|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Время принимать решение ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 35)
"Учет.Налоги.Право", N 35, 2004
ВРЕМЯ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ
В сентябре у организаций и предпринимателей появляется возможность определиться с тем, вправе ли они перейти на упрощенную систему налогообложения или единый сельхозналог. Но смена режима налогообложения - шаг ответственный и с далеко идущими последствиями. Принять правильное решение поможет наша статья.
Переходим?
Основное, что привлекает при выборе упрощенной системы налогообложения и единого сельхозналога, так это замена четырех основных налогов одним. Имеются в виду налог на прибыль организаций (НДФЛ для предпринимателей), НДС (за исключением НДС при ввозе товаров в Россию), ЕСН (на страховые взносы в Пенсионный фонд РФ освобождение не распространяется) и налог на имущество (п.3 ст.346.1, п.п.2 и 3 ст.346.11 НК РФ). Согласитесь, соблазн велик. Но спешить с решением столь важного вопроса, обращая внимание только на этот факт, не стоит. Тем более что по собственному желанию вернуться в течение года на обычный режим налогообложения не получится (п.3 ст.346.3, п.3 ст.346.13 НК РФ). Теперь об условиях перехода на спецрежим. С чего же лучше начать? Конечно же, с проверки, не входит ли организация или предприниматель в перечень налогоплательщиков, для которых НК РФ наложил табу на использование специальных режимов (п.3 ст.346.2, п.3 ст.346.12 НК РФ) <*>. Если вы к таковым не относитесь, то можно перейти ко второму этапу - посчитать доход за девять месяцев текущего года и сравнить его с установленными Кодексом ограничениями <**>. ————————————————————————————————<*> Перечень организаций и предпринимателей, которые не вправе применять спецрежимы, приведен в таблице на с. 9. <**> Подробно о расчете этого условия читайте на с. 9 "Как доход считать".
Кто не вправе перейти на спецрежимы
————————————————————————T———————————T———————————————T————————————————————————¬ | |"Упрощенка"| Единый | Примечания | | | | сельхозналог | | +———————————————————————+———————————+———————————————+————————————————————————+ |Организации и |Не вправе |Не вправе |На "упрощенку" не вправе| |предприниматели, | | |перейти также | |занимающиеся | | |налогоплательщики, | |производством | | |занимающиеся добычей и | |подакцизных товаров | | |реализацией полезных | | | | |ископаемых, за | | | | |исключением | | | | |общераспространенных | +———————————————————————+———————————+———————————————+————————————————————————+ |Организации и |Вправе |Вопрос спорный |Даже если не все виды | |предприниматели, | |(см. |деятельности переведены | |переведенные на уплату | |примечание) |на ЕНВД, то по | |единого налога на | | |оставшимся организации | |вмененный доход | | |или предпринимателю | | | | |будет сложно перейти на | | | | |уплату сельхозналога | | | | |(Письмо Минфина России | | | | |от 25.06.2004 | | | | |N 03—05—13/11, | | | | |комментарий к документу | | | | |читайте на с. 5 "УНП" | | | | |N 32, 2004) | +———————————————————————+———————————+———————————————+————————————————————————+ |Организации и |Не вправе | — | | |предприниматели, | | | | |переведенные на уплату | | | | |ЕСХН | | | | +———————————————————————+———————————+———————————————+————————————————————————+ |Организации, имеющие |Не вправе |Не вправе |Если у организации есть | |филиалы и (или) | | |обособленные | |представительства | | |подразделения, которые | | | | |признаются таковыми в | | | | |силу ст.11 НК РФ, но нет| | | | |филиалов или | | | | |представительств, то она| | | | |вправе перейти на | | | | |"упрощенку" или единый | | | | |сельхозналог | +———————————————————————+———————————+———————————————+————————————————————————+ |Банки, страховщики, |Не вправе |Не могут, | | |негосударственные | |поскольку этот | | |пенсионные фонды, | |спецрежим для | | |инвестиционные фонды, | |них не | | |профессиональные | |предназначен | | |участники рынка ценных | | | | |бумаг, ломбарды, | | | | |нотариусы, занимающиеся| | | | |частной практикой | | | | +———————————————————————+———————————+———————————————+————————————————————————+ |Организации и |Не вправе |Не могут, | | |предприниматели, | |поскольку этот | | |являющиеся участниками | |спецрежим для | | |соглашений о разделе | |них не | | |продукции | |предназначен | | +———————————————————————+———————————+———————————————+————————————————————————+ |Организации и |Не вправе |Не могут, | | |предприниматели, | |поскольку этот | | |занимающиеся игорным | |спецрежим для | | |бизнесом | |них не | | | | |предназначен | | +———————————————————————+———————————+———————————————+————————————————————————+ |Организации, в которых |Не вправе |Вправе |Данный запрет не | |доля непосредственного | | |касается муниципальных и| |участия других | | |государственных | |организаций составляет | | |унитарных предприятий, а| |более 25 процентов. | | |также некоммерческих | |Данное ограничение не | | |организаций. Если по | |распространяется на | | |этому вопросу возникнет | |организации, уставный | | |спор с налоговиками, то | |капитал которых | | |организации могут | |полностью состоит из | | |сослаться на Решение | |вкладов общественных | | |Высшего Арбитражного | |организаций инвалидов, | | |Суда от 19.11.2003 | |если среднесписочная | | |N 12358/03 (подробнее об| |численность инвалидов | | |этом читайте на с. 4 | |среди их работников | | |"УНП" N 6, 2004) | |составляет не менее | | | | |50 процентов, а их доля| | | | |в фонде оплаты труда — | | | | |не менее 25 процентов | | | | +———————————————————————+———————————+———————————————+————————————————————————+ |Организации и |Не вправе |Вправе |В расчет нужно брать | |предприниматели, | | |"среднюю численность | |средняя численность | | |работников, определяемую| |работников которых за | | |по состоянию на | |налоговый (отчетный) | | |1 октября" 2004 г. | |период, определяемая в | | |Такое разъяснение | |порядке, | | |давалось ранее в | |устанавливаемом | | |методичках по | |федеральным органом | | |"упрощенке". И хотя они | |исполнительной власти, | | |сейчас не действуют, ими| |уполномоченным в | | |можно воспользоваться | |области статистики, | | | | |превышает 100 человек | | | | +———————————————————————+———————————+———————————————+————————————————————————+ |Организации, у которых |Не вправе |Вправе |Здесь также можно | |остаточная стоимость | | |воспользоваться мнением | |основных средств и | | |налоговиков, которое они| |нематериальных активов,| | |высказали в отмененных | |определяемая в | | |методичках по | |соответствии с | | |"упрощенке". Они | |законодательством о | | |считают, что остаточная | |бухгалтерском учете, | | |стоимость основных | |превышает | | |средств и нематериальных| |100 млн руб. | | |активов определяется по | | | | |состоянию на 1—е число | | | | |месяца, в котором подано| | | | |заявление | L———————————————————————+———————————+———————————————+————————————————————————— Все бы хорошо, но...
Итак, вы удовлетворяете всем условиям, которые НК РФ установил для применения спецрежимов. Однако сомнения еще остались. Тогда прислушайтесь к мнениям специалистов. Плюсы спецрежимов очевидны, считает Елизавета Макарова, юрисконсульт компании "ПРАДО-Аудит". Среди них помимо замены четырех налогов одним можно назвать и сокращение затрат на ведение учета. Ведь, согласно ст.4 Закона "О бухгалтерском учете", фирмы на "упрощенке" освобождены от обязанности вести бухучет. Но есть у "упрощенки" и явные минусы. Среди них все опрошенные нами эксперты назвали отсутствие НДС в цене реализуемого товара, что невыгодно покупателям - плательщикам НДС. Вторым минусом, который назвали все эксперты, оказался закрытый перечень расходов. Но, к сожалению, на этом список отрицательных моментов спецрежимов не заканчивается. Например, Роман Жеребцов, юрисконсульт ООО "ФинЭкспертиза", обращает внимание еще и на необходимость оплачивать больничные, превышающие 600 руб. в месяц, за счет организации (такой порядок установлен Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ). Кроме того, налогоплательщики, перешедшие на "упрощенку" и ЕСХН, вынуждены постоянно контролировать соблюдение условий применения спецрежимов, в том числе доходы и стоимость основных средств. Еще один минус "упрощенки", на который обращает внимание Роман Жеребцов, - это необходимость пересчитать налоговую базу по правилам налогообложения прибыли при реализации основных средств, приобретенных после перехода на спецрежим. Это правило действует, если с момента покупки прошло менее трех лет (10 лет по основным средствам со сроком полезного использования более 15 лет). Есть отрицательные стороны и у ЕСХН. Их прокомментировала Татьяна Стругова, директор ООО "Аудиторская фирма "АТВ": - Из-за того, что режим ЕСХН действует всего год, большинство проблем связано с неясностями формулировок НК РФ. Так, спорный характер носит включение в расходы материально-производственных запасов (ст.346.5 НК РФ). Если читать буквально, то они учитываются при выполнении двух условий - оплаты и оприходования. Однако налоговые органы добавляют условие списания в производство, как и при "упрощенке". Аналогичная ситуация и с отражением в расходах стоимости основных средств, приобретенных до перехода на ЕСХН. НК РФ предлагает остаточную стоимость учитывать как разницу между ценой приобретения и начисленной амортизацией. Слова "цена приобретения" трактуются на местах буквально и создают неразбериху. Ведь при значительном количестве объектов основных средств, приобретенных много лет назад, подобный расчет составить проблематично. Кроме того, среди минусов ЕСХН можно назвать отсутствие четкого порядка учета в составе расходов животных основного стада, а также затрат по строительству недвижимости для собственных нужд.
Что писать
Если вы решите, что от перехода на упрощенную систему налогообложения или единый сельхозналог будет больше плюсов, чем минусов, то, значит, стоит подавать заявление. Налоговые органы установили свою форму заявлений (Приказы МНС России от 28.01.2004 N БГ-3-22/58 и от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495). И хотя Налоговый кодекс не требует подавать заявление по установленной налоговиками форме, они рассматривают только заявления, соответствующие Приказам. Не предусматривает НК РФ и представления дополнительных документов. Поэтому к заявлению не надо прилагать бумаги, подтверждающие размер дохода за 9 месяцев или стоимость основных средств. Помимо формы заявления о переходе на "упрощенку" или сельхозналог налоговики установили и форму уведомления, в которой они извещают налогоплательщиков о том, разрешено им применять спецрежим или нет. На наш взгляд, дожидаться решения налоговой инспекции не надо. Это связано с тем, что переход на упрощенную систему налогообложения и на ЕСХН носит заявительный, а не разрешительный характер. То есть для законного применения спецрежима достаточно поставить инспекцию в известность о том, что вы решили на него перейти.
Л.В.Клименкова Эксперт "УНП"
А.Е.Смирнов Эксперт "УНП" Подписано в печать 17.09.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |