![]() |
| ![]() |
|
Статья: Интернет-страница турфирмы ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 3)
"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", N 3, 2004
ИНТЕРНЕТ-СТРАНИЦА ТУРФИРМЫ
Планируя отправиться в путешествие, большинство из нас сначала просматривают предложения турфирм, размещенные в Интернете. Ведь таким способом можно быстро сравнить цены и услуги различных турагентов. Поэтому многие турфирмы размещают информацию о себе в Интернете <*>. ————————————————————————————————<*> Некоторые туроператоры предлагают турагентам, которые заключили с ними специальный договор, такую услугу, как бронирование туров через Интернет. Подробнее об этом читайте в статье, опубликованной в Приложении N 2, 2004, с. 16.
У бухгалтера турфирмы в этом случае возникает вопрос: как рассматривать расходы по созданию интернет-страницы и поддержанию ее в рабочем состоянии в учете? Возможно, такие расходы следует включить в состав нематериальных активов, а затем списывать на затраты через амортизацию. Но возможно, затраты на создание интернет-страницы и поддержание ее в рабочем состоянии относятся к рекламным расходам, тогда турфирме придется уплачивать с них налог на рекламу. Подробнее об этом - в нашей статье.
Из чего складываются расходы на интернет-страницу?
Бухгалтерский учет
Условия, при которых организация может включить актив в состав нематериальных, перечислены в п.3 Положения по бухгалтерском учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н. А в п.4 ПБУ 14/2000 приведен закрытый перечень объектов, которые относятся к нематериальным активам (если, конечно, выполняются все условия, перечисленные в п.3 этого ПБУ). Здесь в том числе названо исключительное авторское право на программы для ЭВМ и базы данных. Определения того, что является программой для ЭВМ и базой данных, приведены в п.1 ст.1 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных": - программа для ЭВМ - это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата; под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения; - база данных - это объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Web-сайт, который состоит из одной или нескольких интернет-страниц, представляет совокупность информационно-технических средств, обеспечивающих представительство в сети Интернет. Таким образом, понятие web-сайта (а следовательно, и интернет-страницы) не подпадает ни под определение программы для ЭВМ, ни под определение базы данных. И его нельзя рассматривать как нематериальный актив. Как следует из Письма УМНС России по г. Москве от 11 июля 2003 г. N 21-09/38570, сделать это нельзя даже в том случае, если у организации имеется исключительное авторское право на использование web-сайта в соответствии с авторским договором. Напомним, что наличие у организации исключительных прав на использование актива является одним из условий, при которых актив можно включить в состав нематериальных (пп."ж" п.3 ПБУ 14/2000). А являются ли расходы по созданию интернет-страницы и поддержанию ее в рабочем состоянии рекламными? Обратимся к ст.2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", в которой дается определение рекламы. Итак, реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. А ведь именно для этого интернет-страница и создается. Поэтому расходы по созданию web-сайта, его размещению в Интернете и поддержанию в рабочем состоянии - рекламные. Аналогичная точка зрения высказана в Письме УМНС России по г. Москве от 7 мая 2003 г. N 26-12/25025 (далее - Письмо УМНС России по г. Москве N 26-12/25025).
Налоговый учет
Требования гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ, касающиеся того, какие активы организации подпадают под понятие нематериальных, во многом схожи с требованиями ПБУ 14/2000. Например, п.3 ст.257 Налогового кодекса РФ предусматривает, что для того, чтобы отнести имущество к нематериальным активам, у организации должны быть документы, подтверждающие существование нематериального актива или исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности. Однако обратите внимание на то, что ПБУ 14/2000 требует, чтобы у организации были оба этих документа: и подтверждающий существование самого нематериального актива, и подтверждающий исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности. Требования Налогового кодекса РФ более лояльны: достаточно подтвердить лишь одно из названных условий. Кроме того, перечень объектов, которые можно включить в состав нематериальных активов, приведенный в п.3 ст.257 Налогового кодекса РФ, не является закрытым. К нематериальным активам можно отнести любые результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), которые используются в производственных или управленческих целях организации в течение длительного времени - свыше 12 месяцев. Интернет-страница является объектом интеллектуальной собственности, используется турфирмой в производственных целях, причем обычно свыше 12 месяцев, поэтому ее можно отнести к нематериальным активам. Конечно, при условии, что у турфирмы есть документы, подтверждающие существование сайта (или исключительных прав у организации на него), а также расходов по созданию или приобретению этого сайта. Аналогичные разъяснения по данному вопросу приведены в Письме Минфина России от 17 июля 2003 г. N 04-02-05/2/37. А вот в письме УМНС России по г. Москве N 26-12/25025 говорится о том, что поскольку расходы по созданию интернет-страницы являются рекламными, то в целях налогообложения прибыли они включаются в состав прочих расходов (пп.28 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ). Причем такие расходы (как рекламные расходы через телекоммуникационные сети) принимаются в целях налогообложения прибыли в полном размере. Это следует из п.4 ст.264 Налогового кодекса РФ. Как же быть турфирме в данном случае - руководствоваться мнением Минфина России или УМНС России по г. Москве? Как вы знаете, согласно п.7 ст.3 Налогового кодекса РФ, все сомнения, неясности и противоречия законодательных актов трактуются в пользу налогоплательщика. Поэтому в данном случае турфирма может выбрать тот вариант учета, который ей удобен. Иначе говоря, или отразить указанные расходы в составе нематериальных активов, или же включить их в состав прочих. Второй способ более приемлем, учитывая, что в этом случае турфирме удастся сблизить данные бухгалтерского и налогового учета.
Как отразить расходы по созданию интернет-страницы в учете?
Бухгалтерский учет
В бухучете эти расходы (как рекламные) должны быть отнесены на счет 44 "Расходы на продажу". Однако поскольку созданный сайт будет использоваться в течение длительного времени, то для целей равномерного формирования финансового результата расходы на его создание необходимо сначала отнести на счет 97 "Расходы будущих периодов", а затем постепенно списывать на счет 44 "Расходы на продажу". Делать это нужно в течение всего срока использования интернет-страницы, который обычно указывается в договоре с поставщиком программного продукта. Если же этот срок не оговорен, то его нужно установить в учетной политике турфирмы.
Налоговый учет
Если турфирма отразила стоимость интернет-страницы как нематериальный актив, тогда ей придется ежемесячно начислять его амортизацию. Делать это нужно в течение всего срока использования интернет-страницы, который может быть установлен в договоре на разработку странички для турфирмы, заключенном с фирмой-разработчиком. Если же такой срок не установлен, то амортизацию следует начислять в течение 10 лет, если этот срок не превышает срок работы турфирмы (п.2 ст.258 Налогового кодекса РФ). А если турфирма не стала включать расходы по созданию интернет-страницы в состав нематериальных активов? Как мы уже говорили в предыдущем разделе нашей статьи, в этом случае произведенные расходы (как рекламные) считаются прочими. Их следует списывать равномерно в течение срока использования интернет-страницы (так же, как и в бухучете), что следует из п.1 ст.272 Налогового кодекса РФ. Но это если турфирма применяет метод начисления. Если же она использует кассовый метод, то расходы принимаются в целях налогообложения прибыли в том периоде, когда они оплачены. Такой порядок предусмотрен в п.3 ст.273 Налогового кодекса РФ.
Пример. Турфирма "Путешествие" заключила договор с ЗАО "Программист" на создание своей странички в Интернете. На страничке должна быть размещена информация о турфирме и тех странах, в которые она организует поездки. Турфирма "Путешествие" планирует использовать эту страничку в течение пяти лет. Разработка web-сайта была завершена в августе 2004 г., что подтверждается актом приемки-передачи выполненных работ. Стоимость работ в размере 47 200 руб. (в том числе НДС - 7200 руб.) была оплачена в этом же месяце. В соответствии с местным законодательством в том городе, где работает турфирма "Путешествие", ставка налога на рекламу составляет 5 процентов. В целях налогообложения прибыли турфирма "Путешествие" применяет кассовый метод. В августе 2004 г. в учете турфирмы "Путешествие" бухгалтер сделает следующие проводки: Дебет 97 Кредит 60 - 40 000 руб. (47 200 - 7200) - отражены расходы по созданию сайта турфирмы; Дебет 19 Кредит 60 - 7200 руб. - отражен НДС согласно счету-фактуре ЗАО "Программист"; Дебет 60 Кредит 51 - 47 200 руб. - оплачена работа ЗАО "Программист" по созданию сайта турфирмы; Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - 7200 руб. - предъявлен к вычету из бюджета НДС; Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу" - 2000 руб. (40 000 руб. х 5%) - начислен налог на рекламу (с суммы расходов по созданию интернет-страницы); Дебет 44 Кредит 97 - 666,67 руб. (40 000 руб. : 5 лет : 12 мес.) - списана часть расходов по созданию сайта турфирмы. Последнюю проводку бухгалтер турфирмы "Путешествие" будет делать ежемесячно в течение пяти лет - установленного срока использования сайта. А в целях налогообложения прибыли турфирма сможет списать на прочие расходы 40 000 руб. в августе 2004 г.
Н.Н.Шишкоедова Доцент кафедры "Бухгалтерский учет и аудит" Курганского социально-экономического института Подписано в печать 06.09.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |