Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Интернет-страница турфирмы ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 3)



"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", N 3, 2004

ИНТЕРНЕТ-СТРАНИЦА ТУРФИРМЫ

Планируя отправиться в путешествие, большинство из нас сначала просматривают предложения турфирм, размещенные в Интернете. Ведь таким способом можно быстро сравнить цены и услуги различных турагентов. Поэтому многие турфирмы размещают информацию о себе в Интернете <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Некоторые туроператоры предлагают турагентам, которые заключили с ними специальный договор, такую услугу, как бронирование туров через Интернет. Подробнее об этом читайте в статье, опубликованной в Приложении N 2, 2004, с. 16.

У бухгалтера турфирмы в этом случае возникает вопрос: как рассматривать расходы по созданию интернет-страницы и поддержанию ее в рабочем состоянии в учете? Возможно, такие расходы следует включить в состав нематериальных активов, а затем списывать на затраты через амортизацию. Но возможно, затраты на создание интернет-страницы и поддержание ее в рабочем состоянии относятся к рекламным расходам, тогда турфирме придется уплачивать с них налог на рекламу. Подробнее об этом - в нашей статье.

Из чего складываются расходы на интернет-страницу?

Бухгалтерский учет

Условия, при которых организация может включить актив в состав нематериальных, перечислены в п.3 Положения по бухгалтерском учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н. А в п.4 ПБУ 14/2000 приведен закрытый перечень объектов, которые относятся к нематериальным активам (если, конечно, выполняются все условия, перечисленные в п.3 этого ПБУ). Здесь в том числе названо исключительное авторское право на программы для ЭВМ и базы данных. Определения того, что является программой для ЭВМ и базой данных, приведены в п.1 ст.1 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных":

- программа для ЭВМ - это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата; под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;

- база данных - это объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Web-сайт, который состоит из одной или нескольких интернет-страниц, представляет совокупность информационно-технических средств, обеспечивающих представительство в сети Интернет.

Таким образом, понятие web-сайта (а следовательно, и интернет-страницы) не подпадает ни под определение программы для ЭВМ, ни под определение базы данных. И его нельзя рассматривать как нематериальный актив. Как следует из Письма УМНС России по г. Москве от 11 июля 2003 г. N 21-09/38570, сделать это нельзя даже в том случае, если у организации имеется исключительное авторское право на использование web-сайта в соответствии с авторским договором. Напомним, что наличие у организации исключительных прав на использование актива является одним из условий, при которых актив можно включить в состав нематериальных (пп."ж" п.3 ПБУ 14/2000).

А являются ли расходы по созданию интернет-страницы и поддержанию ее в рабочем состоянии рекламными? Обратимся к ст.2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", в которой дается определение рекламы. Итак, реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. А ведь именно для этого интернет-страница и создается.

Поэтому расходы по созданию web-сайта, его размещению в Интернете и поддержанию в рабочем состоянии - рекламные. Аналогичная точка зрения высказана в Письме УМНС России по г. Москве от 7 мая 2003 г. N 26-12/25025 (далее - Письмо УМНС России по г. Москве N 26-12/25025).

Налоговый учет

Требования гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ, касающиеся того, какие активы организации подпадают под понятие нематериальных, во многом схожи с требованиями ПБУ 14/2000. Например, п.3 ст.257 Налогового кодекса РФ предусматривает, что для того, чтобы отнести имущество к нематериальным активам, у организации должны быть документы, подтверждающие существование нематериального актива или исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности. Однако обратите внимание на то, что ПБУ 14/2000 требует, чтобы у организации были оба этих документа: и подтверждающий существование самого нематериального актива, и подтверждающий исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности. Требования Налогового кодекса РФ более лояльны: достаточно подтвердить лишь одно из названных условий.

Кроме того, перечень объектов, которые можно включить в состав нематериальных активов, приведенный в п.3 ст.257 Налогового кодекса РФ, не является закрытым. К нематериальным активам можно отнести любые результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), которые используются в производственных или управленческих целях организации в течение длительного времени - свыше 12 месяцев.

Интернет-страница является объектом интеллектуальной собственности, используется турфирмой в производственных целях, причем обычно свыше 12 месяцев, поэтому ее можно отнести к нематериальным активам. Конечно, при условии, что у турфирмы есть документы, подтверждающие существование сайта (или исключительных прав у организации на него), а также расходов по созданию или приобретению этого сайта. Аналогичные разъяснения по данному вопросу приведены в Письме Минфина России от 17 июля 2003 г. N 04-02-05/2/37. А вот в письме УМНС России по г. Москве N 26-12/25025 говорится о том, что поскольку расходы по созданию интернет-страницы являются рекламными, то в целях налогообложения прибыли они включаются в состав прочих расходов (пп.28 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ). Причем такие расходы (как рекламные расходы через телекоммуникационные сети) принимаются в целях налогообложения прибыли в полном размере. Это следует из п.4 ст.264 Налогового кодекса РФ.

Как же быть турфирме в данном случае - руководствоваться мнением Минфина России или УМНС России по г. Москве? Как вы знаете, согласно п.7 ст.3 Налогового кодекса РФ, все сомнения, неясности и противоречия законодательных актов трактуются в пользу налогоплательщика. Поэтому в данном случае турфирма может выбрать тот вариант учета, который ей удобен. Иначе говоря, или отразить указанные расходы в составе нематериальных активов, или же включить их в состав прочих. Второй способ более приемлем, учитывая, что в этом случае турфирме удастся сблизить данные бухгалтерского и налогового учета.

Как отразить расходы

по созданию интернет-страницы в учете?

Бухгалтерский учет

В бухучете эти расходы (как рекламные) должны быть отнесены на счет 44 "Расходы на продажу". Однако поскольку созданный сайт будет использоваться в течение длительного времени, то для целей равномерного формирования финансового результата расходы на его создание необходимо сначала отнести на счет 97 "Расходы будущих периодов", а затем постепенно списывать на счет 44 "Расходы на продажу". Делать это нужно в течение всего срока использования интернет-страницы, который обычно указывается в договоре с поставщиком программного продукта. Если же этот срок не оговорен, то его нужно установить в учетной политике турфирмы.

Налоговый учет

Если турфирма отразила стоимость интернет-страницы как нематериальный актив, тогда ей придется ежемесячно начислять его амортизацию. Делать это нужно в течение всего срока использования интернет-страницы, который может быть установлен в договоре на разработку странички для турфирмы, заключенном с фирмой-разработчиком. Если же такой срок не установлен, то амортизацию следует начислять в течение 10 лет, если этот срок не превышает срок работы турфирмы (п.2 ст.258 Налогового кодекса РФ).

А если турфирма не стала включать расходы по созданию интернет-страницы в состав нематериальных активов? Как мы уже говорили в предыдущем разделе нашей статьи, в этом случае произведенные расходы (как рекламные) считаются прочими. Их следует списывать равномерно в течение срока использования интернет-страницы (так же, как и в бухучете), что следует из п.1 ст.272 Налогового кодекса РФ. Но это если турфирма применяет метод начисления. Если же она использует кассовый метод, то расходы принимаются в целях налогообложения прибыли в том периоде, когда они оплачены. Такой порядок предусмотрен в п.3 ст.273 Налогового кодекса РФ.

Пример. Турфирма "Путешествие" заключила договор с ЗАО "Программист" на создание своей странички в Интернете. На страничке должна быть размещена информация о турфирме и тех странах, в которые она организует поездки. Турфирма "Путешествие" планирует использовать эту страничку в течение пяти лет.

Разработка web-сайта была завершена в августе 2004 г., что подтверждается актом приемки-передачи выполненных работ. Стоимость работ в размере 47 200 руб. (в том числе НДС - 7200 руб.) была оплачена в этом же месяце.

В соответствии с местным законодательством в том городе, где работает турфирма "Путешествие", ставка налога на рекламу составляет 5 процентов.

В целях налогообложения прибыли турфирма "Путешествие" применяет кассовый метод.

В августе 2004 г. в учете турфирмы "Путешествие" бухгалтер сделает следующие проводки:

Дебет 97 Кредит 60

- 40 000 руб. (47 200 - 7200) - отражены расходы по созданию сайта турфирмы;

Дебет 19 Кредит 60

- 7200 руб. - отражен НДС согласно счету-фактуре ЗАО "Программист";

Дебет 60 Кредит 51

- 47 200 руб. - оплачена работа ЗАО "Программист" по созданию сайта турфирмы;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 7200 руб. - предъявлен к вычету из бюджета НДС;

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу"

- 2000 руб. (40 000 руб. х 5%) - начислен налог на рекламу (с суммы расходов по созданию интернет-страницы);

Дебет 44 Кредит 97

- 666,67 руб. (40 000 руб. : 5 лет : 12 мес.) - списана часть расходов по созданию сайта турфирмы.

Последнюю проводку бухгалтер турфирмы "Путешествие" будет делать ежемесячно в течение пяти лет - установленного срока использования сайта.

А в целях налогообложения прибыли турфирма сможет списать на прочие расходы 40 000 руб. в августе 2004 г.

Н.Н.Шишкоедова

Доцент кафедры

"Бухгалтерский учет и аудит"

Курганского социально-экономического института

Подписано в печать

06.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Представительские расходы ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 3) >
Статья: Экскурсии по городу на автомобиле ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.