Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Внимание к банкам и не только к ним ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 36)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 36, 2004

ВНИМАНИЕ К БАНКАМ И НЕ ТОЛЬКО К НИМ

Казалось бы, в сферу интересов управления кредитных организаций налоговой службы должны входить именно банки, однако пресс-конференция Дмитрия Вольвача, начальника управления, показала, что это не совсем так. Пристальное внимание к банкам распространяется и на их клиентов, от "профилактических мероприятий" с которыми напрямую зависят результаты работы данного подразделения. Но обо всем по порядку...

Что же помимо поступления налогов от банковской деятельности интересует налоговиков, контролирующих кредитные организации?

Во-первых, это сведения об открытии (закрытии) счетов организаций и индивидуальных предпринимателей, которые банки представляют в налоговые органы в соответствии со ст.86 НК РФ, а также (в отдельных случаях) - информация по операциям по счетам юридических лиц и ПБОЮЛ. Кстати, налоговиками уже сформирован федеральный информационный ресурс "Банковские счета", содержащий порядка 10 млн записей.

Во-вторых, сроки исполнения платежных поручений клиентов на перечисление налогов и инкассовых поручений налоговых органов (напомним, что в соответствии со ст.60 НК РФ банку на это дается один операционный день, следующий за днем получения поручения).

Ну а в-третьих, это своевременное исполнение банками решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам организаций.

За неисполнение же (несвоевременное исполнение) перечисленных обязанностей банки, естественно, наказываются - только в I полугодии 2004 г. по результатам проверок налоговых органов (а их проведено около 1400) банкам предъявлено более 18 млн руб. штрафных санкций и пеней.

Внимание! Неоднократное нарушение кредитными организациями требований ст.60 НК РФ может повлечь за собой направление налоговыми органами в Банк России ходатайства об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.

Эта практика, как оказалось, становится все более распространенной: если в 2003 г. налоговики направили 11 ходатайств, то с января по июль этого года - уже 23. "Именно сознание того, что любое нарушение будет рано или поздно выявлено и наказано, существенно повышает дисциплину кредитных организаций", - так считает начальник управления.

Кроме того, налоговики еженедельно отслеживают основные показатели деятельности банков, допустивших образование картотеки неисполненных расчетных документов на перечисление налогов и сборов в бюджет (эти мероприятия Д. Вольвач назвал красивым словом "мониторинг" и сообщил, что с начала года подобным образом наблюдалось более 20 банков). Мониторинг может быть прекращен в двух случаях: или банк в течение двух недель подряд не допустит нарушения сроков исполнения расчетных документов, или ЦБ РФ отзовет у него лицензию на осуществление банковских операций (таких случаев, по словам начальника управления, уже 13). Так что у Центробанка, может, и нет черного списка банков, а вот у налоговиков он имеется.

С другой стороны, активизация процессов отзыва лицензий вызвала у налоговиков обеспокоенность в связи с задолженностью банков по клиентским платежам в бюджет. Д. Вольвач отметил, что налоговые органы теперь работают на опережение, причем не только с банками, но и с налогоплательщиками (вплоть до уведомления последних о том, что через банк, в котором у налогоплательщика открыт счет, дальнейшее перечисление налогов в бюджет не рекомендуется). Кроме того, поскольку отзыв платежных поручений из банков (даже из тех, у которых отозвана лицензия) возможен вплоть до создания ликвидационной комиссии, бездействие налогоплательщика, по мнению налоговиков, будет свидетельствовать о его недобросовестности.

К сведению! Только за период с июня по август 2004 г. банки, у которых отозвана лицензия, не исполнили поручения своих клиентов по уплате налогов на сумму 30 млн руб.

Или налогоплательщики не вняли предупреждениям налоговых органов, или предупреждают не всех и совсем недавно...

"Почему за свои деньги каждый будет бороться, а бюджетные можно "хоронить"?" - удивляется Д. Вольвач. Да как раз потому, что в соответствии со ст.45 НК, сдав "платежку" в банк, налогоплательщик свою обязанность по уплате налогов исполнил и за банком следить не обязан. Впрочем, не сомневаемся, что налоговики прекрасно знают Кодекс, так что удивление объясняется просто. Доказанная в судебном порядке недобросовестность юридического лица или предпринимателя для налогового органа означает автоматический перевод спорной суммы из разряда зависших платежей в недоимку, которую взыскать несравненно легче хотя бы в силу того, что числится она за реально действующим налогоплательщиком.

Что же касается зависших до 2000 г. в проблемных банках платежей по налогам и во внебюджетные фонды (а это без малого 31 млрд руб.), то шансы на их поступление с каждым годом, мягко говоря, не возрастают. В связи с этим налоговое ведомство планирует выступить с весьма интересной инициативой. Дело в том, что налоговики располагают информацией о том, что многие налогоплательщики, с чьих счетов в свое время этими банками налоги были списаны, но в бюджет так и не поступили, готовы заплатить их еще раз, если бы не одно "но". Все это время налоговые органы добросовестно начисляли пени на зависшие суммы платежей. И вот теперь планируется в законодательном порядке освободить налогоплательщиков, желающих прекратить на этом свою тяжбу, заплатив налоги повторно, от уплаты пеней. Пока это лишь планы, и неизвестно, как будут развиваться события, но нет, как говорится, дыма без огня...

Е.Аккерман

Эксперт "БП"

Подписано в печать

02.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Необходима ли государственная регистрация результата капитальных вложений, право собственности на который возникло до вступления Федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество в силу? ("Право и экономика", 2004, N 9) >
Статья: МНС России разъяснило... ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 36)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.