Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Упрощенная система налогообложения ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 10)



"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", N 10, 2004

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Основные средства

Получение основных средств в порядке правопреемства

Согласно пп.1 п.1 ст.346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение основных средств.

Пунктом 2 данной статьи установлено, что расходы, указанные в п.1, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ. Напомним, что согласно п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Минфин России в Письме от 6 мая 2004 г. N 04-02-05/1/37 обращает внимание на то, что условием отнесения стоимости вводимых в эксплуатацию основных средств к расходам налогоплательщика в целях исчисления единого налога при применении упрощенной системы налогообложения является их приобретение.

Однако, поскольку при получении основных средств в порядке правопреемства в результате присоединения другой организации организация не несет никаких затрат, стоимость этих основных средств, по мнению Минфина России, не может быть отнесена на расходы налогоплательщика.

Строительство, модернизация

и реконструкция основных средств

Содержащийся в п.1 ст.346.16 НК РФ перечень расходов, которые могут быть учтены налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, является исчерпывающим.

Согласно Письму МНС России от 7 мая 2004 г. N 22-1-14/853, поскольку расходы по строительству объектов основных средств и достройке объектов незавершенного строительства не включены в указанный перечень, налогоплательщики не вправе при исчислении налоговой базы уменьшать сумму полученных доходов на эти расходы.

По этой же причине на уменьшение налоговой базы по единому налогу не могут быть отнесены расходы на модернизацию и реконструкцию основных средств (см. Письмо Минфина России от 6 мая 2004 г. N 04-02-05/1/37).

Устранение двойного налогообложения

Как сообщается в Письме МНС России от 6 мая 2004 г. N 22-1-14/818 "Об упрощенной системе налогообложения" в отношении единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, нормы международных соглашений об избежании двойного налогообложения не применяются. Дело в том, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает устранение двойного налогообложения только в отношении налога на прибыль, установленного гл.25 НК РФ. Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ специальной статьи по устранению двойного налогообложения не содержит.

О минимальном налоге

Пунктом 6 ст.346.18 НК РФ установлено, что по итогам налогового периода налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог, исчисляемый как 1 процент от суммы доходов, если сумма этого налога больше величины налога, исчисляемого в общеустановленном порядке (по ставке 15 процентов от суммы доходов, уменьшенной на величину расходов).

Так как в соответствии со ст.48 Бюджетного кодекса РФ доходы от уплаты единого и минимального налогов при применении упрощенной системы налогообложения распределяются органами федерального казначейства по различным уровням бюджетной системы Российской Федерации и различным нормативам отчислений, возникает вопрос о правомерности зачета квартальных авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога.

Согласно Письму Минфина России от 15 июля 2004 г. N 03-03-05/2/50 минимальный налог является не дополнительным налогом помимо единого налога, а, по существу, лишь формой единого налога. Этот элемент в гл.26.2 НК РФ был введен в связи с необходимостью обеспечения минимальных гарантий для работающих граждан по их пенсионному, социальному и медицинскому обеспечению.

Статьей 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщиков по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. При этом зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В связи с изложенным в упомянутом Письме Минфина России разъясняется, что в случае возникновения у налогоплательщиков обязанности по уплате минимального налога по итогам налогового периода суммы ранее уплаченных ими за истекшие отчетные периоды квартальных авансовых платежей единого налога подлежат возврату этим налогоплательщикам либо зачету в счет предстоящих им авансовых платежей по единому налогу за следующие отчетные периоды или по согласованию с территориальными органами федерального казначейства, - зачету в счет предстоящих платежей минимального налога в порядке, предусмотренном ст.78 НК РФ.

Порядок определения налоговой базы

по договору мены

Минфин России в Письме от 26 мая 2004 г. N 04-02-05/2/25 разъяснил порядок определения налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, при получении имущества по договору мены.

Минфин России обращает внимание, что согласно ст.39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Поэтому у организации, получившей по договору мены имущество, налоговая база увеличится на стоимость полученного имущества.

Порядок определения дохода

при использовании в расчетах векселей

Минфин России в Письмах от 9 июня 2004 г. N 03-02-05/2/31 и от 5 июля 2004 г. N 03-03-05/2/43 разъяснил порядок учета для целей налогообложения стоимости векселей, полученных в счет оплаты стоимости товаров. Согласно указанным Письмам сумма векселя включается в налоговую базу лишь один раз, а конкретно при его получении. При этом Минфин России ссылается на ст.ст.249, 250 и 251 НК РФ, которые согласно ст.346.15 НК РФ следует учитывать при определении объекта налогообложения по единому налогу:

в соответствии с п.2 ст.249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), выраженные в денежной и (или) натуральной форме;

согласно пп.10 п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;

на основании п.6 ст.250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде процентов, полученных по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

Далее следует вывод: ввиду того что вексель по своей сути является письменным долговым обязательством, при погашении векселя организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, налоговую базу увеличит только на величину процентов, полученных по нему.

По нашему мнению, более обоснованной выглядит точка зрения по этому вопросу МНС России.

Управление МНС России по г. Москве в Письме от 16 января 2004 г. N 21-14/02785 "О разъяснении отдельных положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации" на основании Письма МНС России от 19 декабря 2003 г. N 22-2-14/2547 разъяснило, что по своей природе вексель является лишь долговым обязательством, удостоверяющим обязательства сторон (заимодавца и заемщика), возникающие по договору займа. Поэтому вексель не может отождествляться ни с денежными средствами, ни с какой-либо иной формой эквивалента, используемого в товарном обращении, а это, в свою очередь, означает, что замена стороны (векселедержателя) по вексельному обязательству не изменяет содержания первоначального обязательства векселедателя.

В этой связи передача налогоплательщику покупателем (заказчиком) векселя (права требования исполнения обязательства по договору займа) в качестве оплаты по сделке не может быть признана фактом получения таким налогоплательщиком доходов, подлежащих в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах обязательному отнесению к объекту налогообложения.

Исходя из этого, по нашему мнению, на дату передачи права требования исполнения обязательства по векселю у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, не возникает фактических доходов ни в денежной, ни в натуральной форме.

Согласно Письму Управления МНС России по г. Москве датой получения дохода для такого налогоплательщика является день исполнения заемщиком (векселедателем) обязательства займа по предъявленному ему налогоплательщиком векселю либо день получения денежных средств от реализации векселя третьему лицу.

Расходы на содержание автотранспорта

На основании пп.12 п.1 ст.346.16 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе учесть для целей налогообложения расходы на содержание служебного автотранспорта. Состав таких расходов НК РФ не определен.

Минфин России в Письме от 22 июня 2004 г. N 03-02-05/2/40 разъяснил, что при отнесении тех или иных расходов к расходам на содержание служебного автотранспорта налогоплательщик должен учитывать следующие условия:

- транспортное средство должно использоваться организацией для извлечения прибыли;

- расходы должны быть обоснованными (под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме);

- расходы должны быть документально подтвержденными (под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации).

По мнению Минфина России, расходами на содержание служебного автотранспорта, в частности, могут быть признаны расходы на приобретение горюче-смазочных материалов в пределах норм, определенных в технической документации к транспортному средству, и расходы по оплате услуг автостоянки, в случае если с предприятием, содержащим автостоянку, заключен договор на оказание услуг.

Порядок исчисления страховых взносов

на обязательное пенсионное страхование

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождены от обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2 ст.346.11 НК РФ).

В соответствии с п.2 ст.10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом налогообложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ.

То есть при решении вопроса о начислении страховых взносов с тех или иных выплачиваемых работникам сумм следует руководствоваться гл.24 НК РФ.

Согласно п.1 ст.236 НК РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков-работодателей являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Обращаем внимание, что поскольку организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются налогоплательщиками налога на прибыль, на них не распространяется действие п.3 ст.236 НК РФ, согласно которому выплаты физическим лицам не признаются объектом налогообложения, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Поэтому, например, выплаченные за счет собственных средств организации премии работникам подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (см. Письма Минфина России от 12 мая 2004 г. N 04-04-04/57 и от 26 мая 2004 г. N 04-04-04/61).

