![]() |
| ![]() |
|
Статья: Не купля-продажа, а поручение ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 32)
"Учет.Налоги.Право", N 32, 2004
НЕ КУПЛЯ-ПРОДАЖА, А ПОРУЧЕНИЕ
В статье "А был ли подотчет?", опубликованной в 26-м номере "УНП", рассматривались случаи, когда бухгалтер ошибочно оформляет те или иные операции как расчеты с подотчетными лицами. В частности, речь шла о ситуации, когда работник на свои деньги покупает товары, необходимые для фирмы, а организация потом возмещает ему расходы. При этом указывалось, что такие операции нельзя признать "подотчетом". Более того, при отсутствии доверенности эти взаимоотношения квалифицируются как купля-продажа. Соответственно у организации не возникает права на возмещение НДС (даже при наличии счета-фактуры), так как физические лица, у которых организация покупает товар, плательщиками данного налога не являются. Кроме того, налоговики требуют в таких случаях указать доход в формах отчетности по налогу на доходы физических лиц (формы N N 1-НДФЛ и 2-НДФЛ). Конечно, для избежания споров лучше выдавать сотрудникам деньги на необходимые покупки заранее либо снабдить работников доверенностями. Но даже если этого не сделано, шанс отстоять право на вычет по НДС и доказать отсутствие обязанностей налогового агента по НДФЛ все же есть.
Куда волю направить
Дело в том, что, согласно Гражданскому кодексу, для заключения любого договора необходимо выражение согласованной воли обеих сторон (п.3 ст.154 ГК РФ). Проще говоря, чтобы признать отношения работника и организации куплей-продажей, волеизъявление организации должно быть направлено именно на покупку у работника определенной вещи. А волеизъявление сотрудника соответственно должно быть направлено на продажу вещи, купленной им ранее. Очевидно, что в нашем случае это совсем не так. Ни организация, ни работник, не намерены заключать между собой договор купли-продажи. Ведь, как правило, в подобных ситуациях работник приобретает товары по поручению организации. То есть уже в момент покупки знает, что товар предназначается для организации, а истраченные на покупку деньги ему будут возмещены. Все эти факты свидетельствуют о наличии между работником и организацией отношений не купли-продажи, а поручения. Иначе говоря, работники фактически обязываются от имени и за счет организации совершить юридические действия - приобрести товары (работы, услуги) в интересах организации. То есть заключают со своей организацией договор поручения. Напомним, что по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (ст.971 ГК РФ).
А с налогами что?
Что же дает организации квалификация отношений как поручительство? Во-первых, в силу прямого указания в ст.971 ГК РФ право собственности на приобретенные для организации товары (работы, услуги) возникает не у работников, а непосредственно у организации. Соответственно у организации уже нет непреодолимой преграды в получении вычета по НДС - ведь товар покупается не у физического лица, а у продавца, являющегося организацией или предпринимателем. Поэтому при выполнении всех обязательных условий для применения налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст.169, 171 и 172 НК РФ, организация вправе поставить входной НДС к вычету. Во-вторых, у организации не возникает обязанностей налогового агента по НДФЛ. Дело в том, что выплаты, которые организация производит работнику в такой ситуации, носят характер возмещения понесенных работником расходов. На возможность таких выплат прямо указывает ст.975 ГК РФ. Таким образом, речь должна идти уже не о доходе работника, а о выплатах, носящих компенсационный характер. А раз нет дохода, то нет и объекта обложения НДФЛ. Следовательно, у источника выплаты не возникает обязанностей налогового агента в том числе и по заполнению карточки по форме N 1-НДФЛ, и по представлению в налоговую инспекцию справки по форме N 2-НДФЛ.
Проблема устности
Как видим, организации выгоднее квалифицировать свои отношения с работником как поручение, нежели как куплю-продажу. Однако тут возникает одна проблема. А именно: как убедить инспектора именно в такой квалификации совершенной работником сделки. Ведь, как правило, поручение на осуществление данных действий отдается руководителем организации в устной форме. Соответственно и сам договор заключается также в устной форме. В то время как договоры (за исключением исполняемых непосредственно при их заключении), в которых хотя бы одна сторона - юридическое лицо, должны заключаться в письменной форме (пп.1 п.1 ст.161 ГК РФ). Такое нарушение, хотя и не влечет за собой недействительности договора, лишает организацию права при возникновении судебного спора ссылаться на свидетельские показания (ст.162 ГК РФ). То есть нельзя будет просто пригласить работников в суд и спросить их, продавали они организации товар или нет. Поэтому для обоснования своей позиции необходимо иметь как можно больше документов, подтверждающих, что работник действовал в интересах организации. Это могут быть служебные или объяснительные записки, отчеты работников о произведенных покупках, служебные задания, отметки в книге учета поездок по городу и т.п.
В.В.Брызгалин Директор агентства правовой безопасности "Налоговый щит" Подписано в печать 30.08.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |