|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Учет в школах-интернатах ("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2004, N 3)
"Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", N 3, 2004
УЧЕТ В ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ
Бухгалтерский учет в бюджетных образовательных учреждениях в любом случае сложнее, чем в коммерческих организациях. А среди образовательных учреждений школы-интернаты по сложности учета занимают особое место. Ведь в этих учреждениях необходимо учитывать не только расходы на оплату труда работников, в том числе и ночную, но и на питание и одежду учащихся, расходы на содержание детей-сирот. Для этого, как правило, используются различные источники финансирования, что также вносит свои особенности в ведение учета.
Правовая база деятельности школ-интернатов
Существуют школы-интернаты разных типов и видов. Они действуют на основании соответствующих Типовых положений, определяющих цели и задачи их деятельности. Наибольшее число интернатов создается в виде специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии: для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других неблагополучных детей. Деятельность таких учреждений регулируется Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288. Школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая специальные (коррекционные) для детей-сирот с отклонениями в развитии, действуют на основании Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676. Государственные и муниципальные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы), руководствуются в своей деятельности Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117. Для кадетских школ (школ-интернатов) разработано отдельное Типовое положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427. Специфика деятельности общеобразовательных школ-интернатов определяется Типовым положением, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612. Учредителями государственной школы-интерната могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальной школы-интерната - органы местного самоуправления. Допускается также совместное учредительство школы-интерната, основанное на объединении имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности, а также собственности общественных объединений и организаций, иностранных государств, юридических и физических лиц.
Типовые положения определяют наполняемость классов и воспитательных групп, деление на группы при проведении определенных видов занятий. В них оговорены особенности режима дня, обеспечивающего научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха. Его составляют с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в школе-интернате. В общеобразовательных школах-интернатах предельная наполняемость групп составляет 20 человек. В таблице приведена предельная наполняемость классов (групп), групп продленного дня в коррекционных учреждениях, которая зависит от их вида.
————————————————————————————————————————————T————————————————————¬ | Класс (группа) для детей: | Предельная | | |наполняемость (чел.)| +———————————————————————————————————————————+————————————————————+ |глухих | 6 | +———————————————————————————————————————————+————————————————————+ |слабослышащих и позднооглохших с легким | 10 | |недоразвитием речи, обусловленным | | |нарушением слуха | | +———————————————————————————————————————————+————————————————————+ |слабослышащих и позднооглохших с глубоким | 6 | |недоразвитием речи, обусловленным | | |нарушением слуха | | +———————————————————————————————————————————+————————————————————+ |слепых | 8 | +———————————————————————————————————————————+————————————————————+ |слабовидящих и поздноослепших | 12 | +———————————————————————————————————————————+————————————————————+ |имеющих тяжелые нарушения речи | 12 | +———————————————————————————————————————————+————————————————————+ |имеющих нарушения опорно—двигательного | 10 | |аппарата | | +———————————————————————————————————————————+————————————————————+ |имеющих задержку психического развития | 12 | +———————————————————————————————————————————+————————————————————+ |умственно отсталых | 12 | +———————————————————————————————————————————+————————————————————+ |глубоко умственно отсталых | 10 | +———————————————————————————————————————————+————————————————————+ |имеющих сложные дефекты | 5 | L———————————————————————————————————————————+————————————————————— Направляет детей в школу-интернат государственный или муниципальный орган управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. Принимают детей в школу-интернат в порядке, определенном ее уставом. Воспитанников школ-интернатов обеспечивают одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем в соответствии с установленными нормами. Также дети получают питание в соответствии с утвержденными нормами <1> и методическими рекомендациями по организации питания. По окончании школы-интерната воспитанникам бесплатно выдают комплект одежды и обуви, которым они пользовались во время обучения. ————————————————————————————————<1> Нормы обеспечения питанием и инвентарем опубликованы в рубрике "Справочник" на с. 76.
Воспитанники, которые проживают в коррекционном учреждении и находятся на полном государственном обеспечении, в соответствии с установленными нормативами получают питание, одежду, обувь, мягкий и жесткий инвентарь. Тех, кто не проживает в коррекционном учреждении, обеспечивают бесплатным двухразовым питанием. Школы-интернаты финансируются на основе государственных и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду учреждения. Как и все образовательные учреждения, школы-интернаты вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставами. Школа-интернат в установленном порядке может создавать подсобное сельское хозяйство, учебно-производственные мастерские. Имущество и финансовые ресурсы школы-интернаты получают из нескольких источников. Это собственные средства учредителя, бюджетные и внебюджетные средства, кредиты банков и другие заемные средства, безвозмездно полученное имущество от граждан и организаций, доходы от предпринимательства. Привлечение школой-интернатом дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов или абсолютных размеров финансирования за счет средств учредителя. За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей (законных представителей) взимают плату. Учредитель своим решением может освободить родителей от платы за содержание детей в интернате полностью или частично.
Оплата труда работников интернатов
Ставки заработной платы <2> (оклады) работников всех образовательных учреждений, включая школы-интернаты, определяют путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки (ЕТС) на тарифный коэффициент, соответствующий присвоенному разряду. Разряды педагогам устанавливают в зависимости от образования и стажа работы по специальности или в определенной должности либо от квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации. ————————————————————————————————<2> Подробнее об оплате труда педагогов можно прочитать в приложении N 2, 2004 на с. 27.
Заработная плата работника школы-интерната состоит из нескольких частей: - оплата труда исходя из ставок заработной платы и должностных окладов, которые установлены в соответствии с разрядами ЕТС; - доплаты за выполнение работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника; за условия труда, отклоняющиеся от нормальных; - выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, и процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях; - другие выплаты, предусмотренные законодательством.
Нормирование труда и зарплаты
Педагогам в зависимости от должности и специальности, с учетом особенностей труда установлена различная продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191. Для работников интернатов продолжительность работы за ставку: - 30 часов в неделю - для старших воспитателей образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей); - 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений и школ-интернатов (в том числе кадетских); образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии; оздоровительных учреждений образования санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа; образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста; образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы определена для: - учителей-дефектологов и учителей-логопедов - 20 часов в неделю; - воспитателей образовательных учреждений, работающих непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии, - 25 часов в неделю; - инструкторов по физической культуре, воспитателей в школах-интернатах, детских домах, в пришкольных интернатах - 30 часов в неделю. Сверх нормируемой части рабочего времени работники интернатов могут выполнять другую педагогическую работу, которая не конкретизируется по количеству часов согласно Положению о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений. Эта дополнительная часть трудовой деятельности вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом и правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными характеристиками. Она регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника. Размеры доплат и порядок их установления за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетом и др.), образовательное учреждение определяет самостоятельно в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляет в положении о материальном стимулировании или в коллективном договоре. Специфика деятельности школ-интернатов и условия труда в них, которые отличаются от нормальных, влекут за собой выплату доплат и надбавок, повышение ставок. Эти повышения (в процентах к ставке или должностному окладу) предусмотрены в Рекомендациях о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, направленных совместным Письмом от 16 января 2001 г. Минобразования России N 20-58-196/20-5 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 7. Так, в частности, педагогам и другим работникам за специфику работы в специальных учебных заведениях повышают ставки (должностные оклады): - за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для детей с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития), а также в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (классах, группах) для детей, нуждающихся в длительном лечении, - на 15 - 20 процентов; - за работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением: медицинским работникам - на 30 процентов, а педагогическим и другим работникам - на 15 - 20 процентов; - за работу в общеобразовательных школах-интернатах - на 15 процентов; - в образовательных учреждениях, где есть коррекционные отделения для детей с отклонениями в развитии или для нуждающихся в длительном лечении, должностной оклад руководителя повышается на 15 процентов. Если такие классы созданы в общеобразовательных школах-интернатах, то должностные оклады руководителей, а также работников, непосредственно занятых в таких классах, увеличивается на 20 процентов. При этом конкретный перечень работников, которым должны быть увеличены оклады на 15 - 20 процентов, и конкретный размер этого повышения определяет руководитель учреждения по согласованию с профсоюзом и органом самоуправления образовательного учреждения. Эти параметры зависят от степени и продолжительности общения работников с учащимися, которые имеют отклонения в развитии, нуждаются в длительном лечении, или с детьми и подростками с девиантным поведением. Такие повышения образуют новые размеры ставок заработной платы (должностных окладов). Их применяют при исчислении заработной платы с учетом объема учебной нагрузки (педагогической работы) для определения размеров надбавок. Кроме того, в школах-интернатах установлены доплаты компенсационного характера за условия труда, отклоняющиеся от нормальных: - за работу в ночное время - не ниже 35 процентов часовой ставки за каждый час работы в ночное время (в период с 10 часов вечера до 6 часов утра); - за работу с неблагоприятными условиями труда - до 12 процентов ставки. В случае работы с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - до 24 процентов ставки; - воспитателям, помощникам воспитателей, младшим воспитателям за переработку сверх положенного времени из-за неявки сменяющего сотрудника или родителей: не менее чем в полуторном размере - за первые два часа работы и не менее чем в двойном размере - за последующие.
Учет зарплаты
Практически все суммы, которые начисляются работникам бюджетных учреждений (за исключением ссуд из фонда материального поощрения, а также социальных выплат): все виды зарплаты, премии, пособия по временной нетрудоспособности и др. учитывают на субсчете 180 "Расчеты по оплате труда". Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н (далее - Инструкция N 107н), проводки делают с учетом источников возмещения этих расходов: Дебет 200 (201) Кредит 180 - начисление оплаты труда (включая премии) штатным работникам за счет бюджетных средств; Дебет 225 Кредит 180 - начисление оплаты труда (включая премии) штатным работникам за счет целевых средств; Дебет 220 Кредит 180 - начисление оплаты труда (включая премии за основные результаты деятельности) штатным работникам за счет доходов от предпринимательской деятельности; Дебет 223 Кредит 180 - начисление премий и иных выплат работникам за счет прибыли, полученной от предпринимательской деятельности; Дебет 193 Кредит 180 - начисление социальных выплат работникам за счет средств государственных внебюджетных фондов.
Учет продуктов питания
Школы-интернаты обязаны обеспечить учащихся питанием <3>. Для учета продуктов Инструкцией N 107н предусмотрен специальный субсчет 061 "Продукты питания". На нем учитывают продовольствие в учреждениях, в сметах доходов и расходов которых предусмотрены ассигнования на эти цели. ————————————————————————————————<3> Об организации и учете питания учащихся можно прочитать в приложении N 1, 2004 на с. 39.
Основные требования по организации учета продуктов питания как разновидности материальных запасов сформулированы в гл.2 Инструкции N 107н. Нормы питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в школах-интернатах всех типов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 (далее - Постановление Правительства РФ N 409). В учреждении и самой столовой должен быть организован раздельный учет продуктов, которые приобретаются за счет бюджетных ассигнований, целевых средств, внебюджетных источников и средств от предпринимательской деятельности. Полную материальную ответственность за прием, хранение и отпуск пищевых продуктов и тары несет заведующий складом (кладовщик). За продукты питания, находящиеся в пищеблоке, материальную ответственность несет заведующий производством или шеф-повар, а при отсутствии их в штате - повар. С ними заключают договор о полной материальной ответственности. Со склада (из кладовой) продукты питания отпускают в производство по меню-требованию на выдачу продуктов питания (форма 299). В школах-интернатах, где питание учащихся входит в основной вид деятельности, меню-требование составляют ежедневно на основании норм раскладки продуктов и данных о количестве детей. В учреждениях, где имеется несколько норм суточного рациона питания, отличающихся друг от друга набором, количеством продуктов и стоимостью, меню-требование, меню-раскладку и требование составляют отдельно по каждой денежной норме. Если количество воспитанников изменилось больше чем на трех человек по сравнению с началом дня, то составляют расчет изменения потребности в продуктах питания. При увеличении выписывают накладную (требование) на склад по форме 434, а при уменьшении излишки сдают на склад, оформляя такой же накладной с указанием "Возврат". Если в смете расходов предусмотрены ассигнования на питание, перемещение продуктов со склада на пищеблок не отражают на счетах бухгалтерского учета. Движение продовольствия на складе учитывают в книге складского учета (форма М-17). Расход продуктов отражают после их отпуска из пищеблока. Передачу продуктов питания в переработку в школах-интернатах, как правило, не оформляют, хотя фактически переработка производится. В аналитическом учете при передаче продуктов из кладовой на кухню (в столовую) должен быть отражен факт перехода ответственности за сохранность продуктов от кладовщика к начальнику столовой. Для учета поступления и списания продуктов питания делают проводки: Дебет 061 Кредит 178 - приобретение продуктов питания у поставщиков; Дебет 061 Кредит 160 - приобретение продуктов питания через подотчетных лиц. Если продукты приобретают за счет бюджетных ассигнований или целевых средств, то делают проводку на сумму произведенной оплаты: Дебет 178 Кредит 091. А покупку продовольствия за счет средств от предпринимательской деятельности оформляют так: Дебет 178 Кредит 111. Переработку (приготовление блюд после поступления пищевых продуктов на кухню) учитывают проводками: Дебет 222 Кредит 061 - на стоимость продуктов питания, переданных в переработку; Дебет 222 Кредит субсчета учета затрат - на сумму затрат по переработке; Дебет 061 Кредит 222 - на стоимость продуктов, полученных после переработки. Многие школы-интернаты имеют подсобные сельские хозяйства, продукция которых идет в том числе и на питание воспитанников. Для оформления этих операций используют специальную схему проводок. Оприходование продукции подсобных (учебных) сельских хозяйств оформляют так: Дебет 080 Кредит 220 - на сумму плановой себестоимости сельскохозяйственной продукции, рассчитанной как произведение фактического объема выращенной, заготовленной или выпущенной продукции на плановую себестоимость единицы объема этой продукции. Передачу сельскохозяйственной продукции для нужд учреждения учитывают проводкой: Дебет 061 Кредит 080 - на сумму плановой себестоимости сельхозпродукции, передаваемой в качестве продуктов питания. Передачу продовольствия в собственную столовую оформляют двумя проводками: Дебет 080 Кредит 061 - на балансовую стоимость отпущенных продуктов питания; Дебет 080 Кредит 401 - на сумму наценки по переданным в производство продуктам питания. Списание стоимости продуктов при использовании произведенной из них продукции оформляют так: Дебет 200 Кредит 080 - на питание учащихся, воспитанников за счет бюджетных средств. Списывают стоимость продуктов при реализации продукции, произведенной из них, таким образом: Дебет 111 Кредит 080 - на сумму безналичных денежных средств, полученных за реализованную продукцию (по цене реализации); Дебет 120 Кредит 080 - на сумму наличных денег, поступивших в кассу за реализованную продукцию (по цене реализации); Дебет 280 Кредит 400 - на сумму стоимости продукции по цене приобретения; Дебет 401 Кредит 400 - на сумму наценки.
Учет одежды и мягкого инвентаря
Кроме питания воспитанников школ-интернатов обеспечивают одеждой, обувью и мягким инвентарем. Нормы обеспечения этими вещами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общеобразовательных школах-интернатах всех типов утверждены Постановлением Правительства РФ N 409 (так же, как и перечень одежды, обуви, мягкого инвентаря, выдаваемых выпускникам интернатов при их трудоустройстве). В бухгалтерском учете весь инвентарь учитывают как малоценные предметы. МБП приходуют на основании первичных учетных документов (счетов, актов и др.) в момент получения. Их отражают в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, то есть по фактическим расходам на приобретение. Белье, постельные принадлежности, одежду и обувь на складе в школах-интернатах учитывают на субсчете 072. Движение малоценных предметов отражают в книге по форме М-17, разделяя на группы по наименованиям, количеству и материально-ответственным лицам: - белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.); - постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.); - одежда и обмундирование (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.); - обувь (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.); - спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.). Аналитический учет по субсчету 072 в бухгалтерии ведут по наименованиям, количеству, стоимости, группам и материально ответственным лицам (МОЛ) на карточках по формам ОС-9 и 296. На субсчете 073 учитывают белье, постельные принадлежности, одежду и обувь, находящиеся в эксплуатации. Малоценные предметы, как на складах, так и в эксплуатации, закрепляют за лицами, ответственными за их сохранность. Материально-ответственное лицо при получении постельных принадлежностей со склада обязано убедиться в том, что на всех полученных предметах проставлены штампы с наименованием учреждения и обозначением года (месяца) выдачи их в эксплуатацию. По постельным принадлежностям в эксплуатации ведут сортовой количественный учет на карточках складского учета или в книгах сортового учета. После выдачи их должностным лицам, на которых возложена ответственность за их сохранность, они не списываются в расход, а числятся под отчетом у этих лиц. Выдачу предметов со склада в эксплуатацию стоимостью до 1/2 минимального размера оплаты труда производят на основании ведомости выдачи материалов на нужды учреждения (форма 410), а свыше 1/2 МРОТ - по накладной (требованию) по форме 434. Начисление износа по малоценным предметам в процессе их эксплуатации в бюджетных учреждениях не производят. Поэтому независимо от того, в каком виде деятельности используются малоценные предметы, их стоимость списывают на расходы (по основной деятельности или по деятельности, финансируемой за счет целевых средств) или на себестоимость продукции (по предпринимательской деятельности). Пришедший в ветхость и негодность инвентарь списывают с учетом установленных сроков службы на основании акта о списании малоценных предметов по форме 443, утвержденного руководителем учреждения. Учет операций по выбытию и перемещению малоценных предметов ведут в накопительной ведомости по форме 438 (мемориальный ордер 10). При учете одежды и мягкого инвентаря в школах-интернатах используют следующую схему проводок. Безналичная оплата приобретения малоценных предметов оформляется двумя проводками: Дебет 178 Кредит 091 (101, 110, 111) - на сумму предварительной оплаты; Дебет 070 (072) Кредит 178 - на сумму стоимости оприходованных предметов. Приобретение МБП за наличный расчет оформляется двумя другими записями: Дебет 160 Кредит 120 - на сумму наличных денег, выданных из кассы материально-ответственному лицу для приобретения малоценных предметов; Дебет 070 (072) Кредит 160 - на сумму стоимости оприходованных предметов. При получении малоценных предметов корреспонденция счетов зависит от источника финансирования: Дебет 200 (201) Кредит 260 - при приобретении малоценных предметов за счет ассигнований из бюджета; Дебет 220 Кредит 260 - за счет средств от предпринимательской деятельности; Дебет 225 Кредит 260 - за счет целевых средств; Дебет 223 Кредит 260 - за счет прибыли. Списание малоценных предметов оформляется проводкой: Дебет 260 Кредит 071 (073) - на сумму стоимости малоценных предметов по балансовой стоимости. Если при списании белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви остаются материалы для ремонта и других хозяйственных нужд, то эту операцию оформляют записями в зависимости от источника, за счет которого были приобретены списанные МБП: Дебет 063 Кредит 270 - на увеличение целевых средств на содержание учреждения по предметам, приобретенным за счет бюджетных средств; Дебет 063 Кредит 241 - по предметам, приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности; за счет целевых средств и безвозмездных поступлений.
Внебюджетное финансирование
Школы-интернаты могут получать деньги не только из бюджета, но и из других источников. Например, доходы от предпринимательской деятельности, целевые средства (включая плату родителей) и безвозмездные поступления. В соответствии с п.106 Инструкции N 107н для учета внебюджетных средств применяют субсчета: - 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления", где учитывают средства, полученные для финансирования конкретных программ или мероприятий. Их расходование на иные цели не допускается; - 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности". Направление их использования определяет само образовательное учреждение. Внебюджетные расходы должны быть предусмотрены в смете доходов и расходов за счет целевых средств и безвозмездных поступлений.
Родительская плата
Согласно п.136 Инструкции N 107н, в школах-интернатах родители ежемесячно не позднее 10-го числа вносят плату за содержание детей. При отчислении воспитанника из интерната (по болезни, из-за перемены места жительства и т.д.) внесенную за его содержание плату возвращают за все оставшиеся дни месяца. Излишне внесенные суммы на содержание воспитанников в интернатных учреждениях возвращают по заявлению, поданному в органы, которые исполняют соответствующие бюджеты. Делается это до истечения установленного срока со дня поступления денег в бюджет. Средства за содержание детей родители перечисляют по извещению-квитанции (форма N ПД-4) на счет в органе федерального казначейства или кредитной организации. Плату можно принимать и в кассу школы-интерната наличными <4>. Тогда принятые суммы ежедневно сдают на счет учреждения. Деньги, поступившие на счет школы-интерната, перечисляются в доход соответствующего бюджета. ————————————————————————————————<4> О том, как правильно оформить получение оплаты за обучение, читайте в приложении N 4, 2002 на с. 10 - 11, 53 - 55.
Для учета родительской платы (ее получения и расходования) используют субсчета 172, 227, 272. Аналитику по субсчету 172 ведут в ведомости по расчетам с родителями на содержание детей в детских учреждениях по форме 327. Суммы родительской платы, фактически не внесенные на конец года, считают дебиторской задолженностью и переносят на следующий год. Средства, поступающие от родителей за содержание или питание детей в школах-интернатах, оформляют следующими проводками: Дебет 172 Кредит 272 - на суммы начисленной платы; Дебет 120 (091, 101) Кредит 172 - на суммы поступившей родительской платы; Дебет 173 Кредит 091 (101) - на суммы, внесенные в доход бюджета; Дебет 172 Кредит 173 - начисление платы за нахождение воспитанника в школе-интернате за фактические дни пребывания. Расходы, произведенные за счет родительской платы, учитывают так: Дебет 227 Кредит счетов учета расходов - на сумму произведенных расходов; Дебет 272 Кредит 227 - на сумму расходов, произведенных за счет родительской платы в течение года. Последнюю проводку (списание фактических расходов на содержание учреждения за счет родительской платы) делают в конце года. Плату за питание детей в интернатах при школах за текущий месяц родители вносят ежемесячно не позднее 5-го числа этого месяца. Начисление платы за питание детей производят на основании списков, составленных по группе и подписанных воспитателем и директором школы. Плату за питание вносят в том же порядке, что и за содержание детей. Расходование средств без предварительной сдачи на счет не допускается. Плату за питание можно принимать и продуктами. От родителей продовольствие принимают по накладной (требованию), которую составляют в трех экземплярах.
Прочие внебюджетные средства
Операции по движению средств, полученных за счет внебюджетных источников, учитывают в накопительной ведомости по форме 381 (мемориальный ордер 3) раздельно по субсчетам. Аналитический учет по субсчету 110 ведут по видам целевых средств и безвозмездных поступлений на многографных карточках (форма 283 или форма 0512026). Движение целевых средств оформляют следующей проводкой: Дебет 110 Кредит 270 - поступление целевых средств. Расходы за счет безвозмездных поступлений (целевой финансовой помощи на содержание и развитие учреждений, благотворительных пожертвований, грантов и т.п.) учитывают так: Дебет 225 Кредит счетов учета расходов - на суммы расходов по приобретению материальных ценностей для нужд школы-интерната и другие расходы в соответствии с назначением целевых средств. В конце года списывают расходы, произведенные за счет целевых средств и аккумулированные на субсчете 225: Дебет 270 Кредит 225. При оказании школой-интернатом платных услуг в рамках основной деятельности поступающие средства отражают так: Дебет 175 Кредит 270 - на сумму начисленной платы; Дебет 110 (120) Кредит 175 - на сумму поступивших средств.
А.Б.Вифлеемский К. э. н., директор Центра экономики образования Подписано в печать 09.09.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |