Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 16.09.2004 N 03-06-05-04/22 <О реализации карточек экспресс-оплаты телефонных услуг>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 18)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 18, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 16.09.2004 N 03-06-05-04/22

<О РЕАЛИЗАЦИИ КАРТОЧЕК ЭКСПРЕСС-ОПЛАТЫ

ТЕЛЕФОННЫХ УСЛУГ>>

Новое Письмо многим организациям покажется сенсационным. В последнее время в нашей стране наблюдается мобильный и интернет-бум. Поэтому в редкой торговой точке нет в продаже карт предварительной оплаты этих услуг. Многие такие магазины применяют "вмененку".

В своем Письме финансисты заявили, что карты предоплаты не являются товаром. И поэтому их продажа под "вмененку" не подпадает. Из этого автоматически следует важный вывод. Даже маленькие киоски должны вести отдельный учет продажи карт по общей или упрощенной системе налогообложения со всеми вытекающими. Попросту говоря, раздельный учет по видам деятельности ощутимо усложнит жизнь небольшой фирмы.

Карта - средство оплаты...

Опираясь на положения гражданского и налогового законодательства, главные финансисты страны приводят свои аргументы. Прежде всего Минфин России напомнил, что для перевода на уплату ЕНВД фирма или предприниматель должны торговать в розницу. При этом площадь торгового зала не может быть больше 150 кв. м (п.2 ст.346.26 НК РФ). Розница представляет собой продажу товаров (услуг) и за наличные, и с принятием к оплате банковских карт (ст.346.27 НК РФ). Ее правовая основа строится на том, что продавец и покупатель заключают между собой договор розничной купли-продажи. А свидетельством этого соглашения выступает кассовый чек (ст.493 ГК РФ).

Затем финансисты ссылаются на Правила оказания услуг телефонной связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 N 1235). В этом документе чиновники указали, что возможные формы оплаты услуг связи компания-оператор и клиент определяют в договоре. И одна из них - пластиковые карточки, которые в п.104 Правил названы "предварительно оплаченными".

Исходя из этого Минфин определяет природу карт телефонной связи и доступа в Интернет. По мнению финансистов, это не самостоятельный товар, а средство оплаты услуг связи. А раз нет товара - нет и розничной торговли. Соответственно, продажу карт Минфин считает отдельным видом деятельности, который под ЕНВД не подпадает.

Этот вывод вызывает много вопросов. Ведь минфиновцы забывают, что сам магазин, где покупатели приобретают карты, никаких услуг связи не оказывает. Поскольку ситуация спорная, все неустраненные сомнения и противоречия налогового законодательства должны быть разрешены в пользу организаций. Однако, к сожалению, на практике все иначе.

Несмотря на то что свою официальную позицию по этому вопросу налоговики не озвучили, на местах фискалы довольно часто требуют от фирм раздельного учета. Так, УМНС по Московской области аналогичную точку зрения приводит в Письме от 20.01.2004 N 04-27/00712/БО37. Однако подмосковные чиновники пошли в своих рассуждениях дальше, чем их минфиновские коллеги. Продавцов карточек они разделяют на категории уполномоченных и не уполномоченных операторами связи на ведение расчетов с клиентами. Последние, по мнению фискалов, закупая карты для перепродажи, сами являются абонентами связи. Ведь продавая их, фирмы автоматически передают своим клиентам право доступа к телефонной сети. Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163) такие действия к розничной торговле не относятся.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа также не присудил телефонным и интернет-картам статус товара (Постановление от 14.08.2003 N А56-4431/03). Вместе с тем очевидно, что мнение чиновников можно оспорить.

...или товар

Карты являются формой предварительной оплаты клиентом услуг оператора связи или интернет-провайдера (п.104 Правил оказания услуг телефонной связи). Момент же оказания услуги связи - активация карты пользователем. При этом клиент может купить карту как у непосредственного поставщика услуг, так и у посредника.

Если клиент покупает карту у прямого оператора, мы имеем дело исключительно с продажей услуг. Карточка удостоверяет право ее владельца воспользоваться сотовой связью или Интернетом в пределах ее номинала и срока действия. Когда в отношения сторон вмешивается дилер, ситуация меняется.

Важно то, что в Минфин обратилась именно организация-комиссионер. Оператором связи она не является. Следовательно, - услуги связи не оказывает. Тем более не несет ответственность за нечеткую связь или "медленный" Интернет. Поэтому для продавца пластиковая карточка - это именно товар, а не средство предварительной оплаты услуг связи.

Следует отметить, что такой вывод подтверждает п.2 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". Этот документ относит к товарам МПЗ, которые предназначены для продажи. Фирма может их купить или получить от других организаций. Кроме того, и Налоговый кодекс определяет товар как любое имущество, которое фирма продает или планирует продать (п.3 ст.38 НК РФ). Таким образом, для целей и бухгалтерского, и налогового учета карточки сотовой и интернет-связи являются товаром. А это означает, что и по их продаже организация может применять ЕНВД.

Показателен факт, что через месяц после упомянутого Постановления N А56-4431/03 ФАС Северо-Западного округа вернулся к рассмотрению этого спорного вопроса. И судьи указали, что телефонные и интернет-карты отвечают всем признакам товара (Постановление от 12.09.2003 N А56-5841/03).

Обратите внимание: продавец карточек лишается возможности применять ЕНВД, если он заключил агентский договор и действует от имени и за счет принципала. Тогда фирма однозначно должна платить налоги по общей или упрощенной системе налогообложения (Письмо Минфина России от 06.05.2004 N 04-05-12/23).

И.А.Зимин

Аудитор

Подписано в печать

17.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Налог на прибыль организаций ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 35) >
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 04.08.2004 N 03-03-02-02/1 <О налогообложении ценных бумаг>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 18)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.