|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Призы с нагрузкой ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 38)
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 38, 2004
ПРИЗЫ С НАГРУЗКОЙ
Любая организация, которая заботится о продвижении своего товара на рынок, так или иначе организует рекламные кампании. В ходе этих мероприятий все более популярными становятся подарки покупателям и проведение стимулирующих лотерей. Сегодня о них и пойдет речь. Вернее, о том, как, по мнению Минфина России, должен уплачиваться НДС.
Письмо Минфина России от 5 июля 2004 г. N 03-1-08/1484/18 возвращает нас к проблеме уплаты НДС по товарам, передаваемым бесплатно в рекламных целях. На основании пп.1 п.1 ст.146 НК РФ чиновники делают вывод о том, что такая передача облагается НДС, поскольку согласно гл.21 НК РФ "...в целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг)". А безвозмездно - значит, бесплатно. Сразу возникает вопрос: можно ли поставить НДС к вычету по приобретенным для бесплатной раздачи товарам? И тут нужно вспомнить, что эта самая раздача может быть разной. Например, условием получения бесплатного товара может быть приобретение некоторого количества этого же или другого товара ("Купи чайник и получи второй подарок"). В этом случае объекта обложения НДС не возникает, а стоимость "подарка" уже включена в стоимость реализуемого товара с соответствующим отражением в учете по налогу на прибыль в качестве расходов на рекламу. Что вообще может происходить при вручении товаров без оплаты во время рекламной акции? И гл.21, и гл.25 НК РФ в принципе дают возможность двоякого подхода к раздаче товаров. Организация может: - раздавать товары со своей символикой, логотипами, свою продукцию, преследуя рекламную цель и производя расходы, направленные на получение доходов от реализации своих товаров; - безвозмездно передавать товары и нести расходы, связанные с этой передачей, не имея в виду получения в будущем доходов от такой передачи.
В первом случае расходы на приобретение или изготовление призов рассматриваются как расходы на рекламу, учитываемые в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п.28 ст.264 НК РФ). При этом расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых во время массовой рекламной кампании, признаются в целях налогообложения в размере не более 1% выручки от реализации (п.4 ст.264 НК РФ). Во втором случае расходы налогоплательщика в виде стоимости безвозмездно переданного имущества для целей налогообложения не принимаются (п.16 ст.270 НК РФ). Что касается вычетов по НДС, то суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении (изготовлении) призов в рамках рекламных акций, можно поставить к вычету в размере, соответствующем норме расходов на рекламу, применяемой при расчете налога на прибыль (п.7 ст.171 НК РФ). То есть если для налога на прибыль списан 1% выручки, скажем 10 000 руб., то НДС к вычету исчисляется только с этой суммы - то есть 1800 руб. (10 000 х 18%). Суммы НДС, превышающие норматив, покрываются из чистой прибыли организации. Передача товаров на безвозмездной основе облагается НДС как самостоятельная операция. Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им, принимаются к вычету в полной сумме (ст.171 НК РФ).
Обратите внимание! На основании п.2 ст.154 НК РФ при безвозмездной передаче товаров в рекламных целях Минфин рекомендует определять налоговую базу исходя из рыночных цен в порядке, аналогичном прописанному в ст.40 НК РФ (например, в Письме от 30 сентября 2003 г. N 04-03-11/78). Какой вариант действий выбрать, должна решить сама организация. Во всяком случае, позиция Минфина, несмотря на то что вопрос с бесплатно передаваемыми товарами возникал уже неоднократно, не меняется. А убедительная судебная практика пока что не сложилась.
Еще один документ, Письмо Минфина России от 6 августа 2004 г. N 03-06-06-03/1, разъясняет порядок уплаты сумм налога на рекламу при проведении стимулирующих лотерей (как, например, "Купи "Индезит" и выиграй одну из 100 поездок в Таиланд!"). По мнению Минфина, лотерея является рекламой, а значит, со всех расходов на ее проведение нужно платить налог. Логика рассуждений следующая. Согласно Закону "Об основах налоговой системы" налог на рекламу платят юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке не более 5% стоимости услуг. В соответствии с Законом от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе": - рекламой является распространение в любой форме при помощи любых средств информации о лицах, товарах, идеях, начинаниях; - ее цель - формировать и поддерживать интерес к ним и способствовать реализации товаров, идей, начинаний; - круг лиц, которому она предназначена, является неопределенным. Элементами рекламы являются в том числе изображения товарного знака, любые способы продвижения торговой марки, знака обслуживания, фирменного наименования, используемые вместе или по отдельности. Что подтверждается в том числе и Законом от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках...". Лотерея, как указывает Минфин, "проводится в целях продвижения торговой марки организации на рынке и привлечения клиентов за счет их участия в данной акции". А далее следует парадоксальное заключение: в Законе от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" не указывается, что стимулирующая лотерея не рассматривается как распространение рекламной информации. Значит, она является рекламной акцией. И все расходы, связанные с ее организацией и проведением, а также с формированием призового фонда, являются расходами на рекламу и облагаются налогом на рекламу в общеустановленном порядке. Даже если оставить за кадром перевернутый принцип "Не запрещено - значит, разрешено", остается не вполне ясным, почему вывод распространен на все лотереи. Дело в том, что налог на рекламу относится к местным. Он вводится в действие решениями законодателей в субъектах РФ, а также решениями районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов. И "местность" налога предполагает, что налоговые ставки, порядок и сроки уплаты определяются именно этими органами. Так, например, московский Закон от 21.11.2001 N 59 "О налоге на рекламу" признает объектом налогообложения "приобретение услуг по ее распространению и изготовлению", "рекламные работы". В свою очередь, под распространением подразумевается продвижение информации при помощи различных носителей - СМИ, щитов, афиш и т.п. И ни слова не сказано о том, что покупка призов для розыгрыша в лотерее является поводом для уплаты налога на рекламу. Но очевидно, что повод для споров имеется. Поэтому можно посоветовать, пожалуй, лишь одно - перенести лотерею на 2005 г. Напомним, что Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ установлен "срок жизни" налога на рекламу: он прекратит свое существование с 1 января 2005 г. Что еще следует принять во внимание бухгалтеру организации, задумавшей проводить лотерею? С 1 января 2004 г. действуют довольно строгие правила, которые придется выполнять. Прежде всего критерием отнесения лотерей к стимулирующим является отсутствие необходимости покупать право на участие в ней и формирование призового фонда именно за счет устроителя (а не за счет желающих поучаствовать) (ст.3 Закона N 138-ФЗ). Поэтому требования к устроителям таких лотерей несколько мягче. Согласно п.8 ст.6 Закона N 138-ФЗ не нужно получать письменное разрешение. Не менее чем за 20 дней до розыгрыша необходимо уведомить чиновников о мероприятии. Не так давно Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338 контроль за проведением лотерей объявлен функцией Федеральной налоговой службы (пока она окончательно не сформировалась, за всем приглядит Минфин). В зависимости от того, какого уровня лотерея, меняется уровень уполномоченного органа: проводите на всей территории РФ - ФНС, в субъекте - региональное управление, в городке - налоговая инспекция (ст.6 Закона N 138-ФЗ). В уведомлении на проведение стимулирующей лотереи следует указать срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связана акция. К уведомлению прилагаются следующие документы: - условия лотереи; - описание способа: - информирования участников о сроках проведения и условиях; - заключения договора между организаторами и участниками лотереи; - информирования участников о досрочном прекращении лотереи; - описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара и лотереи; - нотариально заверенные копии учредительных документов организатора лотереи; - порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей. Согласитесь, что для небольшой акции этот громоздкий перечень обременителен. Но и это еще не все. Отказать в проведении лотереи чиновники вправе не только, если неправильно оформлены документы, но и даже если у организатора имеется "задолженность по налогам и сборам"! К сожалению, и это еще не все. Организатор лотереи должен проходить ежегодную аудиторскую проверку (ст.23 Закона N 138-ФЗ). Нелепость всего этого очевидна, и ничем иным, как очередной спешкой законодателей, невозможно объяснить отсутствие разницы между масштабными рекламными кампаниями и розыгрышами мелких сувениров, например, на стенде компании на выставке. Но увы... Если до недавнего времени особого внимания лотереям никто не уделял, то не стоит надеяться, что так будет и теперь. В том же Постановлении N 338 содержится целый список сведений - этакая "лотерейная отчетность", которую нужно подавать в налоговую службу. Если же организация, желая избежать головной боли, не пожелает "засветить" мероприятие, то могут быть крупные неприятности. В денежном выражении: от 500 до 5000 МРОТ - за не отправленное налоговикам уведомление; от 40 до 200 МРОТ персонально оштрафуют директора или главбуха (ст.14.27 КоАП РФ). В заключение добавим, что вся информация о проводимых лотереях, включая и стимулирующие, содержится в Едином госреестре лотерей. И тем, кто боится быть обманутым, всегда можно потребовать выписку у организатора: в Реестре регистрируются не только лотереи, но и их устроители (Письмо Минфина России от 30 июля 2004 г. N 05-03-11/03).
И.Ордынская Эксперт "БП" Подписано в печать 16.09.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |