|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Единый налог на вмененный доход ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 10)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", N 10, 2004
ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
Об изменениях, внесенных в главу 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ
За последнее время были приняты несколько законов, внесших изменения в гл.26.3 НК РФ. Рассмотрим эти изменения подробнее. 1. Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Вступил в силу с 1 октября 2004 г.
В соответствии с Законом в перечень видов деятельности, подпадающих под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, включена деятельность по оказанию услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках. Определено, что платные стоянки - это площади (в том числе открытые и закрытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств. Физическим показателем для этого вида деятельности является площадь стоянки (в квадратных метрах), базовая доходность составляет 50 руб. в месяц. 2. Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 66-ФЗ "О внесении изменений в статьи 346.27 и 346.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Действие Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 г. В соответствии с пп.6 п.2 ст.346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств. Законом N 66-ФЗ в ст.346.27 НК РФ включено определение транспортных средств: "транспортные средства - автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски". Физическим показателем для этого вида деятельности является количество транспортных средств (ранее - автомобилей), используемых для перевозок пассажиров и грузов. 3. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах". Вступает в силу с 1 января 2005 г. за исключением отдельных положений. Этим Законом с 1 января 2005 г. в перечень видов деятельности, подпадающих под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (п.2 ст.346.26 НК РФ), включена деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы. Установлено, что распространение и (или) размещение наружной рекламы - это деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие (ст.346.27 НК РФ). Физическим показателем для этого вида деятельности являются: - для распространения и (или) размещения печатной и (или) полиграфической наружной рекламы - площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы (в квадратных метрах); - для распространения и (или) размещения посредством световых и электронных табло наружной рекламы - площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы (в квадратных метрах). При этом под площадью информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы понимают площадь нанесенного изображения; под площадью информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы - площадь светоизлучающей поверхности (ст.346.27 НК РФ). С нового года увеличивается величина базовой доходности по всем видам деятельности (см. таблицу).
———————————————————————T—————————————————————T———————————————————¬ | Виды |Физические показатели| Базовая доходность| | предпринимательской | | в месяц (руб.) | | деятельности | +—————————T—————————+ | | | до | с | | | | 1 января| 1 января| | | | 2005 г. | 2005 г. | +——————————————————————+—————————————————————+—————————+—————————+ |Оказание бытовых услуг|Количество | 5 000 | 7 500 | | |работников, включая | | | | |индивидуального | | | | |предпринимателя | | | +——————————————————————+—————————————————————+—————————+—————————+ |Оказание ветеринарных |Количество | 5 000 | 7 500 | |услуг |работников, включая | | | | |индивидуального | | | | |предпринимателя | | | +——————————————————————+—————————————————————+—————————+—————————+ |Оказание услуг по |Количество | 8 000 | 12 000 | |ремонту, техническому |работников, включая | | | |обслуживанию и мойке |индивидуального | | | |автотранспортных |предпринимателя | | | |средств | | | | +——————————————————————+—————————————————————+—————————+—————————+ |Оказание услуг по |Площадь стоянки (в | 50 | 50 | |хранению |квадратных метрах) | | | |автотранспортных | | | | |средств на платных | | | | |стоянках | | | | +——————————————————————+—————————————————————+—————————+—————————+ |Розничная торговля, |Площадь торгового | 1 200 | 1 800 | |осуществляемая через |зала (в квадратных | | | |объекты стационарной |метрах) | | | |торговой сети, имеющие| | | | |торговые залы | | | | +——————————————————————+—————————————————————+—————————+—————————+ |Розничная торговля, |Торговое место | 6 000 | 9 000 | |осуществляемая через | | | | |объекты стационарной | | | | |торговой сети, не | | | | |имеющие торговых | | | | |залов, и розничная | | | | |торговля, | | | | |осуществляемая через | | | | |объекты нестационарной| | | | |торговой сети | | | | +——————————————————————+—————————————————————+—————————+—————————+ |Общественное питание |Площадь зала | 700 | 1 000 | | |обслуживания | | | | |посетителей (в | | | | |квадратных метрах) | | | +——————————————————————+—————————————————————+—————————+—————————+ |Оказание |Количество | 4 000 | 6 000 | |автотранспортных услуг|транспортных средств,| | | | |используемых для | | | | |перевозки пассажиров | | | | |и грузов | | | +——————————————————————+—————————————————————+—————————+—————————+ |Разносная (развозная) |Количество | 3 000 | 4 500 | |торговля (за |работников, включая | | | |исключением торговли |индивидуального | | | |подакцизными товарами,|предпринимателя | | | |лекарственными | | | | |препаратами, изделиями| | | | |из драгоценных камней,| | | | |оружием и патронами к | | | | |нему, меховыми | | | | |изделиями и технически| | | | |сложными товарами | | | | |бытового назначения) | | | | +——————————————————————+—————————————————————+—————————+—————————+ |Распространение |Площадь | — | 3 000 | |и (или) размещение |информационного поля | | | |печатной и (или) |печатной и (или) | | | |полиграфической |полиграфической | | | |наружной рекламы |наружной рекламы (в | | | | |квадратных метрах) | | | +——————————————————————+—————————————————————+—————————+—————————+ |Распространение |Площадь | — | 4 000 | |и (или) размещение |информационного поля | | | |посредством световых и|световых и | | | |электронных табло |электронных табло | | | |наружной рекламы |наружной рекламы (в | | | | |квадратных метрах) | | | L——————————————————————+—————————————————————+—————————+—————————— Изменен интервал значений корректирующего коэффициента К2, определяемого субъектами Российской Федерации. В настоящее время он составляет от 0,01 до 1 включительно, с 1 января 2005 г. - от 0,005 до 1 включительно. С 1 января 2006 г. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход будет вводиться не законами субъектов Российской Федерации, а нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Реализация товаров по агентскому договору
Организации торговли осуществляют свою деятельность самостоятельно либо через посредников, а иногда и сами выступают в роли посредников, реализуя товары других организаций. При реализации товаров в розницу через посредников возникают некоторые сложности, связанные с определением плательщика единого налога на вмененный доход. Минфин России в Письме от 11 июня 2004 г. N 03-05-12/51 отмечает, что на основании гл.26.3 НК РФ обстоятельством, с которым НК РФ связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате единого налога на вмененный доход, является осуществление организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности в сфере розничной торговли через принадлежащий ему на определенных правах (собственность, аренда и т.п.) объект стационарной или нестационарной торговой сети и получение дохода от данного вида предпринимательской деятельности. При этом, по мнению Минфина России, определяющим при решении вопроса об отнесении к предпринимательской деятельности по розничной торговле (в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход) сделок по продаже товаров в розницу, совершаемых посредниками, будет являться условие посреднического договора, определяющее сторону сделки, от имени которой будут совершаться юридические и иные действия. Продажа товаров через посредников часто оформляется агентским договором. В соответствии с п.1 ст.1005 ГК РФ агентский договор - это договор, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. При этом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки; по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Таким образом, агент (посредник), реализующий товары принципала в розницу, будет являться плательщиком единого налога на вмененный доход только при одновременном выполнении двух условий: 1) согласно условиям агентского договора агент совершает сделки от своего имени и за счет принципала; 2) агент совершает сделки через принадлежащий ему на определенных правах (собственность, аренда и т.д.) объект организации торговли. В этом случае доходы принципала подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (или с применением упрощенной системы налогообложения). Соответственно принципал будет являться плательщиком единого налога на вмененный доход в случае, если агент действует от имени и за счет принципала через объекты организации торговли, принадлежащие принципалу. Налогообложение доходов агента в этом случае должно производиться в общеустановленном порядке (или с применением упрощенной системы налогообложения). Никто из сторон посреднического договора не будет подпадать под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в случаях, когда: - агент действует от имени и за счет принципала через принадлежащий агенту (используемый агентом) на правовых основаниях объект организации торговли; - агент действует от своего имени и за счет принципала через принадлежащий принципалу (используемый принципалом) на правовых основаниях объект организации торговли.
Применение специальных налоговых режимов при осуществлении продажи и ремонта машин
Организации, торгующие автомобилями, часто оказывают услуги по их ремонту. Минфин России в Письме от 23 июня 2004 г. N 03-05-12/58 разъяснил порядок применения такими организациями специальных налоговых режимов. На основании п.3 ст.346.26 НК РФ субъекты Российской Федерации могут вводить систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении видов предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного п.2 указанной статьи. В указанный перечень входит деятельность по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (пп.3 п.2 ст.346.26 НК РФ). Поэтому если законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится организация, оказывающая услуги по ремонту машин, в отношении деятельности по ремонту машин введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, такая организация в обязательном порядке переводится на уплату единого налога на вмененный доход по этой деятельности. При этом Минфин России обращает внимание на то, что перевод на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по данному виду деятельности не ставится в зависимость от того, кому оказываются услуги (юридическим или физическим лицам) и в какой форме происходит расчет за оказываемые услуги (безналичный или наличный). Что касается деятельности по торговле машинами, то при решении вопроса о ее налогообложении следует исходить из определения розничной торговли, содержащегося в ст.346.27 НК РФ. Напомним, что согласно указанной статье розничная торговля - это торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. При этом установлено, что к данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в пп.6 - 10 п.1 ст.181 НК РФ. Поскольку согласно пп.6 п.1 ст.181 НК РФ автомобили легковые независимо от их мощности признаются подакцизными товарами, то деятельность, связанная с их розничной продажей, не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Организация, торгующая автомобилями, должна применять по этому виду деятельности общий режим налогообложения либо вправе перейти на упрощенную систему налогообложения при соблюдении условий, установленных в ст.346.12 НК РФ. Отметим, что прямого запрета на применение упрощенной системы налогообложения организациями, торгующими подакцизными товарами, гл.26.2 НК РФ не содержит (запрет распространяется только на производителей подакцизных товаров).
С.Н.Сергеева Подписано в печать 09.09.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |