Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Трудности с ЕНВД при перевозках ("Главбух", 2004, N 17)



"Главбух", N 17, 2004

ТРУДНОСТИ С ЕНВД ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ

Недавно в Налоговый кодекс РФ были внесены очередные изменения - Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 66-ФЗ. На этот раз законодатели более четко прописали, с каких объектов нужно платить ЕНВД фирмам, оказывающим автотранспортные услуги.

Однако всех бухгалтерских проблем, связанных с использованием на предприятии транспортных средств, данный Закон, конечно, не решил. В частности, Налоговый кодекс РФ по-прежнему не дает четких ответов на многие вопросы о ЕНВД, которые возникают у организаций, осуществляющих доставку, в том числе и собственной продукции. Поэтому мы решили прояснить некоторые ситуации, обратившись в Минфин России и в налоговую службу. В статье отражена и точка зрения чиновников, и альтернативная позиция.

Когда "вмененки" можно избежать?

Единый налог на вмененный доход должны платить организации, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров и грузов при условии, что они используют не более 20 транспортных средств. Такое требование содержит пп.6 п.2 ст.346.26 Налогового кодекса РФ. Однако это не означает, что все фирмы, у которых на балансе 20 автомобилей или меньше, подпадают под ЕНВД.

Платить "вмененный" налог не надо, если организация не получает деньги за перевозку. Ведь в этом случае она не оказывает никаких услуг. Скажем, фирма доставляет сотрудников к месту работы или привозит товары со склада в офис. Во всех этих случаях предприятие использует транспорт для собственных нужд и плательщиком ЕНВД не является.

Между тем многие фирмы доставляют продукцию своим покупателям и получают за это деньги. В этом случае возникают сложности. Дело в том, что никаких официальных писем по поводу того, надо ли в таком случае платить ЕНВД, чиновники не выпускали.

Как же бухгалтеру определить, подпадает ли фирма под "вмененку"? По нашему мнению, нужно исходить из того, на основании какого договора осуществляется доставка. Если это договор перевозки, то придется платить "вмененный" налог. Ведь в этом случае организация оказывает транспортные услуги. Это следует из п.1 ст.784 Гражданского кодекса РФ. Напомним: по договору перевозки транспортная организация обязуется доставить груз, а отправитель - оплатить перевозку.

Здесь скажем еще об одном требовании законодательства: организациям, которые заключают с клиентами договоры перевозки, нужна лицензия. Это предусмотрено ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Если же транспортировка предусмотрена договором купли-продажи, то платить ЕНВД не нужно. Такой вывод можно сделать из ст.458 Гражданского кодекса РФ. Здесь сказано, что доставка товаров покупателям - это одно из условий, которое можно предусмотреть в договоре купли-продажи. Поэтому в данном случае фирма не оказывает транспортные услуги.

Как мы выяснили, и сотрудники Минфина России соглашаются с тем, что определить, подпадает ли фирма под ЕНВД, можно по договору.

Однако специалисты налоговой службы считают несколько иначе. По их мнению, не нужно платить "вмененный" налог, только если доставка была в рамках оптового договора купли-продажи. Такой вывод налоговики делают из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (утв. Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст), где говорится, что оптовая торговля включает доставку.

А раз согласно Классификатору в другие виды деятельности доставка не включается, то специалисты налогового ведомства делают вывод: в остальных случаях имеет место отдельный бизнес (транспортные услуги), по которому необходимо платить ЕНВД. Поэтому у производственных предприятий и фирм, которые занимаются розничной торговлей, могут возникнуть проблемы, если стоимость доставки будет указана в документах отдельной строкой. В этом случае инспектор скорее всего потребует уплаты ЕНВД.

Примечание. Мнение специалиста

Сорокин Алексей Валентинович, начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина России

- Организации, которые осуществляют перевозку пассажиров или грузов и при этом используют не более 20 машин, должны платить ЕНВД. Об этом сказано в п.2 ст.346.26 Налогового кодекса РФ. Определить, подпадает фирма под "вмененку" или нет, можно по договору, на основании которого осуществляется доставка. Если организация заключает с клиентами договоры перевозки, то такая деятельность облагается ЕНВД. А вот доставка, предусмотренная договором купли-продажи, отдельным видом деятельности не является и под "вмененку" не подпадает.

На наш взгляд, вывод налоговиков несостоятелен. Дело в том, что производственные организации, как и оптовики, заключают с покупателями договоры купли-продажи в соответствии с гл.30 Гражданского кодекса РФ. То есть по гражданскому законодательству договоры купли-продажи, которые заключают оптовые и производственные фирмы, одинаковы. И нет никаких оснований говорить об отдельном виде деятельности.

Не согласимся с выводом налоговиков и по поводу фирм, которые торгуют в розницу. Ведь в розничных договорах также может быть условие о доставке. Поэтому платить ЕНВД таким организациям не нужно.

Однако тем фирмам, которые хотят избежать и ЕНВД, и споров с налоговым инспектором, советуем в договоре и отгрузочных документах включать доставку в цену продукции.

Пример 1. ООО "Звездочка" продает изделия собственного производства в Челябинске, где введен ЕНВД. В сентябре 2004 г. организация заключила договор на продажу своей продукции стоимостью 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). При этом стороны договорились, что изделия должно доставить ООО "Звездочка" за 1180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.).

Но чтобы избежать лишних споров с проверяющими, решено включить стоимость доставки в цену товара. В итоге цена продукции с учетом доставки составила 12 980 руб. (в том числе НДС - 1980 руб.).

Как перевозчикам рассчитывать налог?

Организации, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров и грузов, должны платить ЕНВД исходя из количества транспортных средств, которые они используют. На это указывает ст.346.29 Налогового кодекса РФ.

При этом совсем недавно законодатели внесли изменения в Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 66-ФЗ), четко прописав, что является транспортным средством. Это автобусы, а также легковые и грузовые автомобили. А вот прицепы, полуприцепы и прицепы - роспуски транспортом не являются.

Обратите внимание и на такой момент. Согласно ст.346.29 Налогового кодекса РФ, при расчете ЕНВД учитываются машины, которые используются при перевозках пассажиров и грузов. При этом в расчет берутся не только машины, находящиеся в собственности организации, но и те, которые используются по доверенностям.

Многие бухгалтеры сомневаются, надо ли платить "вмененный" налог с тех машин, которые предприятие фактически не использует. Нет, делать этого не нужно. Ведь Налоговый кодекс РФ требует, чтобы в расчет включались только те транспортные средства, которые фирма использует при перевозках. Такая же точка зрения высказана и в Письме МНС России от 11 июня 2003 г. N СА-6-22/657 "О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ".

Но имейте в виду, что инспекторы при проверке определяют количество используемых машин с помощью путевых листов, оформленных в течение налогового периода. И те машины, по которым путевые листы не оформлены, считаются неиспользуемыми. Если же организация нарушила законодательство и путевые листы не составляла вообще ни по каким автомобилям, то, по мнению налоговиков, ЕНВД придется рассчитать исходя из количества всех транспортных средств.

С этим требованием можно поспорить. Ведь тот факт, что фирма использовала не все машины, можно подтвердить и другими документами: приказом руководителя о консервации или договором аренды транспортных средств.

Эти документы помогают налогоплательщикам добиться своей правоты в судах. Свидетельство тому - Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 апреля 2004 г. по делу N А69-991/03-6-Ф02-1070/04-С1.

Пример 2. ООО "Максимум" осуществляет перевозку пассажиров в Московской области и применяет "вмененку". На балансе организации числится 11 автомобилей. Однако в III квартале 2004 г. ООО "Максимум" сдало 1 машину в аренду.

Это подтверждает договор аренды.

В итоге ООО "Максимум" с автомобиля, сданного в аренду, ЕНВД не заплатило. Вмененный налог был рассчитан исходя из 10 транспортных средств. Базовая доходность по перевозкам равна 4000 руб. Коэффициент К1 в 2004 г. для расчета ЕНВД не применяется, К3 составляет 1,133.

Коэффициент К2 равен 1 - это прописано в Законе Московской области от 27 ноября 2002 г. N 136/2002-ОЗ. В итоге ЕНВД за III квартал равен 135 960 руб. (4000 руб. х 10 шт. х 1 х 1,133 х 3 мес.).

А если организация в середине квартала продала автомобиль, который использовался при перевозках? Надо ли платить в этом квартале ЕНВД с проданной машины? Да, фирме придется рассчитать вмененный налог, но только за те месяцы, когда машина использовалась при перевозках.

Причем месяц, в котором транспортное средство было продано, в расчет брать не надо. Так поступить позволяет п.9 ст.346.29 Налогового кодекса РФ.

Пример 3. ООО "Автотранс" занимается перевозками грузов и пассажиров в Московской области и платит ЕНВД. В июле и августе 2004 г. организация использовала при транспортировке 8 автомобилей. А в сентябре ООО "Автотранс" продало 2 автомобиля. В итоге при перевозках использовалось только 6 машин.

Бухгалтер ООО "Автотранс" рассчитал вмененный налог за III квартал 2004 г. следующим образом.

Базовая доходность по перевозкам равна 4000 руб. Коэффициент К1 в 2004 году для расчета ЕНВД не применяется, К3 составляет 1,133.

Коэффициент К2 равен 1 - это прописано в Законе Московской области от 27 ноября 2002 г. N 136/2002-ОЗ. В итоге ЕНВД составил:

- в июле - 36 256 руб. (4000 руб. х 8 шт. х 1 х 1,133);

- в августе - 36 256 руб. (4000 руб. х 8 шт. х 1 х 1,133);

- в сентябре - 27 192 руб. (4000 руб. х 6 шт. х 1 х 1,133).

ООО "Автотранс" заплатило за III квартал 2004 г. ЕНВД в сумме 99 704 руб. (36 256 + 36 256 + 27 192).

Несколько видов деятельности:

как разделить транспорт?

Сложности при расчете ЕНВД возникают, когда фирма осуществляет несколько видов деятельности и транспортные средства используются не только при перевозке пассажиров и грузов, переведенной на "вмененку". Как учесть стоимость таких машин при расчете ЕНВД?

С этим вопросом мы обратились и в налоговую службу, и в Минфин России.

И вот что нам ответили.

Налоговики считают, что в такой ситуации "вмененный" налог нужно платить исходя из общего количества транспортных средств, которые используются в деятельности, переведенной на ЕНВД. При этом специалисты налоговой службы аргументируют свою точку зрения таким образом.

"Вмененный" налог платится со стоимости транспортных средств, которые организация использует при перевозке грузов и пассажиров. При этом Налоговый кодекс РФ не позволяет уменьшать сумму ЕНВД в зависимости от того, используются машины еще в другом виде деятельности или нет. Следовательно, весь транспорт, который фирма использует при перевозках, должен учитываться во вмененной деятельности.

Если организация не хочет спорить с инспекторами, то, чтобы уменьшить сумму "вмененного" налога, посоветуем организации разделить все машины на транспорт, который:

- используется при перевозках, облагаемых ЕНВД;

- не используется в деятельности, переведенной на ЕНВД.

Причем такое деление руководителю нужно прописать в приказе.

В этом случае фирма сможет платить ЕНВД только с тех машин, которые используются при перевозках, не опасаясь претензий со стороны проверяющих.

Если такой способ фирме не подходит, можно поступить так, как посоветовали нам в частной беседе сотрудники Минфина России. Там считают, что количество транспорта можно распределять между видами деятельности пропорционально какому-либо показателю, например выручке. И учитывать при расчете ЕНВД надо только то количество машин, которое приходится на долю выручки от деятельности, переведенной на ЕНВД. Рассчитывать данную пропорцию нужно по данным бухгалтерского учета - исходя из данных за квартал.

Пример 4. ООО "Надежда" осуществляет два вида деятельности - производство продуктов питания (на общем режиме налогообложения) и перевозку грузов (переведена на ЕНВД). На балансе фирмы числится 10 автомобилей. Причем все они используются одновременно в двух видах деятельности:

- для доставки продуктов питания покупателям;

- для перевозки грузов.

Бухгалтер ООО "Надежда" определяет количество автомобилей, облагаемых ЕНВД, исходя из доли выручки от вмененной деятельности в общем доходе фирмы.

В III квартале 2004 г. выручка от перевозки грузов составила 82 300 руб. А общий доход ООО "Надежда" - 215 000 руб. (без НДС). Следовательно, доля "вмененки" равна 0,38 (82 300 руб. : 215 000 руб.). Таким образом, ЕНВД нужно рассчитать исходя из 4 машин (10 шт. х 0,38).

Но в заключение отметим: официальных разъяснений по поводу распределения количества машин пропорционально выручке Минфин России пока не издал. Поэтому, применяя этот способ, бухгалтер должен быть готов к спору с налоговым инспектором.

Е.А.Савина

Эксперт журнала "Главбух"

Подписано в печать

01.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Как принять к вычету НДС по транзитным расходам ("Главбух", 2004, N 17) >
Статья: Сложные вопросы аренды ("Главбух", 2004, N 17)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.