Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О признаках налога в Налоговом кодексе Российской Федерации ("Финансы", 2004, N 9)



"Финансы", N 9, 2004

О ПРИЗНАКАХ НАЛОГА В НАЛОГОВОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пришедшие к нам из глубин веков налоги претерпели на своем долгом пути немало изменений. Виды, формы, количество и роль налогов эволюционизировали вместе с развитием общества и государства. Соответственно менялось и представление о налогах. Высокая обусловленность налогов конкретными историческими рамками не оставляет нам надежд, как заметил Ф. Меньков, на какое-то "окончательное" определение налога. Между тем потребность в определении налога с очевидностью вызывается, как минимум, двумя обстоятельствами.

Первое обстоятельство связано с гносеологическими основами деятельности людей, с имманентной потребностью человека в углублении представлений об окружающем его мире, с познанием реальных общественных отношений. Здесь вопрос стоит о научной формулировке налога.

Но не менее важно для определения налога и второе обстоятельство - утилитарное. Налог - существенное явление повседневной практики, он устанавливается законом и непосредственно затрагивает важнейший аспект бытия всех и каждого. Чтобы разумно прописать и применять налоговый закон также необходимо четкое определение налога. Нет нужды останавливаться на взаимосвязи этих двух обстоятельств, обсуждение которых следует ниже.

Если говорить о практической стороне проблемы, то естественной отправной точкой анализа являются положения Налогового кодекса (НК РФ), где в ст.8 дается следующее определение налога: "Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

Данная формулировка справедливо подвергается разносторонней критике (В.А. Кашин, В.Г. Пансков, С.Д. Шаталов и др.), и действительно, она вызывает массу вопросов. Мало того, что в определении не упомянуто такое атрибутивное свойство налога, как "законность" (налог устанавливается только законом), - за исключением "обязательности" (т.е. принудительного в необходимых случаях взимания), все другие качественные признаки налога выглядят случайными или второстепенными.

К примеру, означает ли "индивидуальная безвозмездность" налога его не индивидуальную, но общественную или групповую возмездность? Упоминание "индивидуальной безвозмездности" несет, скорее, извинительную нагрузку, оставшуюся от "возмездности-возвратности" советских налогов. Сегодня налогу нет нужды извиняться за то, что он устанавливается государством в одностороннем порядке, не сообразуясь с желанием и возможностью отдельных людей, и используется, прежде всего, в общих интересах. Более того, определенная возмездность в налоговых отношениях всегда присутствует (пример - масса получаемых за казенный счет услуг), - другое дело, что в них отсутствует эквивалентность, но это, понятно, другой разговор.

Ничего специфического нет и в том, что налог взимается "в форме отчуждения", причем отчуждения не просто имущества налогоплательщиков, а "принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств": нет никакой иной формы взимания налога кроме "отчуждения", нет ничего нового и в перечислении гражданско-правовых форм принадлежности имущества.

Что же касается "денежных средств", то для понимания налога это не существенно, и более того, - ошибочно фактически: налог может быть взят и при отсутствии денежных средств. Кстати, ст.45 НК РФ прямо указывает на обоснованность "взыскания налога за счет иного имущества", чем явно противоречит исходному определению налога.

Понятие налога в НК РФ оттеняет вводимое там же (ст.8) понятие сбора, под которым "понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)". Сопоставление двух определений (налога и сбора) выявляет такие оттенки, которые еще более отдаляют рассматриваемые понятия от их понимания.

Остается только догадываться, чем платеж (налог) отличается от взноса (сбора), почему сбор не увязывается ни с формой "отчуждения", ни с "денежной" формой, ни с целями его взимания, ни с "индивидуальной безвозмездностью"?

Если называть вещи своими именами, то данное Кодексом определение сбора есть ни что иное как неудачная попытка "обновить" понятие пошлины, которая действительно является платой за государственную услугу и которая в исторически отдаленные времена соответствовала издержкам государства по оказанию этой услуги. Сегодня размер пошлины не стоит ни в какой связи с затратами на оплачиваемую ею услугу. А потому пошлина, за очень редким исключением, давно стала налогом и сохраняет свое название только в силу языковых традиций.

Наличие в НК РФ самостоятельных определений налога и сбора не имеет содержательного оправдания и только загромождает текст Кодекса, обусловливая, с одной стороны, десятки лишних пунктов типа "плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики", а с другой, - позволяя отсутствием таких пунктов по-разному трактовать статус плательщиков налогов и сборов. Типичным примером тому служит гл.16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ, где отсутствует упоминание плательщика сборов, а следовательно, для них не предусматривается никакой ответственности!

Случайность рассматриваемых дефиниций обнаруживается также в том, что, во-первых, Кодекс не соотносит такие термины, как налог, сбор, платеж, взнос, и, во-вторых, совершенно не раскрывает смысл не менее достойных и широко используемых понятий - пошлина, акциз.

На первый взгляд может показаться, что эти замечания носят академический характер. Однако включение в Кодекс противоречивых, поверхностных или двусмысленных формулировок немедленно ведет к законодательному хаосу, когда заинтересованная трактовка недостаточно четко прописанных строчек Кодекса позволяет доводить до абсурда смысл обложения. Погоня за кажущейся строгостью определения налога на деле ведет к множественности упоминаемых признаков, которые, в свою очередь, требуют комментариев, и таким образом утрачивается однозначность понимания налога. С другой стороны, оперирование столь широкими признаками позволяет использовать их различные оттенки и давать недостаточно убедительную группировку платежей.

По нашему мнению, нет никакой необходимости давать в Кодексе строгое определение налогу. Известно, что определить любое широкое понятие, к каковым относится и налог, довольно сложно. Многословие при этом неизбежно обращается в тавтологию и только затушевывает смысл понятия. Налоговый кодекс не учебник, где полезны рассмотрение разных граней предмета и рассуждения об их противоречивости. В Кодексе должны быть прописаны все конкретные обстоятельства уплаты налога, но не абстрактные соображения о природе платежа.

Если говорить об общем определении налога, то можно заметить, что у разных исследователей она различается набором включаемых в формулировку признаков. Такой подход с научной точки зрения вполне оправдан, поскольку разнообразие взглядов на налог позволяет точнее охарактеризовать это многоплановое и развивающееся явление общественной жизни применительно к конкретным целям исследования. Понятно также, что данному подходу присуща и определенная ограниченность, связанная, прежде всего, с субъективностью вменяемых налогу признаков. Придать объективность процессу отбора наиболее обще характеризующих налог признаков могло бы, на наш взгляд, рассмотрение налога в его генетической связи с государством.

Бесспорно, налоги - атрибут государства, поэтому логично предположить, что основные признаки налога связаны с сущностными чертами его (государства) бытия. Не случайно в разных определениях налога в той или иной степени находят отражение важнейшие аспекты государственной жизнедеятельности: законность, принудительность, безэквивалентность. Эти и другие "популярные" признаки налога одновременно являются и отличительными свойствами любого государства. С другой стороны, малозначимые для государства характеристики, как денежная форма налога, цели расходования налоговых поступлений и др., - не имеют принципиального значения и для налогов.

Используя этот подход, обратим внимание на такое "свойство" государственного хозяйства, составляющее важнейшую его характеристику, как продолжительность существования. То же можно сказать и о налоге: ясно, что речь идет не о конкретных видах налогов, которые можно вводить и отменять, а о налогах как объективной категории.

В этом смысле длительность существования налогов настолько очевидна, что о ней не принято упоминать. Между тем из этой характеристики следует вполне конкретный вывод - если налог, как и государство, существует практически вечно, то он должен обладать качеством или свойством воспроизводимости, т.е. иметь способность вновь и вновь доставлять государству необходимые средства.

Реально воспроизводимость налога означает воспроизводимость налоговой базы, а поскольку таковой является, вообще говоря, производство, то налог, следовательно, по природе своей не может подрывать свой собственной экономической основы - производства. Тем самым фискальная суть налога как постоянно возобновляющегося источника финансовых ресурсов предполагает существование для налога некоей границы, какого-то предела, за который он не может выйти, ибо это отрицательно скажется на производстве, налоговой базе и самом налоге.

Таким образом, "воспроизводимость" налога тождественна его "самоограниченности". Налоги в самих себе несут собственную меру, ограничивающую их действие в каждый момент времени требованием обеспечения условий воспроизведения налогов в будущем. Иначе говоря, сегодня налоги могут взять не более того, что определяется не только текущими бюджетными потребностями, но и необходимостью поступления средств завтра и далее, причем, как правило, в не меньших размерах.

Конечно, на практике налоги иногда "переступают" указанную грань, но это бывает либо в чрезвычайных ситуациях, когда правительство сознательно идет на финансовое перенапряжение хозяйства, либо по ошибке. В любом случае власть ответственна за принимаемые решения и их последствия. Правильная налоговая политика состоит в том, чтобы отвечать не частным, групповым или партийным интересам, а долговременным потребностям развития государства и общества. Одним из критериев тому служит приверженность налогов продолжительному времени действия, воспроизводимости, самоограниченности. Все эти взаимообусловленные признаки составляют основу взаимосвязи налогов с экономикой: налог - не одностороннее единовременное отношение по изъятию средств - в нем самом находит отражение экономическая возможность и граница такого изъятия.

Рассмотренный признак "воспроизводимости" позволяет решить уже упомянутую проблему, на которую обращают внимание многие специалисты <*>. Речь идет о различии понятий налога и штрафа. В. Пансков и В. Князев решают ее тем, что вводят в число "принципиальных признаков налога - регулярность". Авторы не раскрывают содержание "регулярности", поэтому и дополненное этим признаком определение налога не становится более четким.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Шаталов С. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). - 4-е изд. - М.: МЦФЭР, 2002, c. 63. Пансков В., Князев В. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов. - М.: МЦФЭР, 2003. С. 14 - 15.

В самом деле, является ли регулярным налог с наследств? Как доход бюджета, безусловно, является, а для плательщика - налог явно не регулярный. Но то же самое можно сказать и про штраф, а следовательно, признак регулярности не решает проблемы.

Проблема, на наш взгляд, решается введением признака "воспроизводимости" ("самосохраняемости") налога, понимаемого в описанном выше смысле: налог не может подрывать свою собственную базу. В этом плане штраф имеет целью уничтожить вызвавшее его явление (штраф - плата за то, что закон рассматривает как нарушение, призванная искоренить, противодействовать соответствующим нарушениям), тогда как налог в принципе не предполагает подрыв своей собственной основы.

Общий вывод - коль скоро есть неясности с определением (а в определении налога Кодексом они бесспорны), его нельзя включать в законодательный акт.

Возможно, в Кодексе следовало ограничиться словами Конституции Российской Федерации: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Тем самым мы бы не только освободили налоги от хаотических признаков, но и указали на конституционные основы обложения. В свою очередь, необходимые требования к налогам (например, о его денежной форме и отдельных элементах) можно раскрыть в конкретных положениях Кодекса.

Для такого практического документа, как Кодекс, строгая формулировка понятия налога не обязательна. Достаточно указать: налог - это то, что прописано в Кодексе. По этому поводу Й. Ланг - директор Института налогового права Кельнского университета, замечает: "Без легального определения (налога - И.Г.) с технической точки зрения можно обойтись при условии урегулирования всех налогов в Кодексе налоговых законов. Понятие налога отмирает при институционализации сбора, так что многие налоговые консультанты и служащие в своей практике не занимаются вопросом содержания понятия налога... и вообще обходятся без понятия налога" <**>.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Ланг Й. Проект кодекса налоговых законов для государств Центральной и Восточной Европы / Федеральное министерство финансов. - Бонн, 1993. С. 27 - 28.

Примерно так смотрят на налог создатели "Основ мирового налогового кодекса", когда в первых статьях "Учреждение налога" декларируют: "Настоящим учреждается налог..." <***> и далее дают название налога, а затем, в последующих статьях, раскрывают его элементы.

     
   ————————————————————————————————
   
<***> Хасси У, Любик Д. Основы мирового налогового кодекса. - "Такс Аналитс", 1993. С. 38, 108, 146.

С точки зрения сказанного вполне разумным надо считать понятие налога, данное в свое время Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 1991 г.: "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами". И далее все виды налоговых платежей объединялись одним словом "налог".

Преимущество достаточно общего определения налога состоит в том, что оно позволяет уйти от неизбежных изъянов, неточностей, двусмысленностей в описании столь сложного понятия. В Кодексе вполне допустимо уйти от проблемно-просветительских рассуждений, ограничившись исключительно утилитарными задачами. Так что хрестоматийная фраза Б. Франклина: "В этом мире нет ничего более постоянного, чем смерть и налоги", - рисует вполне приемлемый для практического использования образ налога как всеобъемлющего и неотвратимого предопределения свыше.

И.В.Горский

К. э. н.,

заведующий отделом

НИФИ Минфина России

Подписано в печать

08.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Налоговое обозрение от 08.09.2004> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 37) >
Статья: О разновекторной модели налогообложения ("Финансы", 2004, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.