не о том, что услуга безвозмездная.

В соответствии с п.6.8 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447) не включаются в налоговую базу средства, полученные от организаций-изготовителей (в том числе нерезидентов) для ремонта и технического обслуживания технически сложных товаров в период гарантийного срока их эксплуатации.

Согласно Письму Департамента налоговой политики Минфина России (орган уполномочен разъяснять применение НК РФ с 01.08.2004) от 22.03.2004 N 04-03-11/44 "О применении НДС при осуществлении гарантийного ремонта" суммы НДС, уплаченные сторонним организациям в отношении услуг по гарантийному ремонту, на основании нормы пп.1 п.2 ст.170 НК РФ вычету у организации - заказчика услуг не подлежат. Такое разъяснение Минфина косвенно означает, что стоимость услуг по гарантийному ремонту, выполняемому сервисным центром, является объектом обложения НДС. Только где аргументы?

Г.Щербин

Юрист

Подписано в печать

23.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Подлежит ли налогообложению при исчислении налога на доходы физических лиц сумма оплаты стоимости проезда до пункта пропуска через Государственную границу в случае проведения работником, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера, отпуска за границей Российской Федерации? ("Интернет-сайт МНС России", 2004) >
Вопрос: В результате произведенных НИОКР организацией создан нематериальный актив. Каким образом отразить в налоговом учете расходы, связанные с его созданием? ("Московский налоговый курьер", 2004, N 24)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.