![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: ...Российская организация оказывает на территории РФ услуги белорусским организациям. При этом организация предъявляет белорусским партнерам НДС и уплачивает его в бюджет РФ. Однако согласно Налоговому кодексу Белоруссии местом реализации услуг признается место деятельности потребителя. Таким образом, белорусский партнер удерживает и перечисляет в бюджет Белоруссии НДС за счет российской организации. Правомерно ли это? ("Налоговый вестник", 2004, N 10)
"Налоговый вестник", N 10, 2004
Вопрос: Российская организация оказывает на территории Российской Федерации услуги хозяйствующим субъектам Республики Белоруссия по проведению аттестации белорусских специалистов. При оказании данных услуг российская организация предъявляет белорусским партнерам НДС и уплачивает его в российский бюджет. Однако согласно Налоговому кодексу Республики Белоруссия местом реализации данных услуг признается место деятельности потребителя (пользователя) данных услуг. Таким образом, белорусский партнер российской организации, являясь налоговым агентом, удерживает и перечисляет в бюджет Республики Белоруссия НДС за счет российской организации. Правомерен ли тот факт, что российская организация дважды платит НДС? Имеет ли право российская организация принять к вычету налог, уплаченный в бюджет Республики Белоруссия?
Ответ: В соответствии со ст.13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Белоруссия установлен особый порядок применения НДС. Согласно данной статье вышеуказанного Федерального закона операции по реализации товаров хозяйствующим субъектам Республики Белоруссия облагаются НДС по ставке в размере 18% (или 10% по определенному перечню товаров), а суммы НДС, уплаченные белорусским хозяйствующим субъектам по товарам, происходящим и ввозимым с территории Республики Белоруссия, подлежат вычету (возмещению, зачету) в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 г. Вышеуказанные нормы не распространяются на операции по реализации работ (услуг), выполненных (оказанных) в рамках договоров между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Белоруссия. Таким образом, при решении вопроса о порядке обложения НДС стоимости работ (услуг), приобретаемых хозяйствующими субъектами одного государства у хозяйствующих субъектов другого государства, следует руководствоваться нормами внутреннего налогового законодательства этих двух государств. Так, российскому налогоплательщику, заключающему контракт на выполнение работ (оказание услуг) с белорусскими хозяйствующими субъектами, в целях применения НДС необходимо применять положения ст.148 НК РФ, на основании которой определяется место реализации работ (услуг) и, соответственно, порядок их налогообложения. Однако на практике в ряде случаев работы (услуги), выполняемые (оказываемые) во взаимной торговле, могут облагаться НДС дважды: как на территории Российской Федерации, так и на территории Республики Белоруссия. При этом следует отметить, что вычет (возмещение, зачет) сумм НДС, удержанных и уплаченных в бюджет Республики Белоруссия белорусскими хозяйствующими субъектами за счет средств, подлежащих перечислению российской организации за выполненные ею работы (оказанные услуги), российским налоговым законодательством не предусмотрен. В целях исключения возникновения подобных ситуаций российским налогоплательщикам, заключающим договора на выполнение работ (оказание услуг) с хозяйствующими субъектами Республики Белоруссия, следует предварительно проанализировать нормы российского и белорусского законодательства в отношении определения места реализации тех или иных работ (услуг) и учесть возможность возникновения их двойного обложения НДС при подписании контрактов.
А.Н.Лозовая Главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Подписано в печать 07.09.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |