Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Какая ответственность организации установлена за непредставление в Пенсионный фонд РФ сведений индивидуального (персонифицированного) учета?



Вопрос: Какая ответственность организации установлена за непредставление в Пенсионный фонд РФ сведений индивидуального (персонифицированного) учета?

Ответ: Ситуация с ответственностью за данное правонарушение сложилась сложная и противоречивая.

Согласно п.2 ст.14, п.4 ст.24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 31.12.2002) страхователи обязаны представлять в Пенсионный фонд РФ сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В соответствии с п.3 ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.

Одновременно ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (ред. от 31.12.2002) предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, за одно и то же правонарушение - несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета - в двух Законах установлена различная ответственность.

При этом согласно ст.34 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ с момента вступления в силу данного Закона федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы обязательного пенсионного страхования, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Следовательно, за указанное правонарушение должна применяться ответственность, установленная Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Так, в частности, считает Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (Постановление от 23.12.2002 N Ф03-А16/02-2/2685). Из Постановления от 07.04.2003 N Ф09-908/03-АК можно сделать вывод, что ФАС Уральского округа также поддержал данный довод.

В другом случае ФАС Уральского округа указывает, что утверждение о применении ответственности, предусмотренной п.3 ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, является ошибочным, поскольку данный Закон к спорным правоотношениям неприменим. Ответственность установлена Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ (Постановление от 29.10.2003 N Ф09-3601/03-АК). К схожему выводу пришел ФАС Уральского округа в Постановлении от 27.10.2003 N Ф09-3585/03-АК. ФАС Западно-Сибирского округа выносит решения о привлечении организации к ответственности на основании ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (Постановления от 30.12.2002 N Ф04/4772-558/А67-2002, от 10.12.2002 N Ф04/4493-524/А67-2002, от 25.09.2002 N Ф04/3560-398/А67-2002), не рассматривая, однако, вопрос о соотношении устанавливающих ответственность норм Федеральных законов от 01.04.1996 N 27-ФЗ и от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

В свою очередь, и Пенсионный фонд РФ разъясняет, что при непредставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представлении неполных и (или) недостоверных сведений территориальным органам ПФР следует применять ответственность, предусмотренную абз.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (Письмо ПФР от 05.08.2003 N КА-09-25/8276 "О применении норм по взысканию штрафных санкций").

Вместе с тем с 01.07.2002 вступил в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.1 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"), согласно ст.1.1 которого законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Таким образом, с даты вступления в силу КоАП РФ нормы законов РФ, устанавливающие административную ответственность, не действуют.

Из изложенного следует, что с 01.07.2002 за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета должна применяться только ответственность, установленная КоАП РФ.

В ч.VIII Методических рекомендаций о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, утвержденных Письмом от 11.03.2002 N МЗ-09-25/2186, Пенсионный фонд РФ также разъяснял, что применение мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренных ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, осуществляется в ранее установленном порядке до даты вступления в силу КоАП РФ (однако позднее Пенсионный фонд РФ выпустил иное разъяснение, указанное выше).

В соответствии с ч.1 ст.15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Как видно, на основании данной нормы к ответственности не может быть привлечена организация. По нашему мнению, указанная ответственность не может быть применена и к должностным лицам, поскольку срок представления сведений установлен не законодательством о налогах и сборах (ст.1 НК РФ), на основании сведений не осуществляется налоговый контроль.

КоАП РФ также предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст.19.7 КоАП РФ). Однако Пенсионный фонд РФ не является государственным органом (п.1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1).

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п.1 Постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что нормы, содержащиеся в федеральных законах и устанавливающие ответственность в сфере публичных правоотношений, не отмененные Вводным законом, подлежат применению после 30 июня 2002 г. в части, не противоречащей КоАП РФ. Решение о привлечении к административной ответственности (постановление о назначении административного наказания) за правонарушение, допущенное до 01.07.2002, не может быть вынесено судом (иным уполномоченным органом) после вступления в силу КоАП РФ, если ответственность за соответствующее правонарушение им не установлена (ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, п.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2).

Таким образом, можно говорить о том, что административная ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отсутствует, то есть действующим законодательством об административных правонарушениях ответственность организаций за данное правонарушение не предусмотрена.

Однако довод об административной природе указанной ответственности и неправомерности взыскания штрафа на основании законов, а не КоАП РФ, не был поддержан в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 10.06.2003 N Ф08-1854/2003-702А (применена ответственность, установленная Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ), а также в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 13.10.2003 N Ф04/5233-918/А75-2003 и от 28.07.2003 N Ф04/3629-565/А75-2003 (применена ответственность, предусмотренная Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ), от 20.08.2003 N Ф04/4288-666/А75-2003.

К сожалению, пока мы не располагаем иной информацией о судебной практике по спорам, касающимся применения мер ответственности, предусмотренных вышеуказанными Федеральными законами за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета, после вступления в силу КоАП РФ. Однако, по нашему мнению, при возникновении соответствующего спора в случае изложения приведенных аргументов у организации есть возможность доказать отсутствие оснований для привлечения ее к ответственности.

М.П.Захарова

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета

17.10.2003

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...С 01.01.2003 организация была переведена на уплату ЕНВД в отношении розничной торговли. В торговом зале магазина, принадлежащего организации, установлены терминалы для расчетов по банковским картам. Вправе ли организация применять систему налогообложения в виде ЕНВД также и в отношении торговли товарами, стоимость которых оплачивается с помощью банковских карт? >
Вопрос: В соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатская деятельность не является предпринимательской. Обязаны ли адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, представить в налоговый орган информацию об открытии и закрытии счетов в банке?



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.