![]() |
| ![]() |
|
Статья: Монополисты рискуют состоянием ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 34)
"Учет.Налоги.Право", N 34, 2004
МОНОПОЛИСТЫ РИСКУЮТ СОСТОЯНИЕМ
На днях вступили в силу поправки в КоАП РФ, ужесточившие ответственность за непредставление антимонопольных ходатайств и уведомлений. Теперь штраф грозит не только организациям и должностным лицам, но и гражданам. Да и сами штрафы подросли. О том, как выполнить антимонопольные требования и избежать неприятностей, рассказано в нашей статье.
Антимонопольные штрафы в стране и до новых поправок были весьма внушительными. Так, ст.19.8 КоАП РФ позволяла взыскивать с организаций штрафы в размере от 50 до 500 тыс. руб. за непредставление только одного уведомления о совершении сделки, требующей согласования с антимонопольным органом. Теперь же нижний предел повышен и с 5 сентября составляет 100 тыс. руб. (Федеральный закон от 20.08.2004 N 114-ФЗ). Подобное повышение "стоимости" нарушений коснулось и должностных лиц (для них минимальный штраф составит уже не 2, а 3 тыс. руб.). Поэтому, дабы не нарваться на штраф, надо четко знать, какие сделки требуют согласования с антимонопольным органом.
Тем, кому за 100
Условия, при которых сделки подлежат согласованию, предусмотрены Законом РФ от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Это касается крупных хозяйствующих субъектов, балансовая стоимость активов которых превышает 200 тыс. МРОТ (то есть 20 млн руб.). Они должны получать предварительное согласие государства на покупку более 20 процентов акций (долей), а также на приобретение в собственность или пользование основных средств другого субъекта стоимостью более 10 процентов его активов. Такая же обязанность возникает при приобретении прав, позволяющих определять условия ведения другим субъектом своей деятельности (п.п.1 и 2 ст.18 Закона N 948-1). К последнему случаю может относиться заключение договоров поручения, совместной деятельности, управления организацией и т.п. Если же стоимость активов не столь велика (от 100 до 200 тыс. МРОТ), антимонопольный орган достаточно уведомить уже после совершения сделки. На это закон отводит 45 дней.
Подобные процедуры требуется соблюдать и при создании, реорганизации и ликвидации организаций. Так, нужно предварительное согласие на слияние или присоединение организаций, суммарная стоимость активов которых превышает 200 тыс. МРОТ (п.1 ст.17 Закона N 948-1). Без разрешения антимонопольного органа налоговая инспекция не вправе регистрировать такие организации и вносить соответствующие записи в ЕГРЮЛ. А если суммарная стоимость активов таких юридических лиц варьируется от 100 до 200 тыс. МРОТ либо активы учредителей при создании организации превышают 200 тыс. МРОТ, действует уведомительный порядок.
Реестр для больших
Еще один случай, когда требуется направлять уведомление, - совершение сделок организациями, включенными в специальный реестр доминирующих субъектов. Такой реестр ведет антимонопольный орган. Напомним, что доминирующим считается положение, которое дает возможность влиять на общие условия обращения товара. При этом доля такого субъекта на рынке должна быть более 35 процентов. Так вот, для тех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые попали в реестр, существуют особые условия согласования сделок по приобретению долей (акций) или активов - они независимо от суммы своих активов должны получать предварительное согласие антимонопольного органа. Кроме того, этот же порядок применяется, если в реестр включен хозяйствующий субъект, акции (доли) или имущество которого приобретаются. Уведомление придется направлять и в случае избрания в организации, "засветившейся" в реестре, исполнительного органа или члена совета директоров. Это же требование должно быть выполнено, если физическое лицо избрано одновременно в исполнительные органы либо советы директоров двух и более организаций, суммарная стоимость активов которых превышает 100 тыс. МРОТ. Правда, исполнить эту обязанность должна не организация, а само вновь избранное лицо.
Все правила в приказе
Функции контролирующего органа на сегодняшний день выполняет Федеральная антимонопольная служба, пришедшая на смену МАП России. Она выдает согласие на реорганизацию и совершение сделок, рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, налагает взыскания, ведет реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, и выполняет ряд других функций (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331). Порядок направления ходатайств и уведомлений подробно регламентирован Приказом МАП России от 13.08.1999 N 276. По общему правилу они подаются в территориальное управление ФАС России в том субъекте РФ, в котором создается новое юридическое лицо либо находится организация, основные средства или акции (доли) которой приобретаются. Направлять документы непосредственно в ФАС России нужно только очень крупным субъектам - это касается реорганизуемых юридических лиц и учредителей вновь создаваемых организаций, у которых суммарная стоимость активов более 10 млн МРОТ, а также приобретателей акций (долей) организаций, активы которых превышают 20 млн МРОТ. Формы ходатайства и уведомления, порядок их заполнения, а также список прилагаемых документов даны в приложениях к Приказу МАП России N 276. Организовать и проконтролировать подачу ходатайства или уведомления от имени юридического лица обязан его руководитель. Но в этом процессе должна принимать участие и бухгалтерия - ведь ряд документов и сведений (например, объемы производства и основные показатели хозяйственной деятельности) руководитель не сможет подготовить без участия главбуха.
Почем нарушения?
В новой редакции ст.19.8 КоАП РФ, утвержденной Федеральным законом от 20.08.2004 N 114-ФЗ, ответственность за нарушение антимонопольного законодательства разграничена на две категории. Во-первых, это штрафы за непредставление в ФАС России ходатайств и уведомлений в требуемых законом случаях. При этом под непредставлением понимается еще и направление таких документов с нарушением установленного порядка и сроков, а также отсутствие в них информации или документов, требуемых Приказом от 13.08.1999 N 276. Такие же последствия повлечет за собой направление документов не в тот территориальный орган ФАС России. За подобные нарушения штраф для организаций, как мы уже говорили, теперь составляет от 100 до 500 тыс. руб., для должностных лиц - от 3 до 50 тыс. руб., для граждан - от 1,5 до 2 тыс. руб. (п.1 ст.19.8 КоАП РФ). А п.2 ст.19.8 КоАП устанавливает ответственность за непредставление в ФАС России иных сведений, которые могут быть запрошены антимонопольным органом, например при рассмотрении ходатайства или правонарушения. Штрафы за это несколько ниже, но тоже весьма солидные: для организаций от 500 до 1000 МРОТ, для должностных лиц - от 20 до 30 МРОТ, для граждан - от 10 до 15 МРОТ.
Т.В.Старостина Эксперт "УНП" Подписано в печать 10.09.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |