Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Приказу Минфина России от 27.08.2004 N 72н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 18)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 18, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ПРИКАЗУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 27.08.2004 N 72Н

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ

БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИ СОСТАВЛЕНИИ И ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ,

НАЧИНАЯ С БЮДЖЕТОВ НА 2005 ГОД">

С 1 января 2005 г. при перечислении налогов в платежных поручениях надо будет указывать новые коды бюджетной классификации (КБК). Опубликованным Приказом Минфин не только увеличил "длину" кодов, но и полностью изменил их структуру. С нововведениями следует ознакомиться всем, кто имеет дело с безналичными платежами в бюджет. Перепутав код, налогоплательщик легко может "налететь" на пени, а то и на штраф. Ведь налоговые инспекции очень часто приравнивают технические ошибки к неуплате налога.

Для чего нужен КБК...

Напомним, что бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней. А КБК - это цифровое обозначение той или иной группы доходов и расходов.

Указывать КБК в платежных документах нужно для того, чтобы финансисты правильно распределяли деньги между бюджетами. Еще в 2002 г. Минфин России предписывал казначействам зачислять поступающие бюджетные доходы по тем кодам, которые указал плательщик (Письмо от 26.08.2002 N 03-07-28/63). То есть позиция у чиновников совершенно определенная - самостоятельно разбираться, куда направлять поступивший налог, они не будут. Этим должны заниматься бухгалтеры. Поэтому ошибка в КБК и рассматривается как неуплата налога со всеми вытекающими последствиями.

А последствия могут быть разными. Если налог с неправильным КБК все-таки попадет по адресу нужного бюджета, то большой беды не будет. Например, если, перечисляя акциз, бухгалтер укажет в платежке код налога на добавленную стоимость, то деньги все равно попадут в федеральный бюджет. В такой ситуации в налоговую инспекцию надо написать заявление о зачете одного налога в счет другого, и инспектор исправит начисления в лицевой карточке. Правда, только в том случае, если у предприятия нет задолженности по тому налогу, код которого указан ошибочно. Если же задолженность есть, инспектор сначала погасит ее за счет ошибочно перечисленной суммы и только потом зачтет остаток в счет налога, по которому был перепутан КБК.

Гораздо хуже, если налог поступит не в тот бюджет. Например, вместо федерального - в региональный. Тогда фирме придется раскошелиться и на повторную уплату налога, и на штраф, и на пени. По крайней мере на этом настаивают налоговики. Разумеется, их точку зрения можно попытаться опротестовать в суде - таких споров было немало. Однако обнадеживать бухгалтеров стопроцентным положительным исходом мы не беремся. Единого мнения о роли КБК в исполнении обязанности по уплате налога судьи пока не выработали.

Например, ФАС Волго-Вятского округа указал, что обязанность по уплате налога считается выполненной независимо от того, какой код указан в платежке (Постановление от 08.09.2003 N А29-1435/2003А). А ФАС Восточно-Сибирского округа пришел к выводу, что указывать КБК при перечислении налога вообще не обязательно (Постановление от 05.11.2002 N А19-5480/02-42-Ф02-3249/02-С1).

Но есть и противоположные решения. В частности, ФАС Северо-Западного округа в Постановлениях от 18.06.2002 N А26-5999/01-02/262 и от 21.01.2003 N А05-9807/02-511/18 признал, что перечисление денег с неверным КБК нужно квалифицировать как неуплату налога.

...и из чего он состоит

Указывать коды бюджетной классификации в расчетных документах бухгалтеров обязывает совместный Приказ МНС России N БГ-3-10/98, ГТК России N 197 и Минфина России N 22н от 03.03.2003. По каждому налогу (сбору) этот документ предписывает оформлять отдельное платежное поручение, а КБК указывать в 104-м поле платежки.

Действующие коды бюджетной классификации - семизначные. С 1 января 2005 г. они будут включать в себя 20 цифр. Структура новых кодов состоит из четырех частей:

     
   ——————————————T——————T—————————T——————T—————————T———————T———————————T—————————————¬
   |Администратор|Группа|Подгруппа|Статья|Подстатья|Элемент| Программа |Экономическая|
   |             |      |         |      |         |       |           |классификация|
   +————T————T———+——————+————T————+———T——+——T——T———+———T———+——T——T——T——+————T———T————+
   |  1 |  2 | 3 |   4  |  5 |  6 | 7 | 8| 9|10| 11| 12| 13|14|15|16|17| 18 | 19| 20 |
   +————+————+———+——————+————+————+———+——+——+——+———+———+———+——+——+——+——+————+———+————+
   |      1      |                    2                    |     3     |      4      |
   L—————————————+—————————————————————————————————————————+———————————+——————————————
   

Код администратора - это первые три цифры КБК (разряды 1 - 3). Они позволяют понять, кто будет распоряжаться полученными средствами - налоговое ведомство, внебюджетные фонды, местные администрации и т.д. Иными словами, это коды органов государственной власти, которые будут контролировать поступление платежей.

Следующие 10 цифр (разряды 4 - 13) представляют собой вторую часть КБК и обозначают вид доходов. Эта часть кода дополнительно делится на: группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент.

Со следующего года групп видов доходов будет всего три:

- 1 00 00000 00 - доходы;

- 2 00 00000 00 - безвозмездные перечисления;

- 3 00 00000 00 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Статьи доходов в этих группах будут отличаться от тех, что применяются сейчас. Произойдет их перегруппировка, и отдельные КБК, которые раньше находились в разных группах, будут в одной. Причем разбивка поступлений на налоговые и неналоговые отменяется. Все они попадут в единую группу кодов - "Доходы".

Код элемента означает тот уровень бюджета, куда поступит платеж:

- федеральный бюджет - 01;

- бюджет субъекта РФ - 02;

- местный бюджет - 03;

- Пенсионный фонд РФ - 06;

- Фонд социального страхования РФ - 07;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 08;

- территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 09.

Третья часть КБК - это коды программ бюджетных доходов (разряды 14 - 17). Они состоят из четырех знаков. Коды программ позволят казначействам организовать раздельный учет доходов, связанных с погашением задолженности по тому или иному налогу. Первый символ кода - признак поступлений. Он может означать не только сумму самого обязательного платежа, но и сумму пеней или штрафа, перечисленных за его несвоевременную уплату. Остальные три символа будут устанавливать власти субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с принятыми нормативными актами о региональных и местных бюджетах на очередной финансовый год.

Наконец, последние три цифры КБК представляют собой четвертую часть кода - экономическую классификацию доходов (разряды 18 - 20 КБК):

- 110 - налоговые доходы;

- 120 - доходы от собственности;

- 130 - доходы от оказания платных услуг;

- 160 - взносы, отчисления на социальные нужды;

- 170 - доходы от операций с активами и т.д.

Полный перечень этих кодов приводится в Постановлении Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".

Рассмотрим, как "построить" КБК по той части налога на прибыль, которую в следующем году предприятия будут направлять в федеральный бюджет.

Налог на прибыль входит в первую группу - "Доходы". Следовательно, в 4-м разряде КБК нужно поставить единицу. В свою очередь группа "Доходы" разбивается на несколько подгрупп. Первая из них называется "налоги на прибыль, доходы". Значит, в разрядах 5 и 6 КБК будут поставлены символы 0 и 1.

Как и сейчас, статья, по которой зачисляется налог на прибыль, в следующем году тоже будет первой. То есть разряды 7 и 8 КБК нужно заполнить символами 0 и 1. Что же касается подстатьи, то ее номер может зависеть и от вида бюджета, в который поступит налог, и от категории плательщика, и от источника доходов. В нашем примере в разрядах подстатьи нужно поставить цифры 0, 1 и 1. Это будет означать, что российская фирма перечисляет в бюджет налог на прибыль от основной деятельности.

Федеральному бюджету присвоен код элемента доходов 01. Эти цифры следует указать в разрядах 12 и 13 КБК. А в разрядах 18 - 20 показывают экономическую классификацию дохода. В нашем случае используется код 110 - налоговые доходы.

Вот как будет выглядеть предварительная модель КБК по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет в 2005 г.:

     
   ——————————————T——————T—————————T——————T—————————T———————T———————————T—————————————¬
   |Администратор|Группа|Подгруппа|Статья|Подстатья|Элемент| Программа |Экономическая|
   |             |      |         |      |         |       |           |классификация|
   +————T————T———+——————+————T————+———T——+——T——T———+———T———+——T——T——T——+————T———T————+
   |  1 |  2 | 3 |   4  |  5 |  6 | 7 | 8| 9|10| 11| 12| 13|14|15|16|17| 18 | 19| 20 |
   +————+————+———+——————+————+————+———+——+——+——+———+———+———+——+——+——+——+————+———+————+
   |      1      |                    2                    |     3     |      4      |
   +————T————T———+——————T————T————T———T——T——T——T———T———T———+——T——T——T——+————T———T————+
   |  0 |  0 | 0 |   1  |  0 |  1 | 0 | 1| 0| 1|  1|  0|  1| 0| 0| 0| 0|  1 |  1|  0 |
   L————+————+———+——————+————+————+———+——+——+——+———+———+———+——+——+——+——+————+———+—————
   

Обратите внимание: первая и третья части КБК пока заполнена нулями. Поэтому мы и назвали образец кода предварительным. На самом деле в разрядах 1 - 3 и 14 - 17 будут стоять другие цифры. Но их определят позже - в инструкции по использованию кодов бюджетной классификации, которую сейчас разрабатывают в отделе анализа и прогнозирования доходов от прямых налогов и прочих платежей Департамента бюджетной политики Минфина России.

Несмотря на то что работа по созданию новой модели КБК еще не завершена, первые выводы сделать уже можно.

Очевидно, что от головной боли, связанной с кодированием налогов, бухгалтеры не избавятся. Наоборот, на первых порах им придется быть вдвойне внимательными. Ведь знаков в КБК стало гораздо больше, и соответственно вероятность ошибиться в их написании увеличилась. А это может означать только одно - споры с чиновниками по поводу КБК в расчетных документах с будущего года не утихнут.

Кроме того, предприятиям придется потратиться на обновление программного обеспечения для печати платежек. Тем более что Центробанк уже предусмотрел новый размер поля 104 (код бюджетной классификации) в платежных поручениях, предназначенных для перечисления налогов. Указанием от 25.08.2004 N 1493-У, которое вступает в силу 1 января 2005 г., длина этого поля увеличена до 20 символов.

Наконец, бухгалтерам опять придется привыкать к новым формам налоговой отчетности. Количество ячеек, отведенных для КБК в первых разделах действующих бланков деклараций, не соответствует новой "длине" кодов. Следовательно, до конца года Минфин должен будет их изменить.

А.Ю.Зуева

Эксперт "НА"

Подписано в печать

17.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Приказу МНС России от 31.08.2004 N САЭ-3-27/483@ "Об утверждении форм по сверке расчетов с бюджетом и информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом и Методических указаний по их заполнению"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 18) >
Статья: <Комментарий к Постановлению Федеральной службы государственной статистики от 27.07.2004 N 34 "Об утверждении статистического инструментария для организации государственного статистического наблюдения на 2005 год"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 18)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.