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование учитывают в составе расходов на основании пп.7 п.1 ст.346.16 НК РФ.

Исходя из общего порядка признания расходов только после их фактической оплаты, установленного п.2 ст.346.17 НК РФ, в качестве расходов могут быть приняты только фактически уплаченные взносы.

Согласно п.3 ст.346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму исчисленного за налоговый (отчетный) период налога (квартального авансового платежа по налогу) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку указанные налогоплательщики не ведут налоговый учет расходов, возникает вопрос: должны ли эти суммы страховых взносов к моменту начисления и уплаты налоговых платежей уже быть внесенными в бюджет или они должны быть только начисленными к уплате?

Согласно Письму Минфина России от 26 мая 2004 г. N 04-02-05/2/25, поскольку в соответствии с п.2 ст.346.17 НК РФ расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты, налогоплательщики уменьшают сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Упрощенная система налогообложения

для организаций, имеющих обособленные подразделения

На основании пп.1 п.3 ст.346.12 НК РФ организации, имеющие филиалы и представительства, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Согласно гражданскому законодательству (ст.55 ГК РФ) филиалы и представительства являются обособленными подразделениями юридического лица.

В связи с этим у налогоплательщиков возникает вопрос: правомерно ли применение упрощенной системы налогообложения организациями, имеющими обособленные подразделения?

Ответ на этот вопрос содержится в Письме Минфина России от 9 июня 2004 г. N 03-02-05/3/49 (содержание которого соответствует п.4 не действующих в настоящее время Методических рекомендаций по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-22/706).

Из указанного Письма следует, что в пп.1 п.3 ст.346.12 НК РФ речь идет именно о филиалах и представительствах в том смысле, в котором они определены в ГК РФ, а не обо всех обособленных подразделениях, признаваемых таковыми в соответствии со ст.11 НК РФ.

Напомним, что согласно ст.55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту; филиалом - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом, действуют на основании утвержденных им положений и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места.

На основании изложенного в Письме Минфина России сделан вывод, что право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций.

Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.

Утрата права на применение

упрощенной системы налогообложения

В п.3 ст.346.12 НК РФ перечислены отдельные категории налогоплательщиков, которые не имеют права применять упрощенную систему налогообложения (пп.1 - 13), и установлены условия ее применения (пп.14 - 16).

Очевидно, что организация, соответствующая установленным в п.3 ст.346.12 НК РФ условиям на момент перехода на упрощенную систему налогообложения и нарушившая их в процессе применения этого специального налогового режима, должна вернуться на общий режим налогообложения.

Однако гл.26.2 НК РФ обязывает налогоплательщиков вернуться на общий режим налогообложения, только если по итогам налогового (отчетного) периода их доход превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн руб. (п.4 ст.346.13 НК РФ). В этом случае налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

В предыдущем номере журнала мы рассматривали Письмо Минфина России от 9 июня 2004 г. N 03-02-05/1/52, в котором говорится о том, что организация, в которой в результате смены состава учредителей доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, должна перейти на общий режим налогообложения. И такой переход, по мнению Минфина России, следовало осуществить с начала того налогового периода, в котором произошло это изменение.

В Письме от 5 августа 2004 г. N 03-03-02-04/1/2 Минфин России несколько изменил свою позицию и обозначил действия налогоплательщиков при нарушении условий применения упрощенной системы налогообложения более четко.

Согласно указанному Письму, если налогоплательщики при переходе на упрощенную систему налогообложения соответствовали условиям, соблюдение которых дает право на ее применение (п.3 ст.346.12 НК РФ), но в течение отчетного (налогового) периода их нарушили, то они обязаны перейти на общий режим налогообложения в том квартале, в котором перестали соответствовать указанным условиям, несмотря на то что п.4 ст.346.13 НК РФ этого не предусматривает.

Ю.Н.Самохвалова

Подписано в печать

09.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Предприятие общественного питания. Проведение торжественных мероприятий: оформление, оплата, учетные операции ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 10) >
Статья: Единый налог на вмененный доход ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.