![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 01.09.2004> ("Главбух", 2004, N 17)
"Главбух", N 17, 2004
Последние изменения в Налоговом кодексе РФ и Законе "О плате за землю" (с. 8). Имущественные вычеты предоставляются по новым правилам (с. 11). Прекратив деятельность, облагаемую ЕНВД, "вмененный" налог надо уплатить за целый месяц (с. 11). Ремонт транспорта подпадает под ЕНВД, а торговля легковыми автомобилями - нет (с. 13). Минфин России разъяснил, как "упрощенцам" учитывать минимальный налог (с. 13), переходить на общую систему (с. 14) и списывать расходы на содержание машин (с. 14).
Очередные изменения в налоговом законодательстве с 2005 года
—————————————————————————————————T————————————————————————————————¬ | До 1 января 2005 г. | После 1 января 2005 г. | +————————————————————————————————+————————————————————————————————+ | НДС | +————————————————————————————————T————————————————————————————————+ |Стоимость нефти (включая газовый|Стоимость нефти (включая газовый| |конденсат), а также природного |конденсат) и природного газа, | |газа, которые экспортируются в |которые экспортируются в страны | |государства — участники СНГ, |СНГ, будет облагаться НДС по | |облагается НДС по ставке |ставке 0 процентов | |18 процентов | | +————————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Реализация земельных участков, |Не будет облагаться НДС | |жилых домов и помещений (долей в|реализация земельных участков, | |них), а также передача прав на |жилых домов и помещений (долей в| |часть общего имущества в |них). А также передача прав на | |многоквартирном доме при продаже|часть общего имущества в | |квартир облагается НДС в |многоквартирном доме при продаже| |общеустановленном порядке |квартир | +————————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Чтобы подтвердить право на |Чтобы подтвердить право на | |применение ставки НДС 0 |применение ставки НДС | |процентов, железнодорожные |0 процентов, железнодорожные | |перевозчики экспортных и |перевозчики экспортных и | |транзитных товаров предоставляют|транзитных товаров должны будут | |следующие документы: |предоставлять следующие | |— если выручка поступила в |документы: | |валюте — расчетные письма |— реестр выписок банка, | |уполномоченного органа МПС |подтверждающих поступление | |России (центра "Желдоррасчет") с|выручки за оказанные услуги; | |указанием поступлений в валюте |— документы, предусмотренные | |(по видам валют и услуг); |международными договорами или | |— если выручка поступает в |соглашениями с иностранными | |рублях — выписки банка (их |перевозчиками (если за перевозки| |копии), подтверждающие |рассчитываются на основании | |поступление выручки за оказанные|таких договоров); | |услуги. А также копии единых |— реестр перевозочных | |международных перевозочных |документов. | |документов, которые определяют |Кроме того, налоговики получат | |маршрут перевозки с указанием |право запрашивать отдельные | |страны назначения, отметками о |перевозочные документы или | |перевозке товаров в режимах |выписки банка, включенные в | |"экспорт" и "транзит" |реестры. Их копии надо будет | | |представлять в течение 30 дней | | |со дня получения запроса | +————————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Документы для подтверждения |Документы для подтверждения | |применения ставки НДС |применения ставки НДС | |0 процентов и налоговых вычетов |0 процентов и налоговых вычетов | |необходимо подавать не позднее |необходимо будет подавать не | |180 дней с момента оформления |позднее 180 дней, считая с даты | |таможенными органами ГТД на |проставления на перевозочных | |вывоз товаров в режиме "экспорт"|документах отметки таможенных | |или "транзит" |органов о перевозке товаров. | | |Причем ориентироваться надо | | |будет по отметке, которая имеет | | |более позднюю календарную дату | +————————————————————————————————+————————————————————————————————+ | Налог на доходы физический лиц | +————————————————————————————————T————————————————————————————————+ |Имущественные вычеты |Имущественные вычеты будут | |предоставляются физическому лицу|предоставляться физическому лицу| |налоговой инспекцией по итогам |по месту его основной работы до | |налогового периода после подачи |окончания налогового периода | |декларации по форме 3—НДФЛ, |после подтверждения налоговиками| |заявления и всех необходимых |права на вычет. | |документов |Подробности на с. 11 | +————————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Доходы в виде процентов по |Доходы в виде процентов по | |облигациям с ипотечным |облигациям с ипотечным | |покрытием, эмитированным до |покрытием, эмитированным до | |1 января 2007 г., а также по |1 января 2007 г., а также по | |доходам учредителей |доходам учредителей | |доверительного управления |доверительного управления | |ипотечным покрытием, полученным |ипотечным покрытием, полученным | |на основании приобретения |на основании приобретения | |ипотечных сертификатов участия, |ипотечных сертификатов участия, | |выданных управляющим ипотечным |выданных управляющим ипотечным | |покрытием до 1 января 2007 г., |покрытием до 1 января 2007 г., | |облагаются налогом по ставке |будут облагаться налогом по | |13 процентов |ставке 9 процентов | +————————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Материальная выгода на процентах|Материальная выгода на процентах| |по целевым кредитам и займам, |по целевым кредитам и займам, | |выданным под новое строительство|выданным под новое строительство| |или на покупку жилья, облагается|или на покупку жилья, будет | |НДФЛ по ставке 35 процентов |облагаться НДФЛ по ставке | | |13 процентов. При этом | | |необходимо документально | | |подтвердить целевое | | |использование заемных денег | +————————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Оплата общественными |Не будут облагаться НДФЛ: | |организациями инвалидов |— суммы, уплаченные за лечение и| |стоимости лечения и медицинского|медицинское обслуживание | |обслуживания, а также |инвалидов их общественными | |материальная помощь инвалидам |организациями; | |облагается НДФЛ |— материальная помощь инвалидам | | |в пределах 2000 руб., | | |оказываемая такими организациями| +————————————————————————————————+————————————————————————————————+ | Транспортный налог | +————————————————————————————————T————————————————————————————————+ |Налоговая база для самолетов с |Налоговая база для воздушных | |реактивными двигателями |транспортных средств с | |определяется так: мощность в |реактивными двигателями будет | |килограмм—силах переводится в |определяться как тяга такого | |лошадиные силы (с помощью |двигателя в килограмм—силах. | |поправочных коэффициентов). А |Налоговая ставка составит | |потом умножается на налоговую |20 руб. | |ставку — 25 руб. | | +————————————————————————————————+————————————————————————————————+ | Налог на прибыль | +————————————————————————————————T————————————————————————————————+ |Доходы в виде имущества, |Доходы в виде имущества, | |полученные ипотечным |полученные ипотечным агентом, не| |агентом <*>, облагаются налогом |будут учитываться при | |на прибыль в общеустановленном |налогообложении | |порядке | | +————————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Доходы инвесторов по ипотечным и|Доходы инвесторов по ипотечным и| |муниципальным ценным бумагам |муниципальным ценным бумагам | |облагаются по ставке |(эмитированным до 1 января | |15 процентов |2007 г.) будут облагаться по | | |ставке 9 процентов (эта ставка | | |будет действовать до 1 января | | |2007 г., после указанной даты | | |ставка вновь составит 15%) | +————————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Организации—инвесторы не могут |Организации—инвесторы будут | |начислять амортизацию по |вправе амортизировать имущество,| |имуществу, которое временно |которое получено от собственника| |получено от собственника и |и используется в коммунальной | |используется в коммунальной |сфере. Амортизация начисляется в| |сфере |течение срока действия | | |инвестиционного соглашения | +————————————————————————————————+————————————————————————————————+ | Налог на добычу полезных ископаемых | +————————————————————————————————T————————————————————————————————+ |Добыча нефти облагается по |Добыча нефти будет облагаться по| |ставке 347 руб. за тонну |ставке 419 руб. за тонну | +————————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Добыча природного газа |Добыча природного газа будет | |облагается по ставке 107 руб. за|облагаться по ставке 135 руб. за| |1000 куб. м |1000 куб. м | +————————————————————————————————+————————————————————————————————+ | Земельный налог | +————————————————————————————————T————————————————————————————————+ |Налог с земельных участков, |Налог с земельных участков, | |выделенных под индивидуальное |выделенных под индивидуальное | |жилищное строительство, взимался|жилищное строительство, составит| |на общих основаниях. Однако он |3 процента от установленной | |будет пересчитан из расчета |ставки (но не менее 10 руб. за | |3 процентов от ставки |1 кв. м). Это положение | | |распространяется на | | |правоотношения, возникшие с | | |2000 г. | | |Если индивидуальное | | |строительство продолжается | | |больше 10 лет, гражданам | | |придется платить налог в | | |двукратном размере | +————————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Организации и граждане в период |Организации и граждане в период | |планировки и строительства жилья|планировки и строительства жилья| |платят земельный налог по |будут платить земельный налог с | |установленным ставкам, |застраиваемого участка в | |независимо от сроков окончания |двукратном размере в течение | |строительных работ |трех лет. Если строительство | | |продолжается больше трех лет, | | |налог будет взиматься в | | |четырехкратном размере | L————————————————————————————————+————————————————————————————————— ————————————————————————————————<*> Ипотечный агент - специализированная коммерческая организация, которая приобретает права требования по закладным, а также по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой. Такая организация имеет право осуществлять эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.
Реквизиты федеральных законов, которые вносят изменения в Налоговый кодекс РФ и Закон "О плате за землю", вы найдете в рубрике "Обзор документов" на с. 88.
Изменен порядок предоставления имущественных вычетов
Президент РФ подписал 20 августа 2004 г. Федеральный закон N 112-ФЗ, который внес поправки в гл.23 Налогового кодекса РФ. Закон вступает в силу с 1 января 2005 г. Наибольшим изменениям подверглась ст.220, которая регулирует порядок предоставления имущественных налоговых вычетов. Расскажем об этом подробнее. Начнем с главного изменения. Получить имущественный налоговый вычет человек сможет по месту своей основной работы. При этом не придется, как сейчас, ждать, пока закончится налоговый период - год. Вычет будет предоставлен, как только налоговики подтвердят право на него. Для этого надо подать в инспекцию по месту своей регистрации заявление, к которому приложить копии договора купли-продажи, акта приемки-передачи жилья, свидетельства о праве собственности. Также понадобятся бумаги, подтверждающие оплату имущества. В течение 30 календарных дней со дня подачи документов налоговики обязаны подтвердить на специальном бланке (форму его утвердит Минфин России) право налогоплательщика на вычет. Более конкретная процедура предоставления вычета еще разрабатывается. Как только этот порядок будет утвержден, мы подробно расскажем о нем. Теперь перейдем к другим нововведениям. С января рассчитывать на вычет суммы, вырученной от продажи жилья, дач, земельных участков, могут люди, которые владели этой собственностью хотя бы три года (сейчас этот минимум составляет пять лет). Кроме того, законодатели уточнили, что воспользоваться вычетом смогут и те, кто продал долю в указанном имуществе. Как и в настоящее время, на суммы, израсходованные на покупку или строительство жилья, можно получить имущественный вычет. Предоставляется такой вычет только один раз, максимальная его сумма - 1 000 000 руб. Но если пока можно зачесть любые траты, то с 2005 г. придется сверяться с закрытыми перечнями расходов. Первый посвящен строительству нового дома. В него входят затраты на разработку проектно-сметной документации, приобретение строительных и отделочных материалов, на покупку жилого дома (в том числе недостроенного). Также в этом перечне названа стоимость строительных работ, услуг по отделке, подключению к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации. Перечень позволяет зачесть из бюджета и расходы на создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации. Второй перечень включает в себя затраты на покупку квартиры. Здесь упомянуты расходы по приобретению собственно квартиры или прав на нее в строящемся доме, стоимость отделочных материалов и суммы, потраченные на отделку. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 112-ФЗ опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 32, 2004, а также в журнале "Документы и комментарии" N 18, 2004.
Фирма прекратила деятельность, облагаемую ЕНВД: как платить налоги?
Организация, уплачивающая ЕНВД, может в любой момент прекратить деятельность, облагаемую этим налогом. Скажем, решить больше не торговать в своем магазине и сдать его в аренду. И не всегда это событие приурочивают к концу месяца. По мнению чиновников, в месяце, в котором организация перестала заниматься деятельностью, подпадающей под ЕНВД, этот налог все же нужно заплатить в полном объеме - из расчета за целый месяц (Письмо Минфина России от 19 августа 2004 г. N 03-06-05-04/07). Ну а надо ли в этом месяце платить и "обычные" налоги: НДС, налог на прибыль и ЕСН? В новом Письме четкого ответа на этот вопрос не найти. Правда, такие разъяснения Минфин России уже давал раньше. И они были в пользу налогоплательщиков. А именно: в п.13 Письма Минфина России от 22 января 2003 г. N 04-05-12/02 чиновники указали, что "общие" налоги нужно платить только со следующего месяца.
Пример. ООО "Сатурн" в собственном торговом зале продает в розницу бытовую химию. В регионе, где расположен магазин, такая деятельность облагается ЕНВД. С 15 сентября 2004 г. ООО "Сатурн" прекратило торговлю и сдало помещение в аренду. Следуя письменным разъяснениям Минфина России, ООО "Сатурн" уплатило единый налог на вмененный доход за весь сентябрь, а с октября начало начислять ЕСН, НДС и налог на прибыль.
Заметим, что налоговики в регионах до сих пор придерживались совершенно иной точки зрения. Так, в Управлении МНС России по Московской области нам сказали, что в том месяце, когда организация прекратила деятельность, облагаемую ЕНВД, налоги нужно перечислять так: - ЕНВД уплачивается пропорционально дням, в которые фирма осуществляла облагаемую этим налогом деятельность; - "общие" налоги нужно платить по операциям, не подпадающим под ЕНВД.
——————————————————————————————————————————————————————¬ | Как платить налоги в месяце, с которого организация | | прекратила деятельность, облагаемую ЕНВД | L————————T———————————————————————————————————T—————————\¦/ \¦/ ———————————————————————————————¬ ——————————————————————————————¬ | Мнение Минфина России | |Мнение налоговиков в регионах| +——————————————————————————————+ +—————————————————————————————+ |Нужно платить ЕНВД за весь | |Нужно платить ЕНВД | |месяц, а "обычные" налоги | |пропорционально количеству | |начислять только со следующего| |дней, в которые велась | |месяца | |облагаемая этим налогом | | | |деятельность. А по операциям,| | | |не облагаемым ЕНВД, надо | | | |платить "общие" налоги | L——————————————————————————————— L—————————————————————————————— Но как бы там ни было, а в настоящее время безопаснее всего следовать разъяснениям Минфина России. Ведь теперь именно это министерство уполномочено письменно разъяснять вопросы налогообложения (п.1 ст.34.2 Налогового кодекса РФ). Кроме того, вариант, предложенный Минфином России, еще и выгоднее, чем методика, которой придерживаются налоговики. Письмо Минфина России от 19 августа 2004 г. N 03-06-05-04/07 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 32, 2004.
Ремонт и продажа автомобилей: два вида деятельности - два налога
Одно из последних разъяснений финансовой службы касается фирм и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются техническим обслуживанием транспорта и одновременно продают машины. В Письме Минфина России N 03-05-12/58 говорится, что ремонт автотранспорта, независимо от формы расчетов (наличной, безналичной) и статуса заказчика (юридическое или физическое лицо), переводится на ЕНВД, а вот торговля легковыми автомобилями - нет. Министерство опирается на положения пп.6 п.1 ст.181 Налогового кодекса РФ. Здесь установлено, что легковые автомобили являются подакцизным товаром. А в ст.346.27 Налогового кодекса РФ говорится, что для ЕНВД реализация подакцизных товаров розницей не признается. Между тем на "вмененку" может быть переведена именно розничная торговля. Значит, продавая легковые автомобили, "вмененный" налог уплачивать нельзя. Правда, тут же чиновники напоминают: п.4 ст.346.12 Налогового кодекса РФ предоставляет право наряду с режимом ЕНВД по одному виду деятельности применять "упрощенку" по другому бизнесу. И в случае с торговлей автомобилями у фирмы также есть право применять "упрощенку". Ведь пп.8 п.3 ст.346.12 Налогового кодекса РФ запрещает применять упрощенную систему лишь тем организациям, которые производят подакцизные товары. Чтобы перевестись на эту систему с 2005 г., фирма должна подать заявление в свою налоговую инспекцию. Принимать такие заявления инспекторы будут с 1 октября по 30 ноября 2004 г. Письмо Минфина России от 23 июня 2004 г. N 03-05-12/58 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 31, 2004.
Новые требования, усложняющие "упрощенку"
Чиновники не оставляют своими заботами "упрощенщиков", постоянно предъявляя требования, которые делают и без того сложный режим налогообложения все более неудобным. Вот, например, Письмо Минфина России от 5 августа 2004 г. N 03-03-02-04/1/2, где приведены сразу два разъяснения касательно "упрощенной" системы. Первое из них касается минимального налога, который равен 1 проценту от доходов "упрощенщика". Его уплачивают фирмы, выбравшие в качестве налоговой базы "доходы минус расходы". Делают они это, если исчисленный таким образом единый налог оказался меньше минимального. Так вот, Минфин России настаивает: если налог, исчисленный в общем порядке, меньше минимального, то образовавшуюся разницу можно учитывать только в конце следующего календарного года. Мнение министерства основано на следующем. В ст.346.19 Налогового кодекса РФ указано, что при "упрощенке" налоговым периодом является календарный год. А разницу, образующуюся между обычным единым налогом и минимальным, "упрощенщик" вправе включить в расходы только в следующих налоговых периодах. Такой порядок предусмотрен п.6 ст.346.18 Налогового кодекса РФ. Значит, указанную разницу "упрощенщик" не имеет права включить в расходы в течение отчетных периодов следующего года, а только по окончании года.
Пример. ООО "Агат" применяет упрощенную систему налогообложения. В 2004 г. доходы фирмы составили 3 000 000 руб., а расходы - 2 850 000 руб. Организация определяет объект налогообложения как доходы, уменьшенные на величину расходов. По итогам 2004 г. единый налог составил: (3 000 000 руб. - 2 850 000 руб.) х 15% = 22 500 руб. Минимальный же налог выходит равным: 3 000 000 руб. х 1% = 30 000 руб. В связи с этим за 2004 г. ООО "Агат" пришлось уплатить минимальный налог в размере 30 000 руб. А разницу между минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке, - 7500 руб. (30 000 - 22 500) фирма вправе включить в расходы в 2005 г. При этом бухгалтер учел эту разницу только по окончании 2005 г. - при расчете налога за год. По итогам 2005 г. доходы ООО "Агат" составили 5 000 000 руб., расходы - 3 400 000 руб. В результате налоговая база за 2005 г. с учетом прошлогодней разницы равна 1 592 500 руб. (5 000 000 - 3 400 000 - 7500). Сумма единого налога за 2005 г. такова: 1 592 500 руб. х 15% = 238 875 руб.
Второе разъяснение минфиновцев посвящено ситуации, когда "упрощенщик" перестал соответствовать условиям, установленным в пп.14 и 15 п.3 ст.346.12 Налогового кодекса РФ. Напомним: в этих подпунктах предусмотрено, что не вправе применять упрощенную систему фирмы, в которых доля участия других компаний (за исключением общественных организаций инвалидов) составляет более 25 процентов или средняя численность работников превышает 100 человек. В Письме утверждается, что те "упрощенщики", которые в ходе своей деятельности нарушили названные условия, обязаны перейти на общий режим налогообложения в том же квартале. Когда именно в течение квартала необходимо совершить переход - в начале квартала, в конце этого периода или же в момент нарушения условий - остается неясным. Надо отметить, что в Налоговом кодексе РФ нет прямых указаний на то, когда фирмы-"упрощенщики", нарушившие ограничения по численности работников и участию других предприятий в уставном капитале, должны перейти на общий режим налогообложения. И Минфин России этого не отрицает. Чиновники решили исходить из п.4 ст.346.13 Налогового кодекса РФ. Там оговорены нарушения двух других условий: "упрощенщик" заработал более 15 000 000 руб. или же остаточная стоимость его основных средств и нематериальных активов превысила 100 000 000 руб. В этих случаях фирме нужно перевестись на общий режим с начала того квартала, в котором было совершено нарушение. Несомненно, Минфину России предоставлено право трактовать нормы законодательства. Однако, на наш взгляд, данное разъяснение сделано некорректно. Ведь тут чиновники провели аналогию юридически неверную. Подробно об этой проблеме "Главбух" уже писал в N 12, 2004, на с. 52. Письмо Минфина России от 5 августа 2004 г. N 03-03-02-04/1/2 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 33, 2004.
Минфин России разъяснил, что входит в расходы на содержание транспорта при "упрощенке"
Финансовое ведомство утверждает: "упрощенец" в состав расходов может включать любые документально подтвержденные затраты на содержание служебного транспорта, который используется для извлечения прибыли (Письмо Минфина России от 22 июня 2004 г. N 03-02-05/2/40). В частности, это средства, истраченные на ремонт автомобилей, оплату услуг автостоянок, техосмотр и т.д. Также на расходы можно списать горюче-смазочные материалы. Правда, на взгляд Минфина России, здесь нужно придерживаться норм, определенных в технической документации автомобиля. Именно такой подход якобы позволит учитывать только экономически обоснованные затраты. На самом же деле в данном случае Минфин России устанавливает ограничения, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Ведь в ст.ст.346.16 и 264 Кодекса, где упомянуты расходы на содержание служебного транспорта, ни о каких нормах ГСМ не сказано. Получается, что теперь предприятию, списавшему на расходы бензин или моторное масло сверх норм, указанных в технических данных автомобиля, придется вступить в спор с налоговиками. Чем закончится дело, предсказать трудно. Однако шанс на победу у фирмы все же есть. Дело в том, что в свое время предприятия не раз отстаивали в судах право списывать ГСМ без каких-либо ограничений. Примером тому Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2002 г. N А56-23095/01. Письмо Минфина России от 22 июня 2004 г. N 03-02-05/2/40 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 31, 2004.
Подписано в печать 01.09.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |