![]() |
| ![]() |
|
Статья: Дождались! ("Новая бухгалтерия", 2004, N 10)
"Новая бухгалтерия", N 10, 2004
ДОЖДАЛИСЬ!
О том, что ставки ЕСН будут существенно снижены, говорили много и долго. Наконец, можно проанализировать реальное снижение налоговой нагрузки.
С 1 января 2005 г. вступит в силу Федеральный закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в гл.24 "Единый социальный налог" части второй НК РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ". Посмотрим, насколько снижение ставок оказалось существенным по сравнению с обещанным. Начнем с изменений, внесенных в гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ. Действительно, с 2005 г. снижается ставка ЕСН. Максимальная ставка будет составлять 26% вместо действующей в настоящее время ставки 35,6%. Изменяется и порядок распределения ЕСН между федеральным бюджетом и фондами: - 20% - в федеральный бюджет (сейчас 28%); - 3,2% - в Фонд социального страхования РФ (сейчас 4%);
- 0,8% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (сейчас 0,2%); - 2% - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (сейчас 3,4%). Можно заметить, что увеличился процент отчислений в федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Причем, если в настоящее время размер отчислений в процентном соотношении для каждой категории налогоплательщиков разный, то с 1 января 2005 г. процентная ставка для всех налогоплательщиков будет одинаковой и составит 0,8%. Регрессивная шкала ставок будет применяться, если величина налоговой базы превысит 280 000 руб. То есть по отношению к настоящему времени, когда регрессивная шкала ставок начинает применяться с налоговой базы в 100 000 руб., порог ее применения вырос почти в три раза. По новому правилу регрессивная шкала ставок состоит из трех ступеней в отличие от действующих в настоящее время четырех: до 280 000 руб.; от 280 001 руб. до 600 000 руб.; свыше 600 000 руб. (см. таблицы 1 и 2 на с. 60).
Таблица 1
Ставки ЕСН для организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, производящих выплаты физическим лицам, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования
————————————————T—————————————T————————————T—————————————————————————T——————————————¬ | Налоговая база| Федеральный | Фонд | Фонды обязательного | Итого | | на каждое | бюджет | социального| медицинского страхования| | |физическое лицо| | страхования+————————————T————————————+ | | нарастающим | | РФ | ФФОМС | ТФОМС | | |итогом с начала| | | | | | | года | | | | | | +———————————————+—————————————+————————————+————————————+————————————+——————————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | +———————————————+—————————————+————————————+————————————+————————————+——————————————+ |До 280 000 руб.|20,0% |3,2% |0,8% |2,0% |26,0% | +———————————————+—————————————+————————————+————————————+————————————+——————————————+ |От 280 001 руб.|56 000 руб. +|8 960 руб. +|2 240 руб. +|5 600 руб. +|72 800 руб. + | |до 600 000 руб.|7,9% с суммы,|1,1% |0,5% |0,5% |10,0% | | |превышающей |с суммы, |с суммы, |с суммы, |с суммы, | | |280 000 руб. |превышающей |превышающей |превышающей |превышающей | | | |280 000 руб.|280 000 руб.|280 000 руб.|280 000 руб. | +———————————————+—————————————+————————————+————————————+————————————+——————————————+ |Свыше |81 280 руб. +|12 480 руб. |3 840 руб. |7 200 руб. |104 800 руб. +| |600 000 руб. |2,0% | | | |+ 2,0% | | |с суммы, | | | |с суммы, | | |превышающей | | | |превышающей | | |600 000 руб. | | | |600 000 руб. | L———————————————+—————————————+————————————+————————————+————————————+——————————————— Таблица 2
Ставки ЕСН для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты физическим лицам
————————————————T—————————————T—————————————————————————T—————————————¬ | Налоговая база| Федеральный | Фонды обязательного | Итого | | нарастающим | бюджет | медицинского страхования| | |итогом с начала| +————————————T————————————+ | | года | | ФФОМС | ТФОМС | | +———————————————+—————————————+————————————+————————————+—————————————+ | 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | +———————————————+—————————————+————————————+————————————+—————————————+ |До 280 000 руб.|7,3% |0,8% |1,9% |10,0% | +———————————————+—————————————+————————————+————————————+—————————————+ |От 280 001 руб.|20 440 руб. +|2 240 руб. +|5 320 руб. +|280 00 руб. +| |до 600 000 руб.|2,7% |0,5% |0,4% |3,6% | | |с суммы, |с суммы, |с суммы, |с суммы, | | |превышающей |превышающей |превышающей |превышающей | | |280 000 руб. |280 000 руб.|280 000 руб.|280 000 руб. | +———————————————+—————————————+————————————+————————————+—————————————+ |Свыше |29 080 руб. +|3 840 руб. |6 600 руб. |39 520 руб. +| |600 000 руб. |2,0% | | |2,0% | | |с суммы, | | |с суммы, | | |превышающей | | |превышающей | | |600 000 руб. | | |600 000 руб. | L———————————————+—————————————+————————————+————————————+—————————————— Положительным моментом является отмена п.2 ст.241 НК РФ, предусматривавшего ограничение права на применение регрессивной шкалы ставок ЕСН. Согласно указанной норме в настоящее время в случае, если на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляла менее 2500 руб., то ЕСН уплачивается по максимальной ставке. С 1 января 2005 г. каждый налогоплательщик сможет воспользоваться регрессивными ставками только при одном условии, а именно: если налоговая база конкретного работника превысит 280 000 руб. Никаких дополнительных расчетов на право применения регрессивных ставок делать не нужно. Очевидно, что налогоплательщики, не имеющие в 2004 г. права на применение регрессивной шкалы ставок налога, в 2005 г. почувствуют выгоды от снижения ставки ЕСН. Рассмотрим это на примере.
Пример 1. Налоговая база работника по ЕСН с начала 2004 г. составляет 200 000 руб. Если налогоплательщик не соответствует критериям, установленным п.2 ст.241 НК РФ, он не имеет права на применение регрессивной шкалы ставок налога. В этом случае он уплатит налог по максимальной ставке - 35,6%, т.е. 71 200 руб. При возможности применения регрессивной шкалы ставок ЕСН с этой базы уплачивается по ставке: 35 600 руб. + 20% с суммы, превышающей 100 000 руб. То есть сумма налога составит 55 600 руб. (35 600 руб. + (200 000 руб. - 100 000 руб.) х 20%). С 1 января 2005 г. ставка ЕСН с такой же налоговой базы будет составлять 26%, т.е. сумма налога составит 52 000 руб. (200 000 руб. х 26%).
Из данного примера видно, что в том случае, если налогоплательщик имеет право на применение регрессивной шкалы ставок в настоящее время, разница между суммами ЕСН не столь значительна, как может показаться с первого взгляда. Рассмотрим, насколько изменится с 2005 г. налоговое бремя налогоплательщика, применяющего регрессивную шкалу ставок при увеличении налоговой базы по ЕСН.
Пример 2. Общая сумма начисленной с начала 2004 г. работнику заработной платы составляет 400 000 руб. Организация имеет право на применение регрессивной ставки ЕСН. Ставка ЕСН, действующая в 2004 г. в отношении такого дохода работника, составляет: 75 600 руб. + 10% с суммы, превышающей 300 000 руб. То есть сумма налога в этом случае составит 85 600 руб. (75 600 руб. + (400 000 руб. - 300 000 руб.) х 10%). По новым правилам с 2005 г. ставка ЕСН с такой же суммы дохода работника будет составлять: 72 800 руб. + 10% с суммы, превышающей 280 000 руб. То есть сумма налога составит 84 800 руб. (72 800 руб. + (400 000 руб. - 280 000 руб.) х 10%).
Из данного примера видно, что по мере увеличения дохода разница между суммой ЕСН, подлежащей уплате в настоящее время, и суммой ЕСН, начисляемой с 2005 г., уменьшается. Таким образом от снижения ставки ЕСН выигрывают только те организации, в которых уровень зарплаты невысок.
* * *
Обращаем внимание на то, что Законом N 70-ФЗ с 1 января 2005 г. отменяется ряд прежних льгот по ЕСН, но при этом вводятся новые льготы (см. с. 56). Кроме того, для индивидуальных предпринимателей как являющихся работодателями, так и не являющимися таковыми, установлена дополнительная обязанность. Так, в случае прекращения своей деятельности до конца налогового периода индивидуальный предприниматель обязан в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию по ЕСН за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно.
—————————————————————————————————————————————T———————————————————¬ | Льготы, действующие в 2004 г. |Льготы, действующие| | | с 1 января 2005 г.| +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Не облагаются суммы, выплачиваемые за счет |Отменена | |членских взносов садоводческих, | | |садово—огородных, гаражно—строительных и | | |жилищно—строительных кооперативов | | |(товариществ) лицам, выполняющим работы | | |(услуги) для этих организаций (пп.8 п.1 | | |ст.238 НК РФ) | | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Не облагаются выплаты в денежной и |Отменена | |натуральной формах, осуществляемые за счет | | |членских профсоюзных взносов каждому члену | | |профсоюза, при условии, что данные выплаты | | |производятся не чаще одного раза в три | | |месяца и не превышают 10 000 руб. в год | | |(пп.13 п.1 ст.238 НК РФ) | | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Не облагаются выплаты в натуральной форме |Отменена | |сельскохозяйственной продукцией и (или) | | |товарами для детей собственного производства| | |в размере до 1000 руб. (включительно) | | |в расчете на одного работника за календарный| | |месяц (пп.14 п.1 ст.238 НК РФ) | | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Не облагаются суммы материальной помощи |Суммы материальной | |работникам бюджетных организаций, а также |помощи, | |бывшим работникам, уволившимся в связи с |выплачиваемые | |выходом на пенсию по инвалидности или по |физическим лицам | |возрасту в сумме не более 2000 руб. на одно |за счет бюджетных | |физическое лицо за налоговый период (п.2 |источников | |ст.238 НК РФ) |организациями, | | |финансируемыми за | | |счет средств | | |бюджетов, | | |не превышающие | | |3000 руб. на | | |одно физическое | | |лицо за налоговый | | |период (пп.15 п.1 | | |ст.238 НК РФ) | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Не облагаются суммы возмещения (оплата) |Отменена | |бывшим работникам бюджетных организаций | | |(пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) | | |и (или) членам их семей) стоимости | | |приобретенных ими (для них) медикаментов, | | |назначенных им лечащим врачом в сумме | | |не более 2000 руб. на одно физическое лицо | | |за налоговый период (п.2 ст.238 НК РФ) | | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Освобождаются от налогообложения суммы |Льгота применяется | |выплат и иных вознаграждений работникам, |и в том случае, | |являющимся инвалидами I, II или III групп, |если выплаты | |не превышающие в течение налогового периода |производятся | |100 000 руб. на каждого (пп.1 п.1 ст.239 |инвалидам I, II | |НК РФ). |или III групп на | | |основании | | |гражданско—правовых| | |договоров | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Освобождаются от налогообложения суммы |Отменена | |грантов, выплачиваемые российскими фондами | | |поддержки образования и науки, учителям, | | |преподавателям, школьникам, студентам и | | |(или) аспирантам государственных и (или) | | |муниципальных образовательных учреждений | | |(пп.4 п.1 ст.239 НК РФ) | | L————————————————————————————————————————————+———————————————————— * * *
Одновременно с изменением ставок ЕСН Законом N 70-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". В первую очередь необходимо отметить, что наконец четко урегулирован вопрос относительно уплаты страховых взносов за иностранцев, временно проживающих на территории РФ. Так, с 2005 г. в состав застрахованных лиц включены не только постоянно, но и временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства. На указанных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование. Соответственно Пенсионный фонд РФ обязан выдать таким лицам страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (п.1 ст.7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Таким образом, с выплат временно проживающих в РФ иностранцев необходимо уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и соответственно на сумму таких выплат уменьшается ЕСН, подлежащий уплате в федеральный бюджет. Изменения коснулись и тарифов страховых взносов в ПФР. Вместо трех возрастных групп по новым правилам будут применяться только две. Все застрахованные лица разделены на лиц 1966 года рождения и старше и лиц 1967 года рождения и младше. При этом с 2005 г. для лиц 1966 года рождения и раньше предусмотрено начисление страховых взносов только на финансирование страховой части трудовой пенсии, в то время как для лиц, родившихся позже, страховые взносы направляются на финансирование как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии. Из этого следует, что накопительную часть пенсии будущие пенсионеры, которым в настоящее время 38 лет и более, получать не будут. Для начисления взносов по обязательному пенсионному страхованию предусмотрена шкала ставок, аналогичная шкале ставок по ЕСН, а именно: до 280 000 руб.; от 280 001 руб. до 600 000 руб.; свыше 600 000 руб. Регрессивная шкала ставок будет применяться, если выплаты физическому лицу составят более 280 000 руб. Для применения регрессивной шкалы ставок страховых взносов в ПФР с 2005 г. также не требуется соблюдения специальных условий, предусмотренных п.2 ст.241 НК РФ. Максимальный размер страхового взноса для плательщиков, не использующих регрессивные ставки, остался прежним и составляет 14%. Размеры регрессивных ставок страховых взносов представлены в табл. 3 (см. с. 61).
Таблица 3
Ставки взносов в ПФР для организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, производящих выплаты физическим лицам за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств
————————————————T—————————————————T———————————————————————————————————¬ | База для |Для лиц 1966 года| Для лиц 1967 года рождения | | исчисления |рождения и старше| и моложе | | страховых +—————————————————+—————————————————T—————————————————+ | взносов |на финансирование|на финансирование|на финансирование| | на каждое | страховой части | страховой части | накопительной | |физическое лицо| трудовой пенсии | трудовой пенсии | части трудовой | | нарастающим | | | пенсии | | итогом | | | | | с начала года | | | | +———————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +———————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |До 280 000 руб.|14,0% |8,0% |6,0% | +———————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |От 280 001 руб.|39 200 руб. + |22 400 руб. + |16 800 руб. + | |до 600 000 руб.|5,5% с суммы, |3,1% с суммы, |2,4% с суммы, | | |превышающей |превышающей |превышающей | | |280 000 руб. |280 000 руб. |280 000 руб. | +———————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Свыше |56 800 руб. |32 320 руб. |24 480 руб. | |600 000 руб. | | | | L———————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————— При применении в 2005 г. регрессивной шкалы ставок страховых взносов размер отчислений в ПФР увеличится.
Пример 3. Работнику с начала 2004 г. начислено 400 000 руб. По действующим в настоящее время тарифам в ПФР необходимо уплатить 29 800 руб. + 3, 95% с суммы, превышающей 300 000 руб. Тогда сумма взноса в ПФР составит 33 750 руб. (29 800 руб. + (400 000 руб. - 300 000 руб.) х 3,95%). В 2005 г. с аналогичной суммы дохода работника в ПФР необходимо будет уплатить 39 200 руб. + 5,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. Тогда сумма взноса в ПФР составит 45 800 руб. (39 200 руб. + (400 000 руб. - 280 000 руб.) х 5,5%). Взносы на пенсионное страхование лиц 1967 года рождения и моложе с 2005 г. разбиваются на страховую часть пенсии - 8% и накопительную - 6%. При этом на период 2005 - 2007 гг. установлены переходные положения. На страховую часть пенсии таких лиц будут направляться 10%, а накопительную - 4% (см. табл. 4 на с. 61).
Таблица 4
Ставки взносов в ПФР на 2005 - 2007 гг. для организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, производящих выплаты физическим лицам, за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств
————————————————T————————————————————————————————————————————————¬ | База для | 2005 — 2007 гг. | | исчисления +———————————————————————T————————————————————————+ | страховых | на финансирование | на финансирование | | взносов | страховой части | накопительной части | | на каждое | трудовой пенсии | трудовой пенсии | |физическое лицо| | | | нарастающим | | | | итогом | | | | с начала года | | | +———————————————+———————————————————————+————————————————————————+ | 1 | 2 | 3 | +———————————————+———————————————————————+————————————————————————+ |До 280 000 руб.|10,0% |4,0% | +———————————————+———————————————————————+————————————————————————+ |От 280 001 руб.|28 000 руб. + 3,9% |11 200 руб. + 1,6% | |до 600 000 руб.|с суммы, превышающей |с суммы, превышающей | | |280 000 руб. |280 000 руб. | +———————————————+———————————————————————+————————————————————————+ |Свыше |40 480 руб. |16 320 руб. | |600 000 руб. | | | L———————————————+———————————————————————+————————————————————————— В результате уменьшения ставки ЕСН и при неизменной ставке взносов в ПФР с 2005 г. размер страховых взносов в ПФР и соответственно размер вычета по ЕСН будут составлять более половины суммы ЕСН независимо от применения регрессивных ставок. При этом следует иметь в виду, что согласно п.2 ст.243 НК РФ сумма налогового вычета не может превышать сумму ЕСН (сумму авансового платежа), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Пример 4. В условиях примеров 2 и 3 определим, какие итоговые суммы ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование необходимо будет уплатить в бюджет в 2004 и 2005 гг. Общая сумма начисленного в 2004 г. ЕСН составляет 85 600 руб., в том числе: - в федеральный бюджет - 67 500 руб. (59 600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300 000 руб.); - в ФСС - 9500 руб. (8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300 000 руб.); - в ФФОМС - 500 руб. (400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300 000 руб.); - в ТФОМС - 8100 руб. (7200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300 000 руб.). Сумма начисленного в 2004 г. взноса в ПФР, который представляет собой налоговый вычет по ЕСН, составляет 33 750 руб. Таким образом, в 2004 г. подлежащая уплате сумма ЕСН составит 51 850 руб. ( (67 500 руб. - 33 750 руб.) + 9500 руб. + 500 руб. + 8100 руб.). Общая сумма начисленного в 2005 г. ЕСН составит 84 800 руб., в том числе: - в федеральный бюджет - 65 480 руб. (56 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 руб.); - в ФСС - 10 280 руб. (8960 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 280 000 руб.); - в ФФОМС - 2840 руб. (2240 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб.); - в ТФОМС - 6200 руб. (5600 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб.). Сумма начисленного в 2005 г. взноса в ПФР, который представляет собой налоговый вычет по ЕСН, составит 45 800 руб. Таким образом в 2005 г. подлежащая уплате сумма ЕСН составит 39 000 руб. ((65 480 руб. - 45 800 руб.) + 10 280 руб. + 2840 руб. + 6200 руб.).
Как видим, в результате снижения с 2005 г. ставки ЕСН фактически произошло существенное уменьшение сумм ЕСН при несущественном уменьшении суммарных отчислений (ЕСН + взносы в ПФР).
* * *
Подведем итог. Уменьшение ставок ЕСН будет действительно ощутимо для налогоплательщиков, не имеющих в настоящее время возможность использовать регрессивную шкалу ставок. Для тех же, кто в настоящее время регрессивными ставками пользуется, налоговое бремя уменьшится несущественно.
Е.Карсетская АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 14.09.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